На первый взгляд, художественный мир известного бестселлера братьев Вайнеров "Эра милосердия" (равно, как и культового фильма Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя") представляется расколотым на две части: "белых" и "черных", "хороших" и плохих", "своих и чужих".
В рамках ВОВ "белыми" ("хорошими" и "своими") представляются воины победоносной советской армии, дошедшей до Берлина. А "черными" ("плохими" и "чужими"). - фашисты и их приспешники из разных стран.
В рамках послевоенной действительности на фоне разгула бандитизма "белыми" представляются сотрудники МУРа, пытающиеся нормализовать жизнь столицы. А "черными" - различные криминальные элементы: Маньки, "Копченые", "Кирпичи", "Ручечники", и, конечно, "Горбатые".
Однако есть у Вайнеров на фоне очевидно двухцветной картины мира (состоящей только из "белых" или только из "черных") явные исключения. Это герое заблудившиеся и до конца не определившиеся; герои бедные и отчаявшиеся, готовые платить за собственные ошибки различными злоключениями. Иначе говоря, антигерои. То есть люди, лишенные героических качеств, но все равно находящиеся в центре повествования.
Таковым у Вайнеров на стороне "белых" становится Иван Сергеевич Груздев (о нем у нас есть отдельная статья). А на стороне "черных" - фронтовик и одновременно член банды "Черная кошка" Сергей Левченко.
Кто не помнит удивительно яркий и эмпатичный образ этого антигероя, созданный в фильме С. Говорухина блистательным Виктором Павловым? Его, Павлова, Левченко заворожил зрителя жаркой тирадой о том "псе поганом", из-за которого жизнь фронтовика "опять под уклон побежала". Именно Павловский Левченко так пронзительно и обреченно бежал от муровцев, что весь Советский Союз желал ему перемахнуть через стену.
Создавая в фильме образ Левченко, С. Говорухин, конечно, старался следовать литературному первоисточнику - роману братьев Вайнеров "Эра милосердия". Однако экранный антигерой получился у режиссера культового фильма немного иным, непохожим на книжного. Существует не меньше 5 отличий экранного Левченко от его литературного прототипа. В этой статье мы попытаемся эти отличия определить. Итак, поехали...
1. Рост, вес. В фильме С. Говорухина Левченко (благодаря актеру Виктору Павлову, рост которого составляет 170 сантиметров) выглядит мужчиной среднего роста и плотного телосложения. Его комплекция соответствует комплекции обычного человека, который никогда не занимался спортом.
А вот в книге братьев Вайнеров Левченко выглядит тяжеловесом и исполином. Когда герой поднимается вслед за Шараповым наверх, в "светелку", ступеньки под его ногами "пружинят и гнутся под каждым тяжелым шагом". Авторы заостряют внимание на "могучем теле" Левченко, от которого стонут пружины кровати. У братьев Вайнеров Левченко имеет "громадное тело", которое "глыбой темнело на матрасе у стены".
Это тело принадлежит не любителю вкусно поесть, но человеку тренированному, находящемуся в отличной физической форме. Во время разведпоиска за Вислу Левченко "гибко" прыгает на транцевую банку в лодке; а также умеет неслышно ползти по земле, "по-змеиному извиваясь". Иначе говоря, книжный Левченко - типичный фронтовой разведчик.
2. Внешность. У экранного антигероя картины круглое, полное лицо с выразительными, ясными, добрыми глазами и нос - "уточной". Левченко В. Павлова имеет твердый, волевой взгляд (вспомним, с какой интонацией он говорит: "Кончайте базар!"), четкую артикуляцию. От героя совсем не веет угрозой. Он кажется (на наш взгляд) вариацией Платона Каратаева, в котором, по выражению Л. Н. Толстого, было что-то "приятное, успокоительное и круглое". Это типичный (если брать геометрию) круг.
А вот у книжного Левченко "звероватая цыганская рожа" и "вязкий" голос. Он обладает давящим "тяжелой плитой" взглядом". В представлении Шарапова Левченко кажется "штрафником", который вернулся к "старым делам". В воровской "малине" Вова видит Левченко "молчаливой глыбой".
3. Фронтовое прошлое. Изначально С. Говорухин планировал снимать фильм не из пяти, а из семи серий. В режиссерскую версию сериала должен был обязательно войти и военный пролог, посвященный разведывательному поиску Шарапова, Левченко и Коробкова за Вислу.
Однако Гостелерадио потребовало сократить фильм до 5 серий, и режиссеру пришлось вырезать важнейший в драматургическом плане военный пролог, где объяснялась связь Левченко с Шараповым. Вырезанные кадры, к несчастью, потерялись в архиве. Тем не менее, остались черно-белые фотографии со съемок. По фотографиям ясно, что Левченко у Говорухина принимал активное участие в разведывательном поиске: он страховал Володю с пистолетом и нес "языка" на себе.
В книге Левченко делает не только это. Он легко "снимает" финкой немецкого пулеметчика и забрасывает фашистов гранатами при отходе. Уже возле "нашего" берега Вислы Левченко получает тяжелое ранение и без сознания падает в зимнюю воду, из которой его и достает за шиворот Шарапов (которому тоже приходится нырять для спасения товарища).
