Найти тему
Христофор+

"Какой кофелёк?": 5 отличий Кирпича из культового фильма "Место встречи изменить нельзя" от литературного прототипа

Кто не помнит удивительно яркий образ вора-карманника Кирпича (Котьки Сапрыкина), созданный блистательным "королем эпизодов" Станиславом Садальским? Кто не повторял шепеляво и гугниво вслед за Кирпичом-Садальским знаменитую фразу: "Кофелек, кофелек... Какой кофелек??"

Роль Кирпича сделала С. Садальского невероятно популярным... Она, по сути, проложила ему дорогу к роли корнета Плетнева ("О бедном гусаре замолвите слово"), старшего лейтенанта Дмитриенко ("Торпедоносцы"). И даже подарила благосклонность криминального авторитета Саши Шорина (А. Прокофьева), который, как говорят в сети, и стал прототипом вайнеровского Кирпича.

Создавая в фильме образ Котьки Сапрыкина (Кирпича) режиссер культового фильма, конечно, старался следовать литературному первоисточнику - известному роману "Эра милосердия" братьев Вайнеров. Однако экранный Кирпич получился у режиссера иным, непохожим на книжного. На наш взгляд, существует не менее 5 отличий киношного героя от героя литературного. В этой статье мы попытаемся эти отличия определить. Итак, поехали...

Кирпич (Котька Сапрыкин). Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979).
Кирпич (Котька Сапрыкин). Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979).

1. Рост, возраст. В фильме С. Говорухина "Место встречи изменить нельзя" Котька Кирпич (благодаря актеру Станиславу Садальскому, рост которого составляет 190 сантиметров) выглядит высоким, молодым человеком плотного телосложения в возрасте примерно 28-30 лет (к моменту выхода культовой картины на телеэкраны в 1979 году С. Садальскому исполнилось 28 лет).

Практически таким же - высоким и крепким - изображают Кирпича в "Эре милосердия" братья Вайнеры. У них Котька - "высокий, крепкий парень". Весьма энергичный, ибо едва не вырывается в автобусе из крепких рук Шарапова. Однако все же на три года моложе, чем в фильме, ибо майор Мурашко, характеризуя Кирпича, называет годом рождения вора 1920 год (значит, на момент действия "Эры милосердия" герою - 25 лет). Мурашко говорит:

"Константин Сапрыкин, двадцатого года рождения, трижды судим, пять месяцев назад за паразитический образ жизни и отсутствие определенных занятий выслан из Москвы за сто первый километр, но, по имеющимся у меня данным, он регулярно обитает в городе..." ("Эра милосердия").

2. Внешность. Экранный Кирпич выглядит очень презентабельно. Это яркая личность. У него овальное, полное лицо с правильными чертами; ясные карие глаза; крупный, прямой нос и самая обычная, ничем не выдающаяся (ничуть ни звериная, ни лошадиная, а человеческая) челюсть. В флотской фуражке с якорем Котька Сапрыкин выглядит отставным моряком-ветераном. При взгляде на киногероя легко поверить, что он фронтовик и проливал кровь за Берлин.

Кирпич доказывает свою невиновность. Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979).
Кирпич доказывает свою невиновность. Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979).

А вот книжный Кирпич, судя по внешности, похож не столько на фронтовика, сколько на уголовника-рецидивиста. Его (рожа) лицо, выражаясь известным афоризмом, "кирпича просит". Ибо, по словам Мурашко, лицо Сапрыкин имеет "длинное" и "прямоугольное", "бруском" *(или"кирпичом", откуда и кличка).

Володя Шарапов не замечает на фотографии карманника Кирпича "кирпичной" прямоугольности. Зато видит "нависающие брови", "маленькие глаза", "курносый нос", "тяжелую челюсть" и некую "лошадиность". Вова говорит:

"По фотографии было не видать, что у Сапрыкина голова бруском: просто длинное лошадиное лицо с тяжелой челюстью, маленькими глазами, полностью смазанными с лица тяжелыми скулами и нависающими бровями. Курносый нос с широкими ноздрями..." ("Эра милосердия").

В романе Вайнеров Кирпич - не столько личность, сколько человек без глаз ("с безглазым лицом"), человек без лица, ибо "его (Кирпича) длинное лицо с махонькими щелями-глазками было неподвижно, как кусок сырой глины".

