Быть ломовой лошадью или порхать по жизни музой? В кино СССР можно найти разных героинь. И те, чья хозяйственность/феистость доведены до предела, и те, кто удачно сочетает все: готовность любить и при этом не забывать о насущном.
Сначала хозяйственные.
Крепкие хозяйки, но либо лишенные способности любить, либо подзабывшие ее за ненадобностью. Либо понимающие любовь тоже как хозяйство. Знаете такую шутку, что советская мама просит прощения у своего взрослого ребенка фразой «Кушать будешь?».
Фильм «Сладкая женщина», героиня – Анна, кстати, по фамилии Доброхотова. Но если в народе слово «доброхот» имеет хоть и немного негативный, но не вещественный окрас, то Анна в фильме хочет, в основном, вещей.
Не могу сказать, что у Анны нет достоинств. У нее прекрасный дом (и это в то время, когда получить жилье и достать все необходимое было несравнимо сложнее, чем сейчас), она хорошо зарабатывает. С удовольствием наряжается и хорошо выглядит. Мужчины ей не те попадались – это верно. Все какие-то возвышенные, высокодуховные (если не повесть брать, а смотреть фильм, в котором многое приукрашено, в том числе и мужчины Анны).
«Блондинка за углом». А тут другая история. Сначала героиня Догилевой кажется просто невыносимой (впрочем, как и ее противоположность, Регина, об этой позже).
Кажется, что кроме дефицита и полезных знакомств, ее вообще ничего не интересует. Но потом Блондинка невероятным образом все-таки меняется, да и миры «духовных» и «приземленных» оказывается, не такие уж далекие друг от друга.
Теперь «Феечки».
Высокодуховные или просто… странненькие девушки, далекие от домашнего быта и даже несколько потерянные в жизни.
Эталонная феечка – это Анна Адамовна, карикатурный образ книжной чудачки из фильма «Покровские ворота».
Говорят, на этапе создания в фильме была страшно пошлая сцена. То ли спинка кровати в комнате Костика, которая билась в стену, то ли был только характерный звук от нее. Если такое было, то хорошо, что вырезали. И без этого образ Анны Адамовны хорош. Столько мемов! Вся угловатая, противоречивая вся – это она.
Людочка, возлюбленная Хоботова, нет – та только в виду фея, а так довольно приземленная и даже хитрая мадам.
Из той же «Блондинки за углом» – Регина. Регина от своей бестолковости не страдает. Она ей откровенно наслаждается.
Часто такие люди свою бытовую нелепость почему-то путают с врожденной интеллигентностью и даже повышенной моральностью. Конечно, ошибаются.
Пока у Нади девиз по жизни «нет проблем», не в смысле, что их нет, а в смысле, что она их легко решает, Регина проблемы вокруг себя только создает. Например, случайно съедает батон хлеба, задумавшись. Наверное, думала о душе, о Родине, а может о Боге.
Аллочка из фильма «Осенний марафон»: эталонная питерская феечка, которая выше всего того, что заботит крепкую хозяйку Эн Е (Нину Евлампиевну). Выше-то она душой, а физически пребывает в страшненькой комнате. Тоже мне, маркер высоких моральных устремлений... Про комнату Аллочки, похожую на гроб, я уже писала в этой статье.
А есть героини – все успевают. И одухотворенные, и хозяйственные при этом. Когда предложили выбрать, они сказали «мне, пожалуйста, оба».
Так обычно и бывает по жизни: лучшие люди не выбирают между карьерами, материнством, личной жизнью и домашним уютом, умом и красотой. А берут все.
Маргарита Павловна Хоботова из выше упомянутых «Покровских ворот». Прекрасная, влюбчивая женщина.
С одной стороны, у нее напряженная духовная жизнь. С другой, она умеет в жизнь материальную. Нет никаких сомнений, что новую квартиру Савва под руководством Марго отделает так, что любо-дорого смотреть будет. Ну а что из центра уехать придется, так это тогда не считали за неудачу. Жилье в центре еще не было оценено в твердой валюте, персональный туалет ценили больше.
Да и не только в квартире у нее порядок: и в работе, и в любви тоже.
Кто Марго за двух мужей-то осуждает? Какие-такие морально-нравственные камертоны? Вот сначала добились бы, что два мужа от них уйти не могли одновременно, а потом осуждали...
Вера из фильма «Вокзал для двоих». То, каким тоном герой Михалкова произносит «на заработную плату будешь жить?», дает понять, что жить на нее нельзя. По крайней мере по-человечески. А кое-как жить Вера не хочет. Вот и пришлось работать в двух местах: в ресторане и на рынке.
Даже одного какого-то из этих двух мест хватило бы, чтобы женщину превратить в озлобленную профессиональную хамку. Но с Верой этого не произошло – уже на второй день Рябинин это разглядел.
Какая она добрая! Ей после тяжелого трудового дня достаточно выйти на своей остановке и вдохнуть свежего воздуха, и все как рукой снимает.
Ну и, конечно, Прокофий Людмиловна, она же Наша Мымра из фильма «Служебный роман». Мымристого-то в ней была самая малость: дурацкий пиджак и толстые очки. И то и другое можно снять.
И тогда Директор оказывается прекрасной женщиной: не просто чувствующей, но еще и очень трепетной. Про пример с детьми я писала как-то, Мымра на деле – намного нежнее и тоньше, чем остальные герои фильма. Которых сухарями вовсе никто не считал.
А дом у нее… да, дом не простой в силу должности. Но расположение дома и площадь это еще не все. Людмила Прокофьевна убирает дом с любовью к физическому труду. Это чувствуется. Она не живет во внутреннем мире, а преображает пространство вокруг себя. А наряды? Ведь достала она их, хотя явно не опустилась до вещевого сотрудничества с секретаршей, которая совала ей нелепые батники и давала вредные советы со своей низенькой колоколенки.
Не все тогда можно было купить. Связи требовали не денег, а умения хорошо жить и коммуницировать с людьми.
В принципе это намного важнее любой "духовности".
Почитать еще: