Художник Арсений Мещерский очень любил писать горы. Его картины всегда отличались графической и цветовой элегантностью. Вот и в этом, невероятно зимнем своем пейзаже "Зима. Ледокол", приобретенном Третьяковым для своей галерее невероятно впечатляет мастерство и чувство вкуса художника. В 1878 году эта картина, обладающая невероятной магией, была представлена на Всемирной выставке в Париже под названием "Лес зимой".
Темой этого красивого пейзажа стала заготовка льда . Этот промысел был очень развит в России, ведь в каждом богатом доме в подвалах обязательно устраивался свой "холодильник". Это было изолированное помещение, где на прослойках из сена для теплоизоляции лежали огромные глыбы льда. Так в помещении даже жарким летом была температура, близкая к современным холодильникам. Такие глыбы льда могли пролежать до самой осени, сохраняя скоропортящиеся продуты. Первый раз я такой "ледник" увидел в Музее-усадьбе Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге. Кстати, это очень интересный музей для неспешной прогулки в тишине и для знакомства с бытом высшего общества Санкт-Петербурга девятнадцатого века.
Такие "холодильники-ледники" традиционно заполняли льдом в конце зимы. Для этого лед заготавливали на речках и прудах, а затем огромные глыбы перевозили на санях к ледникам.
Этот старинный промысел был очень тяжелым и достаточно опасным. Приходилось работать в морозы, порой проваливаясь под лед. Иногда гибли лошади, иногда тонули люди.
Но лед выглядел, конечно, невероятно красиво. Глыбы льда искрились и переливались всеми цветами радуги под лучами солнца, вдохновляя художников на создание этих удивительных картин.
Кроме Мещерского этой теме отдали дань и другие видные художники. Например Лев Феликсович Лагорио в 1849 году представил свою картину "Возка льда".
Она также известна по другим названиям: Зимний вид бывшего винного городка на Васильевском острове в Петербурге на Черной речке; Возка льда; Зимний пейзаж; Зимний вид бывшего винного городка на Васильевском острове в Санкт-Петербурге на Чёрной речке; Зимний пейзаж. Выборг.
А вот картина художника Джозефа Вайса под названием "Ледяная переправа через Неву". Если присмотреться, то можно увидеть, как транспортируют огромные ледяные глыбы:
На этой акварельной работе 1913 года художника Фредерика де Ханена с названием "Резка льда на Неве" показан процесс извлечения таких огромных кусков льда из воды с помощью саней:
Вот что писали в книгах того времени: "Лед нарезался большими параллелепипедами, называемыми "кабанами". Сначала вырезались длинные полосы льда продольными пилами с гирями под водой. Затем от них пешнями откалывались "кабаны"... "Кабаны" ставились на лед на попа..." Это - выдержка из книги "Из жизни Петербурга 1890−1910-х годов" авторов Засосова и Пызина. Сохранились даже фотографии этого промысла.
Красота этого льда и масштабность происходящего вдохновила и Айвазовского на создание своей картины "Ледорубы на Неве". Посмотрите, как красивы эти искрящиеся на зимнем солнцем глыбы льда:
Трудно поверить, но этот бизнес по заготовке и доставке льда был довольно прибыльным. Нева и Москва-река были не единственными поставщиками льда. Холод для богатых персон доставляли даже из Норвегии или Швейцарии. Например, этим делом занимался купец Аникий Сысоев. И он был одним из самых богатых купцов. Наверное, заграничный лед охлаждал гораздо лучше отечественного).
Надеюсь, дорогие читатели, Вы получили удовольствие от чтения этой статьи. На сегодня - все. Не забывайте подписываться на мой НОВЫЙ канал "Дизайн с Алексом", на нем будут выходить самые интересные публикации. До новых встреч, Ваш Алекс.