Найти в Дзене

Хроники Акаши 2004-2008. Филфак: первые шаги молодого педагога. Публикация 6.

Этот период можно назвать предопределяющим дальнейшие пару десятков лет, а может и больше: не ведаю, т.к. текст этот пишется в конце декабря 2023. Его условно можно разделить на 2 стадии: окончание обучения и первые шаги в трудовой деятельности.

Старшие курсы филфака запомнились погружением в более глубокие дисциплины: теория перевода, практика перевода, теоретическая грамматика, стилистика, история языка и прочие непростые теории, в которых я искал инструменты - ключи к неведомым дверям. В своих почти ежедневных поездках между ВУЗами в рядом расположенных городах я заметил появление экспозиции строительной техники Volvo. Это прямо бросилось мне в глаза: на одном и том же месте стояли то экскаваторы, то погрузчики. И я порой думал, что им наверное нужен кто-то типа меня, но сперва нужно закончить учёбу. Две учебы с работой совмещать точно невозможно.

Иллюстрация поиска ключей к дверям в неведомое будущее. Создана роботами
Иллюстрация поиска ключей к дверям в неведомое будущее. Создана роботами

К этому времени я уже очень пристрастился к онлайн-технологиям, потому начал собирать свою собственную электронную библиотеку с учебниками, монографиями и прочими материалами по вопросам, которые меня интересовали по ходу прохождения этих курсов. Тогда же вызревала идея организации онлайн-обучения, обрастая новыми подробностями и связями в аспирантуре. В 2006 зав аспирантурой уверяла меня, что как только закончу - они меня ждут с такой актуальной темой как онлайн-обучение.

В рамках тренировки к дальнейшему походу в науку, я повадился писать страждущим старшекурсникам курсовые работы по интересующим меня дисциплинам. Для этого обзавёлся списанным из типографии струйным принтером, который ещё до появления заводских систем я заправлял порой и просто штемпельной краской. И ещё монтажным степлером для прошивки готовых работ. В сезон сбыт составлял порядка 3-5 работ в неделю, а клиентская база - студенты 3-4 курса. Я помнил очень от частого взаимодействия с материалом и начинал строить междисциплинарные связи, оттого задавал сложные вопросы лекторам и ломал планы занятий на практиках. Первый год всё шло отлично, а в следующий кафедра стала интересоваться причинами такой странной прошивки работ, а ещё почему разные работы на сложные и непопулярные темы, для которых материалов в библиотеке нет, прошиты одинаково да ещё и написаны похожим образом. Однако формально найти следы было сложно. Только один преподаватель догадалась кто на самом деле написал добрую половину курсовых работ 4 курса по грамматике и переводу. Она подошла ко мне третьекурснику и спросила "А вы собираетесь сдавать свой курсовой или уже его продали?" На следующий день я принёс ей свой, прошитый так же, как ранее проданные.

В глазах сокурсников я выглядел очень странно: почти никогда не стоял с ними на переменах (мне нужно было быть в буфете или в курилке на приёме и выдаче заказов на курсовые), не проводил с ними время (лично мне было неинтересно, т.к. в этой среде я не мог общаться на волнующие меня теоретические вопросы), почти никогда не сдавал сессию вместе с ними (параллельно ведь была другая сессия в соседнем городе). Это было адски тяжело. Спасала молодость и ноотропы с наблюдением у соседки-невропатолога. А то, что я знал ответы на вопросы сокурсников по теории, хотя меня не было на этих занятиях (а зачастую я вызывался разъяснить вещаемое преподавателем с другой точки зрения или выдать обзор точек зрения на проблемный вопрос) вызывало нескрываемое раздражение одногодок. Это напряжение вылилось в клевету такого уровня, за которую, если бы очень принципиальный заведующий выпускающей кафедрой (их было 3) вполне имел право меня отчислить если бы поверил. Но он вызвал меня с пары на личный разговор, допросил, выслушал мои показания и молча ушёл. Вскорости одногруппницу отчислили без права восстановления. Это она наговорила обо мне такого, от чего отмыться было бы невозможно, если бы не этичность этого заведующего кафедрой. Так я впервые увидел силу искренности и ценность этики во взаимоотношениях. Это легло в основу моделей поведения: я тогда решил, что открытость и искренность - ключ к тем дверям, которые больше никак не открыть. С тех пор в трудовых и просто рабочих отношениях я пишу и говорю только так, чтобы потом эту переписку мог увидеть любой при необходимости. Никаких камней за пазухой. Потом это меня много раз выручало, потому что мне нечего было скрывать.

В этот же период мы создавали совместные коммерческие проекты с программистами: мне нужны были консультации по некоторым методам анализа и структурирования данных, а ещё - компетенции для реализации мечты об онлайн-обучении.

Таким образом, в тот период я считал формирование собственных компетенций ключом к дверям жизни.