3. Место жительства и место "работы". Согласно свидетельству Копченого (в исполнении В. Куравлева), экранный Кирпич живет "где-то на Сретенке", ибо у него там "хаза", а "щиплет" - в трамвае, в Сокольниках. В интерпретации С. Говорухина Кирпич "работает" в трамвае 29-го маршрута (в 1945 году, согласно сайту "Московский трамвай (История) Московские маршруты", трамвай № "29" ходил по линии "Бутырская, Новослободская, Каляевская ул., М. и Б.Дмитровка, Театральный пр., Мясницкие ул., Н.Басманная, Спартаковская улица").

У Вайнеров Кирпич также живет на Сретенке - в Ащеуловом переулке (соединяет Сретенку и Костянский переулок). Но "работает" или "щиплет" Сапрыкин не в трамваях, а в троллейбусах. Не в Сокольниках, а на Садовом кольце. И не на 29 маршруте, а, по свидетельству Копченого, на маршрутах №2, №4 и на "Букашке" ("Букашка" - маршрут "Б", проходящий по Садовому кольцу).

Весьма любопытно, что Жеглов с Володей находят Кирпича в романе не на указанных Копченым маршрутах, а в троллейбусе с № "10", в который входят на Смоленской площади. То есть сыщикам здесь явно сопутствует удача, везение.

Кирпич беседует с Жегловым. Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979).
Кирпич беседует с Жегловым. Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979).

4. Статус. В фильме С. Говорухина карманник и щипач Кирпич явно позиционируется как человек с высшей уголовной квалификацией, которая "шлифуется годами", О принадлежности карманников к элите воровского мира говорит Жеглов. Со слов начальника ОББ зритель убеждается в том, что карманник Кирпич - явный авторитет в уголовном мире. Ведь вор имеет необходимую "ловкость пальцев", "точность движений", а также осторожность и предусмотрительность. Кирпич "работает" совершенно незаметно, вместо бритвы использует "остро отточенную монету" ("писку"). Эту монету ловко сбрасывает в трамвае. При поимке прикрывается "легендой". Все по канону...

Однако в книге воровской статус Кирпича подается немного не так. Да, майор Мурашко действительно заявляет, что "настоящий щипач - всегда воровской аристократ, специалист высшей квалификации". Однако тут же замечает, что во время войны в щипачи пошли "люди, которым подчас просто есть охота". И определить Кирпича при таком раскладе в "настоящие" щипачи и "элиту" уголовки становится трудно. Ведь на сотрудничество с Жегловым "аристократ" Кирпич идет и "дружка" Фокса сдает (в то время, как Ручечник этого не делает).

5. "Кофелек". В фильме с. Говорухина украденный Кирпичом "кофелек" изымается из кармана вора при понятых благодаря тому, что Глеб Жеглов незаметно засовывает этот "кофелек" вору в левый карман прямо перед входом в отделение милиции. В действиях начальника ОББ видна "ловкость пальцев" и "точность движений". Как у бывалого карманника. Просто ювелирная работа...

В книге Жеглов действует на порядок грубее и примитивнее. Он просто засовывает перед дверью ридикюль ("кофелек") Кирпичу за пазуху и так вносит вора в дежурную часть, чтобы достать украденное уже при понятых.

Таким образом, литературный Кирпич на три года моложе и намного уродливее экранного. В книге братьев Вайнеров Костя Сапрыкин "щиплет" не в Сокольниках, а на Садовом кольце. И не в трамваях, а в троллейбусах (видимо, в распоряжении С. Говорухина был только исправный ретро-трамвай). "Кофелек" попадает Кирпичу от Жеглова в романе не в левый карман, а за пазуху.

Читайте также другие статьи:

Владимир Высоцкий о роли Жеглова в фильме Станислава Говорухина

Владимир Высоцкий о характере Глеба Жеглова и его отношении к бандитам: "Их надо давить - от начала до конца".

5 отличий экранного Глеба Жеглова от литературного прототипа из романа братьев Вайнеров "Эра милосердия"

5 отличий экранного Володи Шарапова от литературного прототипа в книге Вайнеров "Эра милосердия".

Является ли Иван Сергеевич Груздев из фильма "Место встречи изменить нельзя" положительным героем?

"Ты на руки-то его погляди!": тайна милиционерских и бандитских рук в фильме С. Говорухина "Место встречи изменить нельзя"