Про нее сто лет назад писатель В. Гаршин сказал:
«представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине»
потомки будут не в состоянии.
Она стала символом борьбы против реформ патриарха Никона в семнадцатом веке.
Благодаря знаменитому полотну В. Сурикова, мы и представляем себе боярыню Морозову именно такой, когда она фанатично взметнула руку в двуперстии.
Феодосию Прокопьевну арестовали, когда ей не было и сорока лет.
ВЕСЕЛАЯ ВДОВА
Феодосия (1632 – 1675 гг) принадлежала к незнатному роду Соковниных. В семнадцать лет красивую девушку выдали замуж за Глеба Морозова. Старший брат Глеба, Борис, был ближайшим боярином царя Алексея Михайловича. Борис Морозов и царь были свояками: оба женились на сестрах Милославских.
Но Борис Морозов умер бездетным. Все состояние перешло к младшему брату Глебу. Но и Глеб не прожил долго. Таким образом, Феодосия и их сын Иван стали одними из богатых людей России.
Вдова Морозова выезжала в позолоченной карете, которую везли 6-12 лошадей, а позади бежали человек триста слуг. В самом имении в Зюзино был сад огромных размеров, по которому свободно гуляли павлины.
А ведь, когда Феодосия стала вдовой ей не было и тридцати лет. Она отличалась веселым и приветливым характером. Любила она беззаветно своего сына Ивана. Ему хотела передать все богатство семьи Морозовых.
ДОМ ДЛЯ ПРОТИВНИКОВ РЕФОРМ
Когда патриарх Никон начал проводить церковную реформу, дом богатой и влиятельной боярыни Морозовой превратился в штаб противников нововведений. В доме подолгу жил и вождь раскольников протопоп Аввакум. Сама хозяйка имения принимала странников, юродивых, священников, которые были изгнаны из монастырей. Так создавалось оппозиционное движение не только новой церкви, но и царскому двору.
Сама боярыня была слепо предана протопопу Аввакуму, слушалась его во всем. Морозову поддерживала и ее сестра, княгиня Урусова.
Боярыня была близка с царицей Марией. Царь Алексей Михайлович не трогал подругу жены, когда та начала выступать против реформ Никона. И даже еще два года после ее смерти. Царь печалился по безвременно ушедшей жене, да и боялся гнева старинных боярских родов.
КОНФЛИКТ С ЦАРЕМ
Сама же Феодосия Прокопьевна пошла дальше в своем противостоянии с царем и новой церковью. Она приняла постриг и стала инокиней Феодорой. Это только усилило ее фанатизм и «стояние за веру».
Конфликт с царем разгорелся после свадьбы Алексея Михайловича на Наталье Кирилловне Нарышкиной. Боярыня не явилась на свадьбу молодых, сказав, что ей не можется. Царь счел это оскорблением и пренебрежением.
Тогда-то царь и припомнил все былые обиды. Имея безграничную власть, он обрушил на Морозову всю свою деспотическую силу.
И вот 14 ноября 1871 года боярыню Морозову и княгиню Урусову в цепях отправили в Чудов монастырь. После пыток сестер перевезли подальше от Москвы - в Печерский монастырь.
ЖИЗНЬ В ЗАТОЧЕНИИ И СМЕРТЬ
Содержание в монастыре было сносным. Боярыню посещал протопоп Аввакум, приходили слуги, приносили еду и одежду.
Здесь монахиня Феодора узнала и страшную весть – умер ее единственный сын Иван. Ее горе увеличилось, когда сообщили, что сына похоронили по новым церковным обрядам. Алексей Михайлович остался в памяти не жестоким правителем, но по отношению к боярыне и ее сестре оказался непреклонным.
Все имущество Морозовых было конфисковано, а сестер приказано уморить голодом. Бедные женщины, доведенные голодом до отчаяния, просили у тюремщиков кусок хлеба, но получали отказ. Первой скончалась княгиня Урусова – 11 сентября 1675 г, сама боярыня Морозова мучилась еще полтора месяца и умерла от истощения 1 ноября. Ее последней просьбой было, чтобы тюремщики прополоскали рубашку в реке. Она хотела умереть по русскому обычаю в чистой сорочке.