Найти тему

Сложный и капризный ребенок впервые неожиданно спокойно работает на занятии

Оглавление

Далеко не все педагоги, работающие с детьми с нарушениями развития, в том числе ментальными, поверят, что ребенок, привыкший воспринимать коррекционно-развивающие занятия как камнепад, вдруг спокойно сидит и даже концентрируется и старается выполнять инструкции специалиста.

И ведь я сейчас не имею в виду то, что сама деятельность на занятии ему нравится. Например, ребенок любит лепить из пластилина, но терпеть не может рисовать красками. Тогда, соответственно, на занятиях лепкой он будет мил и очарователен, а на рисовании - хорошо если банку с "акварельной" водой не бросит ни в кого.

И дело даже не в "педагогических талантах" самих специалистов, ведущих эти занятия, не в их опыте "осуществления индивидуального подхода к особенным деткам", и не в количестве сертификатов об обучении новейшим методикам работы с ними.

В нашем спецучреждении для детей с ОВЗ - все специалисты и образованные, и вежливые, и сами по себе люди интересные. И к детям относятся доброжелательно и мягко (а по-другому - просто непозволительно).

А судить поведение детей лишь по тому, какое занятие им нравится, а какое - нет, не получится. Ведь зачастую к нам в учреждение приезжают детки, которые не знакомы близко ни с одной деятельностью. Совсем.

И, естественно, предложение педагога "попробовать что-то сделать самостоятельно", может вызвать у ребенка бурю негодования. Из-за неизвестности. Из-за непонимания. Или из-за малюсенького понимания, но нежелания. А может, как любят говорить некоторые мамочки, "он просто сегодня плохо спал", "погода плохая" или "завтрак в столовой был невкусный".

Геша

Мальчик 5 лет, из нашего стационара. Ребенок с психическими нарушениями. Какими именно - мама не разрешила врачу-куратору информировать педагогических работников (имеет право).

Кстати, наш Геша - не Геннадий, а Евгений. Ну, вот так маме нравится его называть, а он - не против.

Речь Геши - отдельные фразы (но есть же!), простые просьбы - в принципе, выполняет (если захочет). С простыми тестами - может справиться (правда, не со всеми, и, опять же, если захочет). Но хочет он - крайне редко.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А если давать Геше задания вразрез с его желаниями - начинается громкий, жалобный и "музыкальный" плач. Точно как в сентиментальном кино! Но при этом - ни одной слезинки, хотя идеально выразительная мимика (щеки, скулы, рот - двигаются как при настоящем плаче).

О-о-о, товарищи специалисты, как вам не стыдно сомневаться в искренности страданий Геши на занятии и подозревать в нем "актера-манипулятора"!

Но как же тогда объяснить, почему, если "проломанный плачем" воспитатель или логопед вдруг скажет "ладно, не надо", страдательный тон сразу прекращается?

В общем, что там думает себе Геша - известно только ему самому (ну и, наверное, курирующему врачу). А наша задача (кружковых специалистов) - "работать с тем, что есть".

Геша на занятиях

Пришел Геша на урок к моей соседке по кабинету. Сегодня у них по плану - лепить из пластилина снеговика. Казалось бы, всё просто: снеговиков зимой лепят уж 100 лет во всех учреждениях дети любого возраста (идеальная "наглядочка" для освоения форм).

Но Геша - против!

- Не хочу-у-у! Отста-а-ань! А-а-а-а! - и коробка с пластилином летит на пол вместе с дощечкой.

Добрейшая коллега уговаривает:

- Геша, это же так здорово лепить маме подарочек к празднику! А посмотри, какие они получаются хорошенькие!

Показывает ему образец и продолжает:

- Вот! А у тебя может получиться еще лучше. Давай вместе попробуем?

А Геша выпрыгивает из-за парты - и к двери:

- Не бу-у-ду-у! А-а-а-а!

Далее коллега, уже изрядно напрягшись, говорит мне:

- Вот уверена! Сейчас если приглашу маму на урок, чтобы сидела-уговаривала, то вопросы будут именно ко мне!

Ну да, а как же! На всё у людей один ответ: "А вы заинтересуйте!"

