Не знаю, как вы, а я просто обожаю всякие-разные штуки, когда берётся какая-то сложная тема и формулируется в виде одного-двух коротких предложений, которые при этом эту тему полностью раскрывают.
И пока в моей подборке из вот прям идеальных примеров был только один - это тест на инженерное мышление. Он состоит из одного вопроса и работает примерно в 100% случаев. Вопрос: "Представьте, что вы инженер, и вот вы заходите в комнату и видите там картину. Но картина это висит немного криво. Что вы, как инженер, с этим сделаете?" И варианты ответов: а) поправлю; б) оставлю, как есть; в) изобрету машину, которая будет измерять угол и время от времени автоматически поправлять картину.
Ну как, подумали, какой вариант выберет инженер? Так вот, настоящий инженер не будет ничего выбирать, а возьмёт карандаш и где-нибудь на полях напишет что-то типа: "А как эта картина должна висеть по техзаданию?"
Так вот, к чему это всё. Мне последнее время в Дзене стали попадаться статьи про творчество Толкина - мол, мир Толкина создавался годами и очень дотошно, он изучен от корки до корки, там опубликованы тысячи страниц черновиков, огромное количество научных и исследовательских работ. В общем, мы знаем, как его читать, что он имел в виду, и даже если твои личные взгляды с ним не совпадают (далеко ходить не надо, мне, как инженеру, было очень обидно читать, что "человечество в целом и инженеры в частности сущие идиоты и при этом ещё и, как правило, злокозненны"), в целом при желании ты можешь докопаться до объяснения того, что автор на самом деле имел в виду.
Но на самом деле, в фэндоме недавно всплыл один вопрос, на который у Толкина нет ответа ни в одном тексте. И именно поэтому его можно применять как тест - насколько читатель понимает мировоззрение автора. Что же это за вопрос?
"Властелин Колец", Вторая эпоха. Нуменорцы жаждут бессмертия, и Ар-Фаразон собирает флот и отправляется в Аман, требовать бессмертия у Валар. В итоге Нуменор оказывается потоплен, Аман удалён из кругов мира, а войско нуменорцев оказывается заточено в Пещерах Забвения. И будет там находится до конца света, когда вернётся Моргот, только тогда войско нуменорцев проснётся и вступит в битву. Внимание, вопрос - а на чьей стороне они будут сражаться?
Мне просто бесконечно нравится этот вопрос, потому что у Толкина реально нет об этом ни слова, и когда он это писал, то, видимо, воспринимал выбор стороны как нечто само собой разумеющееся. И готов поспорить, что подавляющее большинство читателей тоже так воспринимают и никогда над этим вопросом не задумывались. Но вот только, как выясняется, воспринимают они это с разных точек зрения.
И логически, как бы, да, Ар-Фаразон - один из самых плохих людей в книгах Толкина. Морготопоклонник, узурпатор, диктатор, святотатец, насильник и вообще нехороший человек. Да ещё и просидевший несколько эпох под землёй. Естественно, что можно предположить, что выйдет он из этих пещер крайне озлобленным и попытается этим вашим валарам вломить то, что не смог вломить раньше.
Но есть одно "но" - это Толкин. Автор, у которого нет ничего изначально злого, у которого в мироздании даже нет понятия ада, у которого вся мифология построена на идее прощения и смирения. И не знаю, как вы, но я вот свято убеждён, что Толкин не стал бы писать историю, в которой одушевлённое существо не имеет возможности исправиться. Да что там, достаточно вспомнить, как в "Хоббите" Торин помирился с Бильбо, а во "Властелине Колец" шанс на искупление получил не только Боромир, но даже Голлум и Грима. Аналогично дела обстоят и с толкиновским концом света - это, в первую очередь, шанс на искупление прошлых грехов, и неслучайно самую важную роль в нём играют, мягко говоря, самые спорные личности - Турин, который побеждает Моргота, и Феанор, который раскалывает свои Сильмарили. И где-то рядом с ними очень даже хорошо вписываются пытающиеся искупить свой грех мятежные нуменорцы, которые так рвались получить вечную жизнь и в каком-то смысле её получили, да вот только вряд ли этому обрадовались.