Найти тему
А был ли Яльчик?

Наш первый сплав. Как нас спасла авария

После турпохода в Крым в 2007 году и открытие для себя "мини-Крыма" в Татарстане, коим являлось Камское Устье в 2008, весной 2009 нас потянуло на более рисковые подвиги.

Я знал от "туристят" (детей взрослых туристов) и вхожих в турклубы бывших одноклассников, что на первомай вся продвинутая и природолюбивая Казань ходит на сплав по реке Юшут. И до какого-то момента верил, что происходит это дело так: какие-нибудь товарищи, что в турклубах вдруг зовут тебя, мол, тут кто-то отвалился, не сходишь с нами? Ну и вот так 5 лет прождал, никто не зовёт. Плюнул, понял, что все надо самим. Позвонил однокласснику:

-Привет, помню, ты говорил, что турклуб Миши Ванюшина может дать пиллоны для катамарана на сплав (мне и в голову не приходит, что катамаран где-то можно взять комплектным, из пересказов я воспринимал, что катамаран это только пиллоны - шкуры и резиновые камеры внутри, а раму можно только добыть на месте из невезучих деревьев).

-Да, вот телефон, бери, но помни - сферой его научных интересов является изучение человека в экстремальных условиях. Так что... Следите там.

Но мы с Андрюхой на его "семёрке" уже неслись на окраину Третьих Горок, где на стыке Дубравной и Габишева, напротив леса, размещалось детско-юношеское что-то, где, по моему разумению, и следовало добывать катамараны. По нашим прикидкам, нам надо было взять 2 катамарана в виде 2х пиллонов и дали нам их погонять за какой-то совершенно смешной донат в общак подросткового клуба на фоне бюджетов на подобное уже буквально через год-другой. Мы повезли их надувать на квартиру к Але - она жила в отдельной от родаков квартире, и надувательство 4 бананов по 5 метров длинны каждый не выглядело чем-то странным. А затем мы приготовились к первомаю: свернутые в рулоны пиллоны привезли ко мне домой и назначили там точку сбора перед поездом. Туда же стащили трехдневный запас еды (котелки-то и всякая поварская утварь была у меня, как у главного "походника" в группе; кроме того, я массовой закупкой гречки под сплав уже в "магните", они были тогда, спровоцировал у местных бабушек продуктовую панику).

И вот, утро первого дня выходных, трамвай КТМ-5 маршрута номер 7 везет нас с остановки "Автовокзал" на вокзал железнодорожный
И вот, утро первого дня выходных, трамвай КТМ-5 маршрута номер 7 везет нас с остановки "Автовокзал" на вокзал железнодорожный

Нас, получается, 10 человек, семеро примерно 86-85 годов, это я, Андрюха, Аля, Серега, Аля, Ренат (вообще-то он каист, но традиционно с нами в передрягах), Вовка, а еще трое "братьев, младших по разуму", ребят с нашего факультета и кафедры, которые стали нашим друзьями, главным образом благодаря Вовке - Андрюха, Санек и Тимур. Санек, между прочим, сам мариец, и благодаря этому он попадет под раздачу в поезде на обратном пути от контрольно-ревизионной службы - ему не поверят, что после сплава он и правда сойдет в родных Помарах со своей надувной лодкой :)

Я не хочу по-стариковски охать "ох время времечко", но уж больно много с тех пор всего поменялось
Я не хочу по-стариковски охать "ох время времечко", но уж больно много с тех пор всего поменялось

Главная отличительная черта этого нашего первого похода - это первый и последний сплав, на который мы поехали на поезде. Что называется, "прочувствовали и хватило" - оказалось потом, что всегда мы можем найти товарищей на совместную аренду "Икаруса" или хотя бы "пазика", а впечатления от поезда были уж слишком неизгладимые.

