Вот можете кидаться в меня тапками, но «Ночной Дозор» (2004) и его продолжение «Дневной Дозор» (2005) - в чем-то даже эталонные фильмы отечественного кинематографа XXI века (хотя после них где-то что-то пошло не так). Поностальгируем?
Книга «Ночной Дозор» была написана Сергеем Лукьяненко еще в 1998 , а экранизировать ее собирались уже в 2000 году: уж больно классная книга получилась. Однако, как это водится, возникли сложности с финансированием и идею положили на полку.
Кстати, я тут успела еще узнать, посмотреть, оценить экранизацию «Осенних визитов», буквально народными методами сделали:
Режиссер, Тимур Бекмамбетов, был широко известен в узких кругах, что называется (снимал до этого только рекламные ролики), но продюсером выступил сам Константин Эрнст, гендир главного телеканала страны, так что многие препоны были сметены на ура и в первом «Дозоре» удалось собрать впечатляющий букет актеров.
Там и Хабенский очень даже на своем месте - роль рефлексирующего интеллигента всегда была ему очень к лицу.
Если кто сомневается, что персонаж Хабенского именно рефлексирующий интеллигент - возможно, вы просто не читали книгу?
И суперпопулярный тогда Гоша Куценко смирился со своим идиотским париком:
И отыграл свои небольшие эпизоды на ура
В целом каст подобрался очень сильный, а некоторые недочеты книги были замаскированы сценарными переделками. Это и позволило первому Дозору «выстрелить» (в современной истории России это был первый фильм, собравший миллиардную кассу в кинотеатрах). А ведь могли всё слить в киношку про вампиров (как, собственно, и хотели изначально, если судить по рабочему названию проекта - «Москва Вампирская»).
Почему так важен подбор актеров
И фильму, и зрителям повезло, что тогда были еще живы многие представители «старой школы», да и в целом не было повальной моды на оттюнингованные женские личики.
Это блокбастер, но сделан он очень даже психологично: спасибо актерской игре. ВСЕ старались. Были и непрофессиональные актеры, и актер-ребенок (Дмитрий Мартынов в роли мальчика Егора),
Впечатление было потрясающее и эмоции захватывали.
Илья Лагутенко (певец, солист группы «Мумий Тролль») - одна из творческих находок экранизации:
Даже «эпизодники» выкладывались на все сто. Что уж говорить о корифеях: главу Светлых играл там Владимир Меньшов
Главу Темных играл Виктор Вержбицкий, преимущественно театральный актер. Ему просто прекрасно удалось передать холодное мрачное обаяние Темного мага Завулона (все мы, зрители, грешим тем, что Добро для нас скучновато, а вот обаятельное Зло - это да):
«Ночной Дозор» Бекмамбетова: за и против
Конечно же, сразу у экранизации нашлись антифанаты (особенно из числа тех, кто успел прочитать и полюбить книгу).
Можно до бесконечности шутить над картонным шлемом Гесера-Меньшова, эпично покачивающимся на голове с видом 100% картонного реквизита, можно упрекать фильм за «скрытую» (очень плохо скрытую, хехе) рекламу
Но нельзя отрицать, что по своему визуалу, динамичности и психологизму «Ночной Дозор» был прорывом. Он вошел в кучу рейтингов как лучший (даже если сотый из ста) и до сих пор не может не вызывать уважения.
Скрытая реклама: хорошо или плохо
Возникло у меня подозрение, что именно после запрета скрытой рекламы (product placement) в российском кинематографе всё и «пошло не так».
До этого создатели обязаны были снять так, чтобы зритель из кинозала побежал не блевать от фильма, а радостно покупать то, что на экране так красиво показали. Иначе никаких следующих рекламных контрактов не видать тебе как своих ушей.
А гранты от государства превратили российский кинематограф в «кино без обязательств».
Получая госденьги, стало возможным снимать любую чушь: теперь не надо заботиться, проголосует ли зритель рублём (все равно бюджет попилен и кассовые сборы погоды не делают).
Я даже специально покопалась в истории вопроса: где-то в середине нулевых скрытую рекламу в кино в РФ как раз запретили
А в 2010 году даже суд был за то, что кто-то пытался этот запрет обойти:
...после этого суда уже ВСЕ всё поняли и... ииииии.... и начали рассчитывать не на рекламные контракты, а на гранты от госфондов.
Вот так и закончилась, едва успев начаться, «Золотая эпоха» русского кинематографа нового века...
Что с «Дневным Дозором»
Хорошо или нет, но в «Дневном Дозоре» усилили любовную линию - помните Костю Саушкина и ведьму Алису (соответственно, Алексей Чадов и Жанна Фриске)?
Как минимум, благодаря этому «Дозору» в топы чартов влетела песня «Города 312» (а кто б без этого сейчас о ней вспомнил?)
Наслаждаимс видеоклипом:
Хабенский в »Дневном Дозоре» умудрился измениться вместе со своим героем, то есть он не играет самого себя, рефлексирующего интеллигента, а показывает развитие характера...
...от рохли Антона из «Ночного Дозора» в отца, защищающего своего сына - и... защищающегося от него (потому что оба — маги!).
Я не знаю, кому сейчас принадлежат права на оба фильма и насколько часто их крутят по телевизору (может и не крутят вообще?), но вспомнить о них было вот прям приятно.
Жил-был на свете Антон Городецкий.............