Чтобы повысить самооценку ребенка, недостаточно просто сказать ему: «Ты лучший на свете». Необходимы более мудрые стратегии, которые помогут детям развить адекватный и позитивный взгляд на себя.
Как родители, мы хотели бы знать все о том, как воспитывать и обучать наших детей. В идеале, мы хотели бы жить в мире, где к каждому ребенку прилагаются инструкции о том, как с ним обращаться, как реагировать на его потребности и как сделать его счастливым человеком. Однако большую часть времени нам приходится действовать вслепую, практически инстинктивно. Иногда мы выбираем правильный путь. Но чаще - неправильный. Уничтожение детской самооценки - один из них. И вы удивитесь, узнав, как легко мы это делаем!
Как родители уничтожают детскую самооценку?
Самооценка это наше представление о том, как мы видим себя и как, по нашему мнению, нас видят другие. В этом вопросе решающее влияние практически всегда оказывает наше окружение, особенно наши родители. Каждое взаимодействие с людьми (семьей, учителями, друзьями и пр.) и опыт, которые мы получаем в раннем детстве, являются ключом к формированию нашей самооценки.
И развить и закрепить хорошую самооценку легче в детстве, чем потом ремонтировать ее во взрослом возрасте. Калифорнийский университет (США) провел исследование по этому поводу.
Было обнаружено, что семейная среда самая сложная по своей многофакторности и самая влиятельная на формирование личности ребенка: ценности, передаваемые родителями и более старшими поколениями родственников, наличие традиций и правил, психологический климат, заболевания у родителей, финансовые, жилищные и другие проблемы. Эти факторы не всегда очевидны, но они очень значимы. Например, ребенок из бедной семьи вероятнее будет чувствовать себя неуверенно, чем ребенок из финансово состоятельной семьи. А ребенок из семьи, в которой принято решать проблемы вместе и помогать друг другу, будет увереннее и спокойнее, чем ребенок из семьи, в которой из-за проблем только ссорятся и обвиняют в них друг друга.
И плюс те факторы, как мы, родители, неосознанно разрушаем самооценку наших детей. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
1. Их обязанности не соответствуют их возрасту
Важно помнить, что детям необходимо чувствовать себя компетентными. Чтобы это произошло, нет ничего лучше, чем дать им обязанности, соответствующие их возрасту.
С другой стороны, если дети растут с верой в то, что кто-то всегда захочет облегчить их жизнь и решить за них проблемы, рано или поздно им придется столкнуться с реальностью.
Таким образом, ребенок, который обнаруживает, что способен самостоятельно выполнять несколько посильных ему задач, эффективнее формирует свою самооценку. Но родители зачастую не то, что не дают посильных задач, они ограждают даже от минимальных обязанностей.
Каждый день детям предоставляется множество возможностей обрести большую независимость. Нам необходимо поощрять их и доверять им дела, соответствующие их возрасту. Помыть посуду и развесить белье это не про использование детского труда! Это про формирование бытовых навыков и здоровой самооценки.
2. Предотвращение ошибок
Как родители, мы часто выступаем в роли супергероев и спасаем наших детей. Мы предотвращаем их ошибки, неудачи и разочарования и не позволяем им падать. Однако, если позволить им совершать ошибки и прилагать умственные усилия для разрешения некритичных инцидентов самостоятельно, это даст им ценные возможности для психологического роста.
Самоуважение также рождается в каждой невзгоде, которую вы преодолеваете. Это то, чему ребенок может научиться на основе самого простого и невинного опыта.
Хотя безопасность и благополучие наших детей является приоритетом, есть определенные переживания, через которые маленькие дети должны пройти самостоятельно. Не напоминайте ребенку оставить мяч дома перед походом в парк. Это поможет ему в следующий раз взять на себя ответственность за свои вещи .
Ребенок должен научиться терпеть неудачи, чтобы понять, как добиться успеха на жизненном пути.
3. Защита ребенка от собственных эмоций
Когда ребенок плачет, грустит или расстроен, у нас иногда возникает искушение купить ему леденец или игрушку. Мы знаем, что это мгновенно заставит его улыбнуться. Но какой урок он извлечет из этого? Никакой.
Родители часто наносят ущерб самооценке детей, сводя к минимуму их эмоции или лишая их возможности научиться эти эмоции регулировать.
Самоуважение означает, помимо прочего, умение справляться со своими эмоциями, не увлекаясь ими. Таким образом, хорошая эмоциональная компетентность является еще одним столпом развития детей. Это помогает им обрести положительную самооценку.
Не помешает изучить подходящие стратегии развития эмоционального интеллекта, которые помогут в обучении наших детей. Ведь если им пренебрегать, наши дети вырастут без умения регулировать собственные эмоции, а отсюда тянется множество проблем.
4. Доводим их до совершенства
Воспитывать наших детей так, чтобы они были идеальными, означает воспитывать их в страхе, что они никогда не оправдают возложенных на них ожиданий.
Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его дети были самыми лучшими и успешными. Однако счастье важнее исключительных достижений. Малыши должны наслаждаться своим детством и не начинать развивать нездоровые ожидания в отношении себя с раннего возраста. Ребенок или подросток, который растет с убеждением, что он или она делает недостаточно, почти всегда сопровождается плохой и фрагментарной самооценкой.
Это хорошая идея – ставить перед нашими детьми цели, к которым им нужно стремиться. Это способствует их зрелости и ответственности. Но эти цели должны быть реалистичными и мотивирующими, и дети должны быть с ними согласны, им самим должны эти цели нравиться.
5. Злоупотребление похвалой
Иногда, возможно, из-за нехватки времени, мы можем злоупотреблять положительным подкреплением. Это означает, что мы склонны описывать все, что делают наши дети, как нечто необыкновенное и постоянно говорить им, какие они замечательные и умные. Однако детям необходимо научиться руководствоваться и другими отзывами, чтобы делать свои дела еще лучше.
Например, предположим, что наш ребенок показывает рисунок, который, как он знает, не из лучших. Если мы скажем ему, что рисунок красивый, малыш поймет, что это неправда. Более того, у него не будет мотивации совершенствоваться, потому что кажется, что все, что он делает, потрясающе. В результате он теряет возможность учиться.
Любое подкрепление, данное ребенку, должно быть искренним, понятным и обучающим. Поэтому, если мы хотим повысить самооценку наших детей, лучше сказать им: «Я очень горжусь тем, как усердно ты работал», чем: «Ты все делаешь так хорошо, потому что ты самый красивый и умный мальчик в мире». Об этом стоит подумать.
В детстве легче развить здоровую самооценку, чем работать над ней во взрослом возрасте.
Конечно, это не все примеры нашего, родительского поведения, которое влияет на самооценку детей. Мы не упомянули очевидного и, увы, частотного - чрезмерную критику и постоянное недовольство ребенком. Но не упомянули по простой причине - тут и так все понятно.
А какие примеры из вашего детства вы могли бы вспомнить, что оказало влияние на вашу самооценку и кто больше всего помогал ее формировать?
Ольга Ракитина