В азиатских обществах издавна прививают детям ценность приоритета семьи над собой, что приводит к традиционно более слабому чувству индивидуальности.
Добро пожаловать в очередной пост по корейской философии жизни😁
Считается, что сила общества зависит от гармонии в семье. Если семейные узы не крепки, то распадается ткань общества. И наоборот, крепкие семейные узы способствуют процветанию государства.
Кстати, важно понимать, что для Конфуция общество и государство — суть одно и тоже. И «хё» (в китайском оригинале «сяо» — сыновняя почтительность) распространяется на общее почитание старших, начиная с начальника по службе и дальше вплоть до императора.
Вы знаете какие персонажи переполняют традиционный китайский пантеон богов? Чиновники! Именно так. Китайская культура обожествляет чиновников, земных госслужащих, превращенных после смерти в духов-покровителей.
Важность сыновней почтительности выходит за рамки даже правовых норм, олицетворяя собой нравственный компас, ориентирующий человека на то, что соблюдение семейных добродетелей превыше всего.
Конфуцианское сыновнее благочестие, в отличие от западной морали, это практика и конкретика, а не метафизика. Библейское учение подчеркивает уважение к родителям, и это одна из десяти заповедей. Но это не первая и не самая важная заповедь.
На первом месте стоит верность Богу. К слову, некоторые христиане в Корее отказываются кланяться во время церемоний почитания предков или родителей, поскольку кланяться следует только Богу.
Конфуцианское учение, напротив, ставит во главу угла святость порядка! А семья и жесткая дисциплина в ней являются основой добродетели и сплоченности общества. Почитание же богов и духов предков, всего лишь часть всё той же добродетели — сыновней почтительности, поддерживающей неизменный порядок мироздания. Младший подчинен старшему.