В романе "Эра милосердия" именно этот поступок Шарапова становится для Левченко определяющим в дилемме "выдать или не выдать" Володю. Левченко в книге НЕ выдает Шарапова, потому что платит фронтовому товарищу старый долг по схеме: "ты мне спас жизнь, а я - тебе".
А вот экранный Левченко не выдает Шарапова банде по другой причине. Герой В. Павлова не раскрывает Шарапова потому, что тот - хороший человек... Экранный Левченко говорит: "Я тебя не расколол, потому что нам под одной шинелькой спать доводилось. И ты свой офицерский доппаек под койкой втихаря не жрал и под нашими спинами не прятался".
4. Статус в банде. В фильме С. Говорухина Левченко, судя по поведению, представляется рядовым членом банды. В "малине" он ведет себя очень пассивно: сидит на другом конце стола относительно главаря, во время проверки "легенды" Володи молчит, во "вразумлении" (то есть избиении) последнего не участвует. Единственное, что делает Левченко вечером, так это предлагает Володе выпить, а затем вызывается сторожить его ночью.
Так же пассивно (относительно других членов банды) Левченко ведет себя и на следующее утро, когда бандиты едут в магазин выручать Фокса. Левченко никак себя не проявляет. Хотя, надо заметить, герой резко осаживает Промокашку в фургоне, когда Вова хочет выглянуть. Левченко говорит: "Не пыли! Ему сейчас с нами в подвал идти. Дай осмотреться".
Благодаря такому поведению, которое (скажем честно, наблюдается и у книжного Левченко), создается впечатление, что Левченко в банде - это как последняя карта в колоде (не считая "шестерки" Промокашки").
Тем не менее, это не так. В романе Левченко явно не считается предпоследней картой. Он, конечно, не туз (туз - это Горбатый главарь). Но и не "семерка" или "восьмерка", а "валет", а, может даже, и "король". То есть второй (или третий) человек по значимости после главаря.
Откуда это видно? Во-первых, из количества судимостей Левченко. У него их три. И здесь он "впереди планеты всей". Во-вторых, это видно из комплекции героя. У него огромное, натренированное тело (чего нет у В. Павлова) и навыки разведчика. В рукопашном бою против Левченко не устоит, вероятно, даже горбун.. Наконец, в-третьих, в банде Левченко - благодаря своей огромной физической силе - исполняет так называемую роль "быка" или исполнителя наказаний внутри воровского коллектива.
Иерархический статус книжного Левченко открывается в магазине, когда бандиты понимают, что Володя - "засланный казачок". Жестоко наказать Шарапова за обман хочет главарь. А также - для вида - и "бык" Левченко:
- Карп, оставь ты его, уходить надо!- снова глухо сказал Левченко.
- Убить его надо, с"""у, тогда пойдем,- верещал сквозь зубы горбун. Они стали, видимо, вдвоем наседать на дверь, петли протяжно заскрипели.
5. Побег. В фильме С. Говорухина Левченко совершает побег, имея весьма небольшую, но все же явную надежду на успех. Ему нужно только перелезть через невысокую стену, за которой его ожидает свобода. Что находится за стеной, неизвестно, но кажется, что у беглеца есть шанс.
В книге Вайнеров Левченко бежит "в сторону заборов, за которыми вытянулась полоса отчуждения Ржевской железной дороги". Поймать там беглеца со взводом милиционеров - пара пустяков. Шансов на побег нет...
И последний штрих к образу антигероя... В фильме С. Говорухина Левченко становится жертвой обстоятельств. Жеглов (В. Высоцкого) стреляет в него только поняв, что беглец уйдет (чего капитан не может допустить).
А в романе Вайнеров Левченко становится жертвой государственной "системы" ("кровавой гэбни"). Книжный Жеглов убивает беглеца не только для того, чтобы пресечь побег, но и для собственного удовольствия. Володя понимает это сразу после убийства Левченко: "Я посмотрел в его (Жеглова - Христофор+) глаза и испугался - в них была озорная радость".
Таким образом, в романе и в фильме мы видим двух, по сути дела, разных людей. Фильм показывает нам заблудившегося фронтовика (совсем не злого и обаятельного), который гибнет из-за собственных ошибок. А книга - матерого уголовника-рецидивиста, сохранившего память о фронтовом братстве, но ставшего жертвой "сталинского палача" (А. Вайнер).
А что думаете о Левченко вы, дорогие читатели? Какое место герой занимал в банде? Стоило ли ему бежать? Оставляйте комментарии (мне интересно знать ваше мнение), не забывайте про лайки (они продвигают контент в ленте новостей) и подписывайтесь на канал «Христофор+».
Читайте также другие статьи:
Владимир Высоцкий о роли Жеглова в фильме Станислава Говорухина
5 отличий экранного Володи Шарапова от литературного прототипа в книге Вайнеров "Эра милосердия".
Является ли Иван Сергеевич Груздев из фильма "Место встречи изменить нельзя" положительным героем?