Итак, черти-какаяцатая платформа, после бега по переходным мостам 10 человек, 4 пиллона и одна резиновая лодка борются за местом под солнцем среди почти полутысячной толпы
Итак, черти-какаяцатая платформа, после бега по переходным мостам 10 человек, 4 пиллона и одна резиновая лодка борются за местом под солнцем среди почти полутысячной толпы

И вот, показался РА-2 (который потом, по-моему, железнодорожники обо что-то сломали), и он на фоне заполненной платформы со своими тремя вагонами выглядит как-то уж очень коротко. Выясняется, что почти никто не угадал с местом, где стоять, и когда поезд, катнувшись туда-сюда пару раз, устаканится, тоже пометавшаяся толпа идет на его штурм. Как-то пролазим внутрь, но сидячих мест нам не достается - до самого Суслонгера мы будем даже не стоять - а висеть на поручнях по диагонали.

Жизнь - борьба
Жизнь - борьба
Особенность этого рейса в том, что некоторые пассажиры уступили тут места своим преподавателям :)
Особенность этого рейса в том, что некоторые пассажиры уступили тут места своим преподавателям :)

Вот вам кусочек атмосферы из поезда :) Разве что только стихи не декламировали!

Кажется, все фотографии сделаны после Яльчика, только тогда я смог согнуть руку, чтобы достать фотоаппарат. После Илети и Красногорского стало можно чуть перемещаться, а после Шелангера мы даже без проблем пробились к тамбуру на высадку. Впрочем, там выходили и остатки толпы.

Поезд уходит, а люди остаются. Ненадолго
Поезд уходит, а люди остаются. Ненадолго

Видите на фото выше парня в красной куртке? Это его день сегодня. Он выбирает клиентов. У него тентованная буханка, а у нас - 5 километров до реки. Соу, ват зе проблем? Да, верно, сейчас будет самая дорогая поездка в тентованной буханке на удельный километр. До сих пор помню, что это было 200 рублей с носа, и это в 2009. По-моему, поезд и сейчас как бы не дешевле.

Мы, в целом, не против. После поезда мы хотим только одного - скорее попасть к реке. Которую мы еще не видели, а только воображаем себе.
Мы, в целом, не против. После поезда мы хотим только одного - скорее попасть к реке. Которую мы еще не видели, а только воображаем себе.

Если вас что-то смущает в фото внизу, то вас правильно смущает. Все люди на фото сначала заложили в машину вещи, а потом, да, вот прямо все, сели внутрь нее, и поехали, наглухо затентованные и замаскированные.

-8

Нас попросили уже начать частично садиться, чтобы следующие накидали еще рюкзаков, а потом сели сами. Я честно послушался, а потом чувствую, что Саня пытается весла от лодки приткнуть куда-то, воткнув в гущу рюкзаков. И все бы ничего, но под рюкзаками они упираются в мои ноги, а Саня упорствует. Говорю ему, помилуйте батенька, вы ведь мне ногу ломаете. Саня нехотя сдается - ему кажется, что он уже было пробил толщу.

Как я помню, а фотографии подтверждают - с нами 10 ехала еще одна команда, тут человек 20.
Как я помню, а фотографии подтверждают - с нами 10 ехала еще одна команда, тут человек 20.

Машину качало совсем не так, как оно полагается на асфальтовой дороге, что по карте связывала Суслонгер с Мочалищами. Кто же знал (а мы тут никогда еще не были), что дороги этой тогда и не было тут по сути. Мы стали выдвигать теории, "куда везет нас этот гад?". "В военкомат?" "На мясокомбинат?"

Разгрузка,  все живы
Разгрузка, все живы
-11

Мы начинаем сборы - кто-то кострит, кто-то играет на гитаре, кто-то собирает майских жуков, а я с Андрюхой и Серегой надули пиллоны и пошли добывать в лес раму. Правда редкость деревьев пугает - годы отрицательной селекции на этой поляне лишили ее прямой и достаточно тонкой растительности. *Кстати, за последние 15 лет полянка подзаросла, никто из сплавщиков не покушается больше на молодые сосенки, вот как прочно дюралюминий вошел в нашу жизнь)

ООО "Дендрофекальные решения"
ООО "Дендрофекальные решения"
-13

Если оглядеться, то с такими архаичными средствами сплава - тут только мы одни. Уже виднеются вполне популярные тогда "коммерческие" яркие ПВХ-пиллоны с дюралевыми рамами.

