Найти в Дзене

2ТЭ116 от MODIMIO: модель и прототипы. Часть 1

Оглавление

В конце прошлого года, в аккурат перед праздниками, издательство Модимио анонсировало выпуск своей первой модели двухсекционного тепловоза. Выбор пал на магистральный тепловоз 2ТЭ116, производившийся в Советском союзе с 1971 года, а позже на Украине Луганском тепловозостроительном заводе вплоть до 2007 года. В модифицированном виде "Боинг", "Фантомас" или "Горбатый", как его называют в народе, продержался на производстве до 2016 года, когда ПАО «Лугансктепловоз» выпустил последние три 2ТЭ116У. Машина известная, интересная, распространенная, и модель, на наш взгляд, будет пользоваться большой популярностью.

Особенности модели 2ТЭ116 от MODIMIO

Последние серии моделей, в том числе перевыпущенные издательством, несут на себе номера, надписи, таблички и другие опознавательные знаки. 2ТЭ116, ставший героем 18-го выпуска журнала "Наши поезда", в этом плане не исключение, и модель имеет свой индивидуальный номер - 1054.

С одной стороны, это здорово, потому что на полку мы получаем полноценную завершенную модель. С другой стороны, если у вас есть желание заиметь в коллекции несколько моделей, то с одинаковыми номерами они будут смотреться несколько странно. И тогда планирующие доработать модель моделисты наверняка столкнутся с проблемой выбора. Декали с каким номером нанести на модель? Оставить ее зеленой, или перекрасить в более желанный для кого-то синий? А может среди любителей этой модели есть почитатели корпоративной p/d-окраски?

Судя по отзывам в комментариях и соцсетях, тех, кто намерен приобрести себе в коллекцию три и более номеров журнала (и получить тем самым полноценный двухсекционный тепловоз плюс второй такой же или половинку), найдется немало. Попробуем разобраться, какие из прототипов можно выбрать для себя и по какому пути пойти, чтобы получить с минимальными трудозатратами себе в коллекцию модель с окраской и номерами, соответствующими реальному прототипу.

Прототипы и их местонахождение

Всего в разные годы было построено 2176 тепловозов 2ТЭ116. Но нас больше интересуют сорок машин постройки 1985 года, выпущенные с номерами от 1040 до 1078, плюс машина с номером 1081. Почему именно они? Потому что, именно этим номерам по ряду признаков соответствует выпущенная MODIMIO модель.

Из сорока машин, попадающих в выбранный диапазон номеров, в строю на 2024 год осталась примерно четверть, остальные уже отстранены от работы, списаны, порезаны. Часть машин прошли модернизацию, в том числе с присвоением им нового индекса. У некоторых машин отдельные секции были заменены, а номера были перебиты.

Значительное количество локомотивов данного диапазона номеров эксплуатировалась на территории Украины, больше половины из них позже были переданы и рассеяны по разным дорогам, часть осталась на Донбассе (одиннадцать тепловозов). По шесть машин оказались на Южной ЖД (Украина), и в странах Балтии, четыре штуки - на Юго-Восточной дороге (Россия), по три машины - на Приднепровской и Октябрьской дорогах, пара машин - на Северо-Кавказской ЖД и по одному тепловозу на Львовской, Приволжской и Свердловской дорогах. Еще два тепловоза (с номерами 1040 и 1078) работают в компании БалтТрансСервис.

Герой 18-го выпуска

Для начала разберемся с машиной с номером 1054, выбранной издательством в качестве прототипа. 2ТЭ116 с этим номером был построен в 1985 году, работал на Северо-Кавказской железной дороге, позже был переведен на Октябрьскую ЖД. Имеет сетевой номер 16861072/16861080. В 2007 году прошел капитальный ремонт и проработав еще 13 лет, был списан в июне 2020 года.

