В культовом фильме "Место встречи изменить нельзя" С. Говорухин изображает не только будни московского уголовного розыска, но и самое "дно" столичного криминального мира: воров, грабителей, убийц, женщин с социально пониженной ответственностью (Маньку-Облигацию). На этом фоне Валентин Бисяев по прозвищу "Копченый" выглядит чуть ли не ангелом с крыльями.
Как же! Экранный Валька Копченый, на первый взгляд, ведет себя хорошо. Он не ворует кошельки, как Костя-Кирпич (о Кирпиче можно прочитать в этой статье). Не похищает шубы, как Ручечник (о ловких руках Пети Ручникова можно прочитать здесь). Не убивает направо и налево, как безжалостный Фокс (об отличиях экранного Фокса от книжного повествует эта статья).
Экранный Копченый просто играет в бильярд. Разве это преступление - ходить вокруг зеленого стола с кием в руках? Как будто бы нет. Кто-то играет в шашки. Кто-то - в шахматы. Кто-то - в карты. Копченый играет в бильярд. Ничего противоправного. Жеглов, правда, обвиняет Копченого в нарушении правил игры на бильярде, говоря: "правила бильярдной нарушаешь: игра на деньги".
Однако такая игра в послевоенной Москве. выглядит пустяком на фоне тяжких уголовных преступлений. Везде убийства, грабежи, разбои. И игра на бильярде. Несербезно... Да и не похож Бисяев на преступника. Он выглядит как "студент-заочник, отличник, скромный производственник и спортсмен-общественник".
Выходит, Копченый - не преступник? Он простой обыватель, которому скучно играть "на щелбаны", как играют дети, и которому нужен "интерес"? А вот и нет!
Копченый - матерый уголовник. Доказательства легко можно найти, как в фильме (при внимательном просмотре), так и в романе братьев Вайнеров "Эра милосердия", ставшем основой для киносценария культового фильма.
Что же доказывает принадлежность Валентина Бисяева к уголовному миру? Целых 3 свидетельства: Глеба Жеглова, Маньки-Облигации и самого Копченого.
Начнем с самого Копченого. В книге Вайнеров, вступая в игру с Жегловым на бильярде, Копченый мечтает о том, как будет хвастаться выигрышем перед блатными. Авторы пишут: "Его (Копченого - Христофор+) в принципе согревала перспектива ободрать на бильярде знаменитого Жеглова - эта легенда годами передавалась бы блатными как образец уголовной доблести" (Эра милосердия").Отсюда логический вывод: выходит, Бисяев - сам блатной.
Теперь свидетельство Маньки-Облигации. Манька - "полюбовница" Бисяева. Она, согласно уголовным традициям, должна хранить "верность" Копченому. И уж, конечно, ни в коем случае не контактировать с милицией. Манька пытается это сделать. Она отказывается писать "письмо" о браслете Ларисы Груздевой. Почему отказывается? Потому что Копченый будет бить ее за это "до потери пульса". Выходит, Копченый бил ее и раньше, проявляя преступную натуру.
Ну и наконец, свидетельство Жеглова. В беседе с Манькой начальник ОББ называет Бисяева "уголовником Валькой Копченым" и "вором-рецидивистом". Маня не опровергает его слова. Выходит, Глеб знает об уголовном прошлом Копченого уже давно. И это факт. В разговоре с Копченым Жеглов прямо заявляет: "Ты же ведь чердачник, Копченый, а не мокрушник". И вновь Копченый не опровергает слова начальника ОББ. И отсюда мы узнаем преступную "специализацию" Бисяева. Он вор-чердачник. То есть преступник, "проникающий в дом через крышу" (Толковый словарь Ростовских уголовников).
Часто "чердачников" называли "голубятниками", поскольку они, по А. В. Кучинскому, похищали "белье с чердаков и балконов" ("Пахана, авторитеты, воры в законе"). "Чердачники" традиционно занимали в преступной иерархии самое низкое место. Их иногда называли "бродягами". И по факту, ни Костя Сапрыкин (вор-карманник высшей квалификации), ни "мокрушник"-Фокс никогда не стали бы играть с "дурачком" (по определению Кирпича) Копченым. Но тогда бы не было ни прекрасной книги, ни замечательного фильма...
Читайте также другие статьи:
"Горбатый, выходи": 5 отличий Горбатого из фильма С. Говорухина от литературного прототипа
5 отличий Левченко из фильма С Говорухина "Место встречи изменить нельзя" от литературного прототипа
Владимир Высоцкий о роли Жеглова в фильме Станислава Говорухина