Действия отряда Рескина
Продолжение. Начало здесь
Военное поселение Дурадос
26 декабря 1864 года восточная колонна полковника Исидоро Рескина форсировала реку Апа и заняла Бела-Виста, где разделилась на части. Основная (1450 чел.) под командованием полковника Франсиско Исидоро Рескина направилась в Ниоаку, оставшихся капитан Агеро повел в сторону Миранды. Еще 365 человек под началом капитана Урбьеты пересекли границу в Понта-Поран и двинулись к военному поселению Дурадос (не путать с селением Дурадос на реке Парагвай).
Двумя днями позже капитан Урбьета достиг военной колонии Дурадос. Здесь имел место эпизод, отчасти искупивший позорное бегство Оливейры.
Гарнизон Дурадос составляли 14 бразильских солдат под командованием лейтенанта Антониу Жоао Рибейру. 29 декабря 1864 года кавалерийский патруль известил его, что замечена колона противника численностью около 350 человек, двигающаяся в сторону Дурадос.
Рибейру приказал собрать всех людей и обратился к ним. Понимая, что остановить захватчиков его людям не по силам, он предложил всем жителям (около 50 человек) немедленно уходить на северо-восток, а тем из его подчиненных, кто хочет спастись – сопровождать их. Из гарнизона никто не ушёл, более того – к пятнадцати военным присоединились четверо гражданских и одна женщина.
29 декабря парагвайский парламентёр лейтенант Мануэль Мартинес предложил Рибейру сдаться, на что бразилец заявил, что без приказа он этого сделать не может.
Отряд Рибейру принял бой. Увы, двадцатикратное преимущество противника в людях и огневой мощи не оставляли шансов. Лейтенант и двое его людей были сражены первыми же выстрелами. Увидев, что командир убит, остальные бразильские солдаты попытались уйти вдоль русла ручья, но были окружены и схвачены (последние исторические исследования показывают, что легенда о героическом сопротивлении до последнего живого — вымысел). Ни один из них не вернулся из парагвайского плена.
Капитан Урбьета не раз говорил, что если все бразильские солдаты будут столь же отважны, как лейтенант Рибейру, война затянется. Как в воду глядел.
Из всего отряда к своим вышел лишь посыльный, доставивший подполковнику да Силве записку от Рибейру. Там значилось: "Я знаю, что это наш последний бой. Пролитая нами кровь вопиёт против вторжения на нашу Родину!"
2 января 1865 года парагвайцы заняли практически пустое поселение Ниоаке. Также почти пуста была и Миранда, куда солдаты Агеры вошли 12 января 1865 года. Те, кто остался или не смог убежать, были пленены и отправлены в Парагвай. Ещё до того, как деревню заняли парагвайские солдаты, её разграбили индейцы, они же растащили и оружие из казарм.
Фейжу. «Первое оставление»*
…Командующий военным округом Миранда подполковник Хосе Антониу Диаш да Силва из кавалерийского корпуса Мату-Гросу находился в Ниоаке. 29 декабря 1864 г. ему стало известно о приближении парагвайских войск.
Всё, чем располагал в тот момент да Силва – это 129 солдат кавалерийского корпуса, включая музыкантов. Из местного населения удалось набрать лишь 20 добровольцев, остальные дали дёру, рассеявшись по окрестным лесам. Лошади отряда была очень плохи. Полковник выступил из Ниоаке во главе 130 человек, еще 19 остались на дежурстве человек в казармах.
На рассвете 31 декабря войска Диаша да Силвы приблизились к берегам Десбарранкадо, небольшого притока реки Санто-Антонио, которая, в свою очередь, была притоком реки Миранда. В 8 утра, перейдя маленький мост, они достигли поселения с тем же названием, Миранда. В этой деревне из четырех соломенных домов, на опушке, примерно в трех километрах от правого берега реки Фейжу, полковник Диаш да Силва встретился с парагвайским передовым отрядом под командованием капитана Педро Руфино.