Год окончания университета
Год окончания университета

К тому времени уже прошли практики в школах, где я вёл уроки литературы и английского в старших классах, и одна практика в машиностроительном техникуме. Понюхав прелести педагогической работы, я решил, что в учебные заведения я пойду только если жизнь прижмёт. Удовлетворения это не могло принести никакого: ни с точки зрения зарплаты, ни в рамках удовлетворения жажды знаний и приключений. В итоге, я рисковал превратиться в провинциального "непризнанного гения": интеллектуала с парой высших образований, огромным багажом активных профильных знаний и без работы по специальности. Альтернатива - идти куда попало ради зарплаты. Всё равно на аспирантуру не хватало. На свою же кафедру иностранных языков идти я тоже не рвался: не было никакой экономической целесообразности ездить в соседний город каждый день ради практически таких же копеек, что в учебном заведении в родном городе.

Тогда же я завёл себе профиль на американской платформе Elance (после ребрендинга - Upwork) и стал идти по сложному пути копирайтера на английском. Писал статьи на заказ: о строительстве собачьих будок, о ревматизме овчарок, об антидепрессантах,... Не сказать, что это было легко или прибыльно, однако рейтинг постепенно рос. Так как писать эти тексты нужно было с учётом требований к поисковой оптимизации (SEO), то университетские познания в стилистике мне очень пригодились. Я писал и переписывал, пока всевозможным программам анализа не начинало "нравиться". В дальнейшем SEO сыграло большую роль на трудовом пути. Также, в тот период я крыл крыши рубероидом. Это помогло мне осознать преимущества комфорта, который предлагает интеллектуальный труд. Особенно впечатлил вид человека, который газовой горелкой греет 50-литровый пропановый баллон, чтобы поднять в нём давление. И вместе с этим - осознание того, что никто тебя спасать не будет. Если повезёт - то скорую вызовут. Мозг прямо прочищается. Я жил, надеялся и верил. Верил в то, что я найду работу мечты.

2008 - переломный год. Источник: https://mlheavyconstructionequipment.com/articulated-haulers-for-sale-rental/
2008 - переломный год. Источник: https://mlheavyconstructionequipment.com/articulated-haulers-for-sale-rental/

По дороге после защиты последнего курсового в магистратуре по экономической специальности, одногруппница предложила зайти в отдел кадров одного сетевого супермаркета. Просто так. Мы зашли, и я за компанию тоже заполнил анкету. К моему удивлению, меня пригласили на собеседование в столицу. Родственники помогли с транспортными затратами - и я прошёл собеседование на должность регионального менеджера по рекламе. Зарплата не очень большая - эквивалент 250 долларов, но всяко больше чем в школе . "Мопеду", как мы шутили, то есть - МОлодому ПЕДагогу, платили сильно меньше. И вот, на открытии супермаркета, на официальном банкете с владельцами здания я встречаю человека, с которым мы взаимодействовали: я лет за 5 до этого помогал его тогдашнему шефу в поиске англоязычной информации, а он был у него в помощниках. Разговорились, а он оказался уже одним из директоров девелоперской компании, которая владела многими зданиями. На его вопрос "Ты чего тут делаешь?" я рассказал свою историю: что надо платить ипотеку, а тут интереснее, чем в учебном заведении. На что он порекомендовал мне прекращать заниматься ерундой и на следующий день позвонить Ольге. И дал её телефон. Я позвонил, ещё на следующий день пошёл на встречу. Ольга оказалась финансовым директором местного представительства Volvo Construction Equipment. Той самой компании, что выставляла строительную технику. В рамках собеседования мне просто дали спецификацию на экскаватор и задали несколько вопросов по ней: "что мне нравится/не нравится в этом образце строительной техники", ткнули пальцем в строчки про ковш и попросили рассказать что я могу сказать об этом. А что я мог сказать: меня впечатлило наличие кондиционера, кабина с защитой от падения и несколько вариантов зубьев для ковша. Мне искренне стало интересно зачем к ковшу для зубьев с болтовым креплением положили в спецификацию ещё и наварные зубья. Ещё дали спецификацию на сочленённый самосвал, но я тогда не знал, что он сочленённый, а назвал его именно карьерным по изображению (выше), но внутри спецификации ответил на все вопросы про фильтры, предварительные подогреватели и систему защиты топлива от замерзания. В общем, это была проверка, которую я прошёл. Потом я узнал, что мои предшественники школьные учителя не могли пройти этот своеобразный тест без словаря. Зарплату сразу предложили в эквиваленте 500 долларов, что для тех времён, региона, мой специальности и отсутствии внятного опыта работы было просто космическим успехом. Более того, в рабочие обязанности входило ведение переписки, перевод письменный и устный, участие в переговорах, подготовка договоров, ведение коммуникаций и подготовка документов по логистике международных мультимодальных перевозок негабаритных грузов и подготовка к постановке в таможенный режим импорта. Для человека с жаждой познания и применения уже изученного - как раз то, что надо.

Так ко мне пришло ещё одно понимание: люди растут и меняются, ничего не происходит случайно, поэтому никогда не знаешь к чему приведёт мимолётное знакомство или помощь человеку. И началась та веха, к которой я так долго шёл: английский, прикладной, можно сказать - боевой. Сложный, непредсказуемый, с корпоративными войнами, командировками, бесконечными переговорами, обучением и участии в развитии бизнеса местного дилера. Но это уже другой период, другая история со своим генезисом, развитием и перерождением. В общем, следующая публикация.