Но может всё-таки не только интересы правят бал? И избалованность Геши - тоже не первую скрипку играет?

А что тогда?

В общем, кое-как, с горем пополам, "завлекалками-отвлекалками" (не имеющими отношения к пластилиновому снеговику) дотянула коллега этот урок и вывела мальчика из кабинета.

А в коридоре Гешу ждала не мама, а воспитательница.

- Где мама? - спрашивает коллега.

А воспитатель отвечает:

- Мама - в палате. Сейчас "мы" учимся ходить на занятия без мамы. Правда, Геша?

- Уйдииии! - Геша делает хмурое лицо и толкает воспитательницу.

- Ну вот, сами видите? - говорит воспитательница, - а с мамой он как шелковый, мама у него строгая. Чуть что - как рявкнет, как треснет! С ней он таких вольностей себе не позволяет, боится!

Хммм, интересно, что там за мама-монстр такая... Но, елки-палки, в 11.30 у меня тоже занятие с ним будет, по оригами. И сдалось бы ему это оригами! Как и пластилин, и песни с плясками. Ладно, если пошлет - расстраиваться не буду.

Оригами

Опять же, ко мне на урок привела Гешу воспитатель. Я, уже наученная опытом коллеги, не разводя приветственных заискивающих церемоний, перехватываю Гешу и, пока он не "сориентировался на местности", сама быстро его сажаю за парту и задвигаю стул. А потом встаю напротив, беру за руки, смотрю в глаза и, абсолютно не ссылаясь на какие-либо "дрессирующие" методы, говорю отрывисто (с паузами и довольно жестко):

- Так, Геша! Сидеть!... Молчать!... Делать то, что я скажу!

Геша выпучил глаза, взял бумагу... И (просто обалдеть!) - стал, следуя моей отрывистой пошаговой инструкции, вот прямо реально "делать то, что я сказала". Без нытья и капризов!

Сложит лист - и смотрит на меня, отогнет уголок - и опять смотрит. В общем, выкачав у меня под напряжением бочку энергии, Геша идеально сделал поделку (звезду). О как!

А что потом?

Вскоре за Гешей зашла воспитательница, чтобы отвести его в палату к маме. Геша опять нахмурился и отпрянул. А потом грубо схватил меня за руку и крикнул воспитателю:

- Уйди! Я - с ней к маме!

И потянул меня за собой:

- Пшли, пшли, пшли к маме!

Договорившись с воспитательницей, о том, что я сама провожу его до палаты, спускаемся с Гешей на "его" этаж. Заходим в палату....

А вот и мама!

Не громила-монстр с кулаками, не чудо-юдо о трёх головах, не баба Яга и не майор Пейн!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А маленькая щекастая брюнетка с длинными волосами, а росточком - в полтора метра, не выше меня! Ну как такую можно бояться!

Мама смотрит - у Геши в руках готовая поделка. Удивляется:

- Да неужто позанимался? Сам? Ого!

Я - киваю, а она - снова смотрит, смотрит, смотрит на меня (мне аж неудобно, будто бы стою перед ней в трусах и шапке-ушанке).... а потом выдаёт:

- Аааа, ну понятно! Сын вас за "свою" принял. Видите, как мы с вами похожи?

А ведь и правда!

Я - тоже щекастая, и уже лет 5 как брюнетка, тоже полутораметровая, и даже голоса у нас с Гешиной мамой похожи! А так как хожу в маске - так вообще детали "смазываются", со стороны может и попутать можно!

Но теперь крепко задумалась... насколько внешнее сходство педагога с мамой может улучшить (или ухудшить) качество занятия. А вдруг это и в самом деле существенная деталь, а не просто совпадение?

Только, наверное, "оно" работает лишь с определенными детьми, чей диагноз, увы, не всегда педагогам озвучивают.

А среди обычных взрослых - есть ли те, кто изначально доверяют больше тем людям, которые хотя бы внешне похожи на их родителей? Замечал ли кто такую "тенденцию"? Или всё же сыграло обычное совпадение?

Всем читателям - удачи на работе и дома!

Буду рада добрым гостям и новым подписчикам.