В сети сохранилось немало фотографий этой машины, верно прослужившей железным дорогам 35 лет. И судя по имеющимся снимкам, модель в ее исходном виде тоже может быть доработана и облагорожена. Как минимум можно добавить локомотиву сетевые номера, герб РЖД из фототравления или объемной декали, номера кабин. Но в целом модель по окраске и нанесенным полосам достаточно точно воспроизводит свой прототип, который выглядит очень узнаваемо и характерно.

Донецкие прототипы

С завода большинство машин поступало на Донецкую железную дорогу. По состоянию на 2024 год четыре локомотива продолжают эксплуатироваться в ТЧ-14 Дебальцево-Пассажирское (1056 и 1075) и ТЧ-1 Родаково "ФГУП" Железные дороги Новороссии" (1057 и 1059).

В числе списанных в разное время локомотивов, работавших в этих местах в конце трудовой деятельности, значатся следующие машины: 1043, 1051, 1061, 1072, 1074, 1077, 1079.

Октябрьские прототипы

Ставший прототипом для журнальной модели 2ТЭ116-1054 трудился, как было сказано выше, на Октябрьской ЖД с 2013 года. Долгое время на этой дороге трудилась еще пара машин, одна из которых продолжает нести свою службу.

Машина с номером 1068, как и тепловоз 1054, была построена в 1985 году и списана в 2020 году в октябре. В один год родились, на одной дороге в один год были списаны. 2ТЭ116-1068 долгое время работал в такой же наиболее узнаваемой классической окраске зеленого цвета, с желтой полосой и яркими светоотражающими полосами на кабине. Возможно что такой вариант будет наиболее простым для конверсии для любителей современных ЖД, желающих иметь модель в дополнение к своему 2ТЭ116-1054.

Если делать машину по состоянию на 2013 год и ранее, то перекрашивать ничего не нужно, максимум - нанести новые декали и состарить, так как к этому времени машины была уже достаточно чумазая. Если делать на 2014 год и позднее, то нужно будет немного доработать желтую полосу: она у прототипа более широкая и имеет иную форму на торцах. Такой вариант окраски машина приобрела после КР на Даугавпилсском ЛВЗ в 2014 году.

Прототип имеет много фотографий с различных ракурсов и в различном состоянии, поэтому с выбором степени загрязнения модели проблем не будет. Есть даже фото 1068 в свежеокрашенном виде (на 2014 год) - хоть сразу на полочку ставь!

Третья машина с Октябрьской дороги, с номером 1082 подходит несколько условно. В ходе модернизации с заменой двигателя в 2005 году этот локомотив получил небольшие видимые изменения, которые придется воспроизвести, если делать именно эту модель. Также машина получила и новый индекс с литерой "К".

Зато этот прототип один из немногих несет на себе корпоративную окраску РЖД, которая соответствует VI эпохе. А многие ЖД моделисты уже не только привыкли к ней, но и полюбили и горят желанием иметь у себя модели именно в такой окраске.

Впрочем по состоянию на 2015 год и ранее этот локомотив нес на себе классическую зеленую окраску, похожую на ту что воспроизведена в модели от MODIMIO. Поэтому, заменив номер и проведя модернизацию крышевого оборудования, обе модели вполне можно будет поставить вместе.

Еще чуть ранее 2ТЭ116-1068 отличался наличием большого триколора на стенках кузова. Это часто встречающийся для разных локомотивов окрас из конца V эпохи. Машина при этом имела более светлый, выгоревший оттенок, и заметные следы эксплуатации.

Продолжение следует!

В следующей части расскажем вам о еще нескольких интересных прототипах. В том числе расскажем о таких примечательных машинах, как машины с номерами 1040 и 1078 компании БалтТрансСервис. Синий или бордово-коричневые цвета этому тепловозу ведь тоже подходят? Как считаете? Напишите в комментариях, о каких машинах из серии 2ТЭ116 вы еще хотели бы прочитать.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить продолжение, и не забудьте поставить лайк и поделиться ссылкой на канал - мы публикуем для вас все самое увлекательное в мире отечественного ЖД моделизма!