Вот такая вот обстановка.
Вот такая вот обстановка.
Эт чёё, вот на этом мы поплывем?
Эт чёё, вот на этом мы поплывем?

Между тем, потихоньку солнце переваливает зенит, и надо думать об отплытии. Поляна пустеет, а у нас все еще муки творчества - на резинках от старой камеры из андрюхиного гаража, палочках-затяжках и скотче.

В принципе, готово. Правда один из пиллонов подсдувает.
В принципе, готово. Правда один из пиллонов подсдувает.
Саня уже готов бороздить
Саня уже готов бороздить

И вот, тень, отброшенная солнцем на реку, достигла другого берега. Уплыть с опустевшей поляны было делом чести. Прямо перед нами лихо запрыгнула на еще более лихое плавстредство очередная громкая студенческая команда. Мы остались одни. С ужасом от того, что все идет по плану, ничего не предвещает, что кто-то за нас решит, что плыть нам не надо. А значит, надо спускаться, грузиться и плыть. Знаете ли вы, каково это в первый раз, если никто не вводит вас в этот мир? Мы были подобны аборигенам, заново и независимо открывшим мореплавание.

Я и забыл, что у нас были с собой эти забавные спасательные круги, предназначенные быть скорее талисманами. Убей не помню, куда они делись потом ) Мы их прозвали "эретроцит" и "хлоропласт".

-18

А дальше... Дальше по причине отсуствия тогда камер GoPro все было только эпистолярно. Саня с Андрюхой вышли на лодке и стали великолепно маневрировать. Затем столкнули кат я, Ренат, Андрей и Аля. Река нежно подхватила нас течением, и оттащила к противоположному берегу. Мы, в ожидании Сережи, Ани, Вовки и Тимура, подзацепились за кусты и ждем.

И тут их катамаран, также сошедший с берега в воды, забрал слишком близко к прибрежным кустам, из-за чего сидевшая спереди справа Аня, еще не видевшая, как другие проходят такое препятствие, с чего-то решила, что они представляют смертельнейшую опасность. И предпочла от них нагнуться.. Ну очень сильно. Плотно, но некрепко (возможно из-за сдувания пиллона) примотанный рюкзак накренился, и Анька оказалась в воде. Но катамаран решила не отпускать. А зря. Потому что Серега прыгнул за ней в воды Юшута. Но это вышло маленько зря, так как вот уже Серега стоит по пояс в воде - такая тут была глубина, а катамаран с неотцепившейся Аней и гребцами только на другом борту, вращаясь в вальсе, несет к нашему, противоположному от старта берегу. Гребцы по одному борту, как не гребут, все выходит хуже, поэтому предпочитают сосредоточиться на втягивании Ани на борт. Перед этим, бросив стоящему по пояс Сереге "спасательный круг". И он, по прежнему стоя по пояс, в обнимку с этим "хлорофпласт", выгребает на берег.

А из кустов с того берега уже раздается громкий призывный клич, смысл которого "идите к нам, у нас теплый костер и водка".

На глазах темнеет, пораженный катамаран выносит на наш берег. Резиновая лодка упорно гребет, сносимая течением, к нам, и Саня даже ломает.. об воду весло. Аля берет шефство над мокрой и шокированной Аней, а мы пытаемся размотать намокший рюкзак - теперь он не желает вернуться легко в обычное положение, веревки слишком много. Кое-как освобождаем, чтобы выдать затянутую в два полиэтиленовых пакета одежду. Аля переодевает Аньку в сухое, а мы решаем, как перегоним катамараны на ту сторону, где мы будем ночевать - всего в 100 метрах ниже точки неудачного старта.

Однако, впоследствии оценив ситуацию, мы пришли к выводу, что предзакатная авария была спасительным знамением. Почему - в следующей части.