Руфино вышел с белым флагом и сообщил, что полковник Рескин предлагает решить вопрос миром. Да Силва согласился. Безуспешно прождав парагвайского командира, он в конце концов отправил тому записку, в которой изложил свои полномочия и инструкции, полученные им от имперского правительства.
Поскольку Рескин с основными силами был ещё на подходе, авангардом парагвайских сил в этот момент командовал его заместитель, капитан Блас Рохас. Получив записку от бразильского командира, Блас Рохас предложил его людям сложить оружие под гарантии личной неприкосновенности. Диаш да Силва в новой карандашной записке отверг это предложение и заявил официальный протест.
Едва эта вторая записка попала к парагвайцам, заговорили их пушки. Произошла короткая стычка с людьми Руфино, в которой парагвайцы потеряли лейтенанта Камило Кастело. Перед лицом подавляющего численного превосходства противника, люди да Силвы побежали к реке Санто-Антонио; на протяжении почти десяти километров их преследовал парагвайский кавалерийский эскадрон под командованием лейтенанта Бласа Овандо.
Перейдя через этот проток, бразильский полковник приказал сжечь за собой мосты.
Бразильские потери в тот день составили одного офицера и 57 солдат убитыми и 13 пленными, а также 31 лошадь и 8 мулов. По итогам боя Диас да Силва оценил силы Рескина в две тысячи человек (он не сильно ошибся).
*"Первым оставлением" этот эпизод в бразильской историографии называется для различия со "вторым", случившимся в 1867 г.
Миранда, Ниоаки, Форт Миранда и Коксим
В начале января 1865 года захватчики разрушили военную колонию Миранда (рядом с истоком реки Миранда) и продолжили движение к Ниоаке. Они захватили и сожгли форт Миранда, и продолжали идти вперед до тех пор, пока не столкнулись с сопротивлением индейцев племени кадивеу. Колонны Урбьеты и Рескина объединились и продвинулись до Коксима, где остановились 24 апреля.
Парагвайская операция по оккупации Мату-Гросу была завершена. В ходе вторжения было всего три боя - в Коимбре, Дурадосе и Фейжу, где, по бразильским данным, у нападающих погибло от двухсот до трехсот человек, а у бразильцев было убито 33 военных и еще 23 ранено. Парагвайские данные показывают примерно обратное соотношение потерь.
Несмотря на одержанные победы, парагвайцы не продолжили марш на Куябу, где всерьёз готовились к обороне. По приказу президента провинции Мату-Гросу Аугусто Жоао Леверже (натурализованного француза) аврально возводился укрепленный лагерь Мелгасу. На самом же деле главной целью вторжения в Мату-Гросу было отвлечение внимания бразильского правительства на север от Парагвая, в то время как основные военные действия должны были происходить южнее, в регионе Рио-де-ла-Плата.
Да Силва отступил в Ниоаке, а затем в сторону Миранды, где располагался отряд касадоров капитана Мануэля Алвеса Перейры да Мота (89 человек). Потрясенный предыдущим разгромом полковник да Силва 4 января приказал отступать по направлению к Салобре. Он пытался связаться с командующим войсками провинции, но по дороге узнал о нападении на Коимбру и эвакуации Корумбы.
31 января 1865 остатки войск да Силвы встали лагерем в Камапуане, а 17 февраля прибыли на ферму Кампу-Алегри, к западу от Сантана-ду-Паранаиба. В войсках царило настроение, близкое к паническому.
Юг провинции Мату-Гросу перешел под контроль парагвайцев.
Продолжение следует
Casus Belli в Telegram: https://t.me/CasusBelliZen.
Casus Belli в VK: https://vk.com/public218873762
Casus Belli в IG: https://www.instagram.com/casus_belli_dzen/
Casus Belli в FB: https://www.facebook.com/profile.php?id=100020495471957
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала
Ссылка для желающих помочь проекту:https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6