Найти в Дзене
Дракон старой гвардии

"Впервые замужем": правда ли Тоня такая хорошая и добрая? Нет!

Очень милый и, как мне кажется, недооцененный советский фильм “Впервые замужем” рассказывает про жизнь молодой женщины, которую любимый бросил беременной.

Вот что хорошего было в СССР – при всех относительно строгих нравах городская работающая женщина могла особенно не бояться осуждения. Ну, то есть, понятно, что жизнь ее была не сахар. Но все же коллектив ее больше защищал, чем осуждал, а государство как-никак помогало.

Главная героиня – хорошенькая, но очень скромная и неброская внешне Тоня (Евгения Глушенко), а ее подруга – пробивная и очень яркая Галя (Валентина Теличкина).

Тоня по фильму чуть ли не святая! Кладет жизнь на воспитание дочки Тамары, которую “принес на веревочке аист”, бросает техникум, а когда Тамара уже постарше, и вовсе забивает на свое образование – считает, что поздно. И даже отказывается развивать отношения с фронтовиком Лешей, потому что он не понравился Томе.

-2

Только есть один момент, когда становится понятно, что Тоня не то что не святая, а и пнуть исподтишка может.

Во второй части фильма Тамаре около 20 лет. Она здоровая красивая девка, но хронически ноющая неудачница. Не ту школу закончила, не то образование получила, мама ничего в жизни "не дала", ничего не понимает и дочку на хорошую работу с выездом за рубеж не устроила. Ничего себе аппетиты, да? В то время, когда выезжали за рубеж единицы. А миллионы сидели в союзе, отдыхали у костра под гитару и не жужжали.

-3

Тамара выходит замуж за такого же паренька – неудачника Игоря, который возомнил себя актером. Плевать, что 90 % желающих стать актерами отсеивают еще на этапе отбора. А остальные 9,9 % прозябают на эпизодических ролях и массовках и лишь единицы становятся звездами. И он, и Тома считают, что достойны не просто большего – намного, намного большего!

Ну и стремились бы, раз амбиции есть. Но это сложно, и вместо этого Тома выгоняет маму на улицу, чтобы мужу было комфортнее в квартире!

В детстве от этого эпизода меня охватывал гнев. От того, что Тоня покорно собирает сумочку и уходит вечером прямо на улицу. Мне хотелось обнять всех несчастных мам в мире и восстановить справедливость, надавав этой сумкой по лицу Тамаре.

Тоня приходит к подруге Гале. Галя из девочки с общаги стала состоятельной дамой. Она и сама на хорошей работе, и ее муж – какой-то не то деляга, не то барыга.

Муж
Муж
Галя
Галя

Помните, я писала, что в советских фильмах короткий эпизод мог создать целую историю? Муж Гали и сам в момент их встречи принимает гостей, и заходит в гостиную, чтобы достать из стенки игральные карты. Тасует карты на ходу (они не новые), то есть речь идет о дружеской игре, а не крупняке на деньги, но все равно для советского времени это жирный маркер, что компании тут собираются не самые образцовые. Галя смотрит вслед мужу, словно ей больно, неприятно, или даже стыдно перед подругой (нищей бездомной уборщицей) за такого мужа.

Ком в горле. Видите?
Ком в горле. Видите?

Хотя он внешне вежлив и культурен, и легко разрешает жене пустить подругу перекантоваться. То есть Галя живет, может, и не по советскому идеалу, но вполне прилично и муж к ней относится хорошо (дальше выяснится, что они едут отдыхать на море).

И вот Тоня, которую единственная дочь только что выгнала из дома, задает Гале вопрос:

-Ну а ты как? Никого не родила?

Вот именно так, дословно.

У Гали сложности с рождением детей. Тоня это знает, они же подруги с ранней юности. По квартире Гали отчетливо видно, что детей здесь нет. А “нет детей” – это не всегда просто отсутствие беременности, иногда – постоянные потери беременности, а порой даже потеря уже родившегося ребенка, что еще тяжелее. То есть вопрос Тони не просто бестактный, он чудовищно жестокий по смыслу и ужасно грубый по форме.

Зажиточная квартира Гали
Зажиточная квартира Гали

Кстати, еще про Галю. В начале фильма Галя “песочила” Тоню на собрании как мать-одиночку, чем вызвала ее слезы, но делала она это, чтобы помочь ей получить комнату. И еще Галя бескорыстно помогла Тамаре попасть в ансамбль. Вот такая добрая женщина, хоть и без внешней сентиментальности (а сентиментальность к доброте как раз отношения не имеет).

Если бы Тоня действительно не знала, как дела у Гали, например, встретились после долгого перерыва на улице, она могла бы спросить про детей как-то аккуратнее, деликатнее. Хотя если бы дети были, Галя сама бы поделилась.

А тут – прекрасно зная ответ, намеренно укусила побольнее. Укусила руку, предлагающую помощь – Галя предлагает ей остаться у нее дома.

Причем попрекнула отсутствием детей, когда ее собственный ребенок только что выставил из дома.

Кстати, а как бы вы ответили на месте Гали на такой вопрос, который то ли святая простота, то ли намеренный пинок? А она ничего, терпит.

Дальше Тоня снова обращается в добрую, мягкую, покладистую женщину и все у нее становится, постепенно, прекрасно. А у меня вот осадочек остался.

Еще статьи:

"Где находится нофелет" - почему две главные девушки так не похожи на остальных

Верочка и Людмила Прокофьевна: анализирую советы

20 лет Бандитскому Петербургу: почему он не устаревает