Найти в Дзене
IVF LIVE

Правило 14ти дней на исследование эмбрионов нужно продлить

Ограничение на длительность хранения эмбрионов существует уже несколько десятилетий, но новые рекомендации предполагают, что оно должно быть продлено.

Ежегодная конференция Progress Educational Trust: "Каких перемен мы хотим? Обновление законодательства о рождаемости, эмбрионах и суррогатном материнстве" Фото: ESHRE.eu
Ежегодная конференция Progress Educational Trust: "Каких перемен мы хотим? Обновление законодательства о рождаемости, эмбрионах и суррогатном материнстве" Фото: ESHRE.eu

По мнению экспертов, правило, согласно которому человеческие эмбрионы не могут культивироваться в лаборатории более двух недель, должно быть расширено до 28 дней.

Ограничение в 14 дней - это срок, в течение которого человеческий эмбрион может развиваться in vitro для научных исследований в соответствии с законами таких стран, как Испания, Великобритания и Австралия.

Однако данные, представленные на
ежегодной конференции британской благотворительной организации Progress Educational Trust (PET), говорят о том, что у политиков нет моральных причин не пересматривать свои правила.

Целью ежегодной конференции PET было представить обновленную информацию о законодательстве в области фертильности, эмбриологии и суррогатного материнства в Великобритании и других странах, а также обсудить, какие изменения необходимы и в каком объеме.

На сессии, организованной ESHRE, рассматривались текущие проблемы и изменения в законодательстве о фертильности в Европе.

В своем выступлении Хафез Исмаили М'хамди объяснил обоснование
рекомендации, вынесенной в прошлом месяце Советом по здравоохранению Нидерландов, об удвоении установленного в стране лимита на культивирование эмбрионов в течение 14 дней. Модели эмбрионов на основе стволовых клеток были включены в решение Совета о дополнительном расширении лимита на избыточные эмбрионы, пожертвованные пациентами ЭКО.

Доктор М'хамди, который является заместителем председателя Голландского центра этики и здравоохранения, сказал, что экспертная комиссия, которая консультировала Совет, пыталась найти баланс между правами эмбриона и научными достижениями.

Руководство было основано на внутренних и внешних соображениях, таких как интересы эмбриона, символическая ценность эмбриона и одобрение обществом активного использования эмбрионов. Некоторые считают, что эмбрион должен обладать моральным статусом, но этот аргумент отпадает, поскольку эмбрионы не обладают чувством, говорит д-р М'хамди.

Комитет признал, что "невозможно" точно определить, когда культура эмбрионов для исследовательских целей перестанет быть морально приемлемой. Несмотря на это, члены комитета заявили, что важным основанием для их заключения является то, что ученым должно быть разрешено изучать эмбрионы до 28 дней с пользой для здоровья общества, например, для профилактики нарушений развития.

Будет ли правительство Нидерландов реформировать Закон об эмбрионах, пока неизвестно, хотя министерство здравоохранения, социального обеспечения и спорта заказало проведение обзора.

Аня Бисгаард Пинборг, участвовавшая в рабочей группе, выступила с докладом о
рекомендациях ESHRE, касающихся дополнительной терапии в рамках ВРТ. Использование этих дополнительных методов лечения растет, однако они в значительной степени не доказаны: большинство из 27 дополнительных методов, рассмотренных комитетом ESHRE, не были рекомендованы для рутинной клинической практики.

По мнению профессора Пинборг из Университета Копенгагена, государственное финансирование может свести к минимуму количество дополнительных циклов. Данные показывают, что количество новых циклов ВРТ, проводимых пациентами, снижается, когда им приходится платить, что и произошло в Дании, когда в 2010 году правительство на год прекратило финансирование.

Пытаются ли такие общества, как ESHRE, подавить инновации? Нет, сказала профессор Пинборг, отметив, что дополнительные расходы на лечение могут уменьшить количество циклов ВРТ, которые люди могут себе позволить в целом. Следствием этого может стать уменьшение желаемого размера семьи.

Донорское зачатие и анонимность являются актуальной темой и представляют собой уникальные проблемы в различных европейских системах здравоохранения.

Кирстен Трайде Маклон представила информацию из Дании, где донорство было анонимным до 2012 года и до сих пор разрешено (но не суррогатное материнство). По словам д-ра Трайде Маклон, эта политика "уходит в прошлое", поскольку дети, зачатые от донора, теперь могут найти своих биологических родственников, например, на сайтах генеалогии.

Отношение доноров спермы тоже изменилось. Доктор Трайде Маклон, возглавляющая отделение сохранения фертильности в Rigshospitalet, рассказала, что, по информации, полученной ею из банка спермы, 60 % доноров не являются анонимными, тогда как раньше большинство молодых людей не хотели раскрывать свою личность.

Существуют расхождения между тем, что донорам спермы разрешено знать о своем потомстве, и тем, что может быть раскрыто донорам яйцеклеток. В случае с донорами спермы им не могут сообщить, привело ли их донорство к рождению ребенка. Но женщины могут позвонить в клинику через год после сдачи спермы и попросить информацию о потомстве, родившемся в результате их донорства.

Еще один вопрос, на который обратил внимание доктор Трайде Маклон, касается того, скольким семьям может помочь донор спермы. В Дании максимальное количество составляет 12, но местные законы не распространяются на международные, что означает, что то, что происходит за пределами Дании, не может контролироваться датскими организациями.

Главная мысль конференции PET заключается в том, что по мере развития общества и науки необходимо менять ситуацию, чтобы обеспечить пациентам наилучшую поддержку.

Это может оказаться сложной задачей с политической и этической точек зрения, но при этом необходимо обеспечить защиту от вреда для людей, ищущих ВРТ, доноров гамет и детей, рожденных в результате лечения бесплодия.

Однако политики и врачи должны адаптироваться к быстрым изменениям в обществе и научным достижениям, а правила, регулирующие сектор фертильности, будут иметь ценность только в том случае, если они соответствуют цели.