Склизков В.А.
Практически все специалисты, занимающиеся традиционной пляской, обращают внимание на её отличие от сценического танца. Обычно выделяют несколько характерных маркеров: это осанка, оттянутость носков и выворотность ступней. При этом считается, что прямая спина, оттянутые носки и выворотное положение ступней — это признаки хореографичности. И возникает вопрос, может ли всё это присутствовать и в какой степени, или наоборот, должно отсутствовать в традиционной пляске. Разберёмся по порядку.
Прямая спина — это положение, которое минимизирует вероятность получения травмы позвоночника при активных физических движениях в любом виде деятельности (физическая работа, спорт, боевые действия и т.д.) в этом его универсальность и практическая ценность, эстетическая сторона вопроса здесь вторична. В хореографии на первое место была поставлена эстетика позы, прямая спина стала формальным правилом, обязательным для соблюдения. Формализм в этом вопросе имеет свои последствия, медицинская статистика заболеваний, связанных с проблемами позвоночника и суставов, говорит о том, что заболеваемость у представителей классической хореографии ничуть не меньше, а в некоторых случаях больше, чем у людей, ведущих сидячий образ жизни. Абсолютно ровная, как палка, статичная спина, характерная черта классической хореографии — это такое же нарушение осанки, как и «горбатая» спина. Последние исследования в области кинезиологии показывают, что для позвоночника является вредным любое долго удерживаемое статическое положение. Нормой для него является динамическая осанка, т. е. непрерывная смена положений: прямое, согнутое, скрученное и т. д. Это мы можем наблюдать у многих коренных сельских жителей в процессе физического труда. Крестьянин в процессе работы, особенно тяжёлой, держит спину ровно, а когда садится на лавочку перекурить, закидывает ногу на ногу, сутулится и так отдыхает. И так во всём, активная деятельность - прямая спина, расслабление и отдых - любое комфортное положение. Такой подход переносится и в традиционную пляску, поскольку в целом она представляет собой активный вид деятельности, для неё характерным является прямое положение спины, в тоже время при выполнении движений, не требующих приложения больших усилий (например, хлопушки по голени в наклоне, выполняемые в невысоком темпе), возможно использования любого удобного положения.
Оттянутый носок стопы — это характерная черта классической хореографии. Что же в традиционной пляске? В каком положении должен быть носок? Некоторые идут от противного, если в хореографии тянут, то мы не будем. Такой подход ошибочный.
В классической хореографии оттянутый носок это формальное правило, в традиционной пляске его положение задаётся условиями, в которых проходит танец. Это сейчас мы пляшем почти исключительно в помещении. В деревне, особенно в тёплое время года, пляска начиналась дома, а потом выходила во двор. Двор — это грунтовая площадка с песочком, травкой, где гуляют куры, кошки, собаки. Если во время пляски активно махать ногами, то песок с подошв обуви будет лететь во все стороны.
https://www.youtube.com/watch?v=4qrDto8LFpc Особенно неприятно, когда он попадает в лицо. Чтобы не допускать такой ситуации, в традиционной пляске действовало очень простое правило: «Во время пляски подошву обуви не показывать». Если человек не видит подошву, грязь в лицо ему никогда не отлетит.
Не показывать подошву можно разными способами. Выполняя мах ногой в сторону человека, нужно оттянуть носок, чтобы скрыть подошву. Этим же правилом скрывать подошву регулируется высота подъёма ноги. При махе ногой назад, наоборот, носок надо брать на себя, чтобы подошва смотрела в землю. В хореографии в любом случае тянут. Особенно внимательно надо следить за положением подошв во время активного выполнения хлопушек по голеням, тут грязь летит больше всего. В традиционной культуре всё рационально, даже положение ступней.
Выворотность - это маркер, на который обращается особое внимание. В своё время танцевальная группа при хоре Пятницкого отличала себя от балета Моисеева тем, что не использовала выворотных позиций ног. Несомненно, чрезмерное выворотное положение за пределами физиологической нормы это признак классической хореографии. Его мы рассматривать не будем, а вот умеренно выворотное, соответствующее положению армейской строевой стойки, является нормой для мужской традиционной пляски.
В советское время всё мужское население как минимум два года служило в армии. Армия начинается со строевой стойки и строевой подготовки. Армейская выправка усваивалась и ценилась, её признаками были ровная спина (грудь колесом) и умеренно выворотное положение ступней. Всё это переносилось в традиционную пляску. Для женщин выворотное положение не было характерным, всё было чисто индивидуально.
В заключение хочется сказать, что традиционная культура — это живой организм, в котором нет места мёртвому формализму. Практически ко всему, что мы в ней наблюдаем, можно поставить вопрос «почему?» и постараться найти рациональный ответ.