Найти тему

Раскрыта тайна "Ласточек": зачем поезда с МЦК по ночам отправляют в Подмосковье

Малое железнодорожное кольцо, находящееся в черте столицы и приспособленное для движения поездов МЦК, всегда было овеяно легендами. Вернуть на него пассажирское движение собирались более 80 лет. И вот еще один повод для разговоров: москвичи заметили, что по ночам составы, которые курсируют на кольце, отправляют в Московскую область. Многие стали теряться в догадках: зачем? И что там с ними делают? С ответом на этот вопрос не смогли справиться даже знатоки из телевизионного клуба "Что? Где? Когда?"

Поезд "Ласточка" на МЦК. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Поезд "Ласточка" на МЦК. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Московское центральное кольцо (МЦК) - одна из линий скоростного рельсового транспорта столицы. Она была открыта в 2016 году. Протяженность - 54 км. На кольце 32 станция, на большинстве есть пересадки на метро, МЦД и пригородные поезда.

Для запуска кольца было использовано Малое железнодорожное кольцо, построенное в 1908 году тогда еще вокруг Москвы (своего рода дореволюционный железнодорожный "МКАД").

Московское железнодорожное кольцо вскоре после открытия. Фото начала XX века (Источник mosmetro.ru)
Московское железнодорожное кольцо вскоре после открытия. Фото начала XX века (Источник mosmetro.ru)

Изначально на кольце существовало как грузовое так и пассажирское движение, для чего на станциях были построены вокзалы. Однако в 1934 году движение пассажирских поездов на кольце было прекращено. Границы Москвы достигли железнодорожного кольца, и власти сделали ставку на развитие городских видов транспорта. Когда же мегаполис перешагнул далеко за пределы железнодорожного кольца, снова появилась идея использовать трассу для пассажирских перевозок. Превратить в своего рода наземное метро. Эта идея появилась еще в советское время. Однако осуществить ее смогли только в XXI веке.

Схема МЦК. Источник: Mos.ru
Схема МЦК. Источник: Mos.ru

Это совместный проект Российский железных дорог и Московского метрополитена. Линия обслуживается железнодорожным составом (поезда "Ласточка"), но интегрирована в билетную систему метрополитена и по интервалу движения поездов соответствует стандартам подземки. Вместимость каждого состава - 1500 пассажиров. В вагонах есть туалеты (отсутствующие в поездах обычного метро), системы климат-контроля и Wi-Fi. На схеме скоростного транспорта Москвы линия обозначена № 14. Вот как она выглядит:

Одна из схем скоростного транспорта Москвы с МЦК. Источник: Дептранс
Одна из схем скоростного транспорта Москвы с МЦК. Источник: Дептранс

МЦК стало невероятно популярным среди москвичей. А по уровню комфорта оно даже опережает линии метро. И вот горожане заметили, что по ночам "Ласточки" покидают кольцо и уезжают в направлении области. И забеспокоились. Неужели планируется замена подвижного состава? Не поставят ли на кольцо старые электрички?

"Ласточка" на станции "Владыкино" МЦК. Фото из книги "Наше дорогое метро"
"Ласточка" на станции "Владыкино" МЦК. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Вопрос даже попал в телевизионную игру "Что? Где? Когда?" в выпуске 24 декабря 2023 года.

Знатоки не смогли дать на него правильный ответ.

Если быть точным, в целом их гипотеза была очень близка к верной, но объяснить что конкретно делают с поездами с МЦК в Подмосковье у них не получилось. Версии были разные: "поднимают вагоны", "поворачивают колесную пару".

Кадр из программы "Что? Где? Когда?" с обсуждением вопроса о "Ласточках". 24 декабря 2023 года. Первый канал. Производитель программы - ООО "Игра-ТВ"
Кадр из программы "Что? Где? Когда?" с обсуждением вопроса о "Ласточках". 24 декабря 2023 года. Первый канал. Производитель программы - ООО "Игра-ТВ"

Как говорится, внимание: правильный ответ.

"Ласточки" начали отправлять в Подмосковье через пять лет после начала эксплуатации МЦК - с 2021 года. И дело не в ремонте. Составы возвращаются из области почти сразу. Причина в том, что из-за движения поездов по кругу колесные пары стачиваются с одной стороны сильнее, чем с другой. Когда это обнаружили, решили, что нужно разворачивать поезда на 180 градусов, чтобы колесные пары стачивались равномерно. Именно для этого "Ласточки" выводят в Московскую область, где производят разворот состава. Так, например, головной и хвостовой вагоны, меняются местами.

А вот в Карелии на станции Рускеала для разворота паровозов действует специальный круг.

Разворотный круг для паровоза в Карелии. Фото автора
Разворотный круг для паровоза в Карелии. Фото автора

В Москве и Подмосковье нет подобного круга, который бы мог вместить "Ласточки". Для разворота составов используют соединительные ветки между перегонами, которые позволяют обернуть состав на 180 градусов.

Кстати, аналогичную задачу приходится решать не только железнодорожникам на МЦК, но и в московском подземелье - метрополитену. На Кольцевой линии столичной подземки. Поезда там тоже двигаются по замкнутому кругу много десятилетий. И стачивание колесных пар происходит неравномерно. Приходится выравнивать, разворачивать. В этом году замкнулась и еще одна полностью подземная линия метро - Большая кольцевая. А значит, и там со временем встанет тот же вопрос.

Колесная пара "номерного" вагона метро. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Колесная пара "номерного" вагона метро. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации! Подпишитесь на канал!

Новые материалы также в моем телеграм-канале: https://t.me/Zhestkov_Travel

Все тайны метро в одной книге
Коллекция впечатлений
3 июля 2023