Кто не помнит удивительно яркий образ вора-карманника Кирпича (Котьки Сапрыкина), созданный блистательным "королем эпизодов" Станиславом Садальским? Кто не повторял шепеляво и гугниво вслед за Кирпичом-Садальским знаменитую фразу: "Кофелек, кофелек... Какой кофелек??"
Роль Кирпича сделала С. Садальского невероятно популярным... Она, по сути, проложила ему дорогу к роли корнета Плетнева ("О бедном гусаре замолвите слово"), старшего лейтенанта Дмитриенко ("Торпедоносцы"). И даже подарила благосклонность криминального авторитета Саши Шорина (А. Прокофьева), который, как говорят в сети, и стал прототипом вайнеровского Кирпича.
Создавая в фильме образ Котьки Сапрыкина (Кирпича) режиссер культового фильма, конечно, старался следовать литературному первоисточнику - известному роману "Эра милосердия" братьев Вайнеров. Однако экранный Кирпич получился у режиссера иным, непохожим на книжного. На наш взгляд, существует не менее 5 отличий киношного героя от героя литературного. В этой статье мы попытаемся эти отличия определить. Итак, поехали...
1. Рост, возраст. В фильме С. Говорухина "Место встречи изменить нельзя" Котька Кирпич (благодаря актеру Станиславу Садальскому, рост которого составляет 190 сантиметров) выглядит высоким, молодым человеком плотного телосложения в возрасте примерно 28-30 лет (к моменту выхода культовой картины на телеэкраны в 1979 году С. Садальскому исполнилось 28 лет).
Практически таким же - высоким и крепким - изображают Кирпича в "Эре милосердия" братья Вайнеры. У них Котька - "высокий, крепкий парень". Весьма энергичный, ибо едва не вырывается в автобусе из крепких рук Шарапова. Однако все же на три года моложе, чем в фильме, ибо майор Мурашко, характеризуя Кирпича, называет годом рождения вора 1920 год (значит, на момент действия "Эры милосердия" герою - 25 лет). Мурашко говорит:
"Константин Сапрыкин, двадцатого года рождения, трижды судим, пять месяцев назад за паразитический образ жизни и отсутствие определенных занятий выслан из Москвы за сто первый километр, но, по имеющимся у меня данным, он регулярно обитает в городе..." ("Эра милосердия").
2. Внешность. Экранный Кирпич выглядит очень презентабельно. Это яркая личность. У него овальное, полное лицо с правильными чертами; ясные карие глаза; крупный, прямой нос и самая обычная, ничем не выдающаяся (ничуть ни звериная, ни лошадиная, а человеческая) челюсть. В флотской фуражке с якорем Котька Сапрыкин выглядит отставным моряком-ветераном. При взгляде на киногероя легко поверить, что он фронтовик и проливал кровь за Берлин.
А вот книжный Кирпич, судя по внешности, похож не столько на фронтовика, сколько на уголовника-рецидивиста. Его (рожа) лицо, выражаясь известным афоризмом, "кирпича просит". Ибо, по словам Мурашко, лицо Сапрыкин имеет "длинное" и "прямоугольное", "бруском" *(или"кирпичом", откуда и кличка).
Володя Шарапов не замечает на фотографии карманника Кирпича "кирпичной" прямоугольности. Зато видит "нависающие брови", "маленькие глаза", "курносый нос", "тяжелую челюсть" и некую "лошадиность". Вова говорит:
"По фотографии было не видать, что у Сапрыкина голова бруском: просто длинное лошадиное лицо с тяжелой челюстью, маленькими глазами, полностью смазанными с лица тяжелыми скулами и нависающими бровями. Курносый нос с широкими ноздрями..." ("Эра милосердия").
В романе Вайнеров Кирпич - не столько личность, сколько человек без глаз ("с безглазым лицом"), человек без лица, ибо "его (Кирпича) длинное лицо с махонькими щелями-глазками было неподвижно, как кусок сырой глины".
3. Место жительства и место "работы". Согласно свидетельству Копченого (в исполнении В. Куравлева), экранный Кирпич живет "где-то на Сретенке", ибо у него там "хаза", а "щиплет" - в трамвае, в Сокольниках. В интерпретации С. Говорухина Кирпич "работает" в трамвае 29-го маршрута (в 1945 году, согласно сайту "Московский трамвай (История) Московские маршруты", трамвай № "29" ходил по линии "Бутырская, Новослободская, Каляевская ул., М. и Б.Дмитровка, Театральный пр., Мясницкие ул., Н.Басманная, Спартаковская улица").
У Вайнеров Кирпич также живет на Сретенке - в Ащеуловом переулке (соединяет Сретенку и Костянский переулок). Но "работает" или "щиплет" Сапрыкин не в трамваях, а в троллейбусах. Не в Сокольниках, а на Садовом кольце. И не на 29 маршруте, а, по свидетельству Копченого, на маршрутах №2, №4 и на "Букашке" ("Букашка" - маршрут "Б", проходящий по Садовому кольцу).
Весьма любопытно, что Жеглов с Володей находят Кирпича в романе не на указанных Копченым маршрутах, а в троллейбусе с № "10", в который входят на Смоленской площади. То есть сыщикам здесь явно сопутствует удача, везение.
4. Статус. В фильме С. Говорухина карманник и щипач Кирпич явно позиционируется как человек с высшей уголовной квалификацией, которая "шлифуется годами", О принадлежности карманников к элите воровского мира говорит Жеглов. Со слов начальника ОББ зритель убеждается в том, что карманник Кирпич - явный авторитет в уголовном мире. Ведь вор имеет необходимую "ловкость пальцев", "точность движений", а также осторожность и предусмотрительность. Кирпич "работает" совершенно незаметно, вместо бритвы использует "остро отточенную монету" ("писку"). Эту монету ловко сбрасывает в трамвае. При поимке прикрывается "легендой". Все по канону...
Однако в книге воровской статус Кирпича подается немного не так. Да, майор Мурашко действительно заявляет, что "настоящий щипач - всегда воровской аристократ, специалист высшей квалификации". Однако тут же замечает, что во время войны в щипачи пошли "люди, которым подчас просто есть охота". И определить Кирпича при таком раскладе в "настоящие" щипачи и "элиту" уголовки становится трудно. Ведь на сотрудничество с Жегловым "аристократ" Кирпич идет и "дружка" Фокса сдает (в то время, как Ручечник этого не делает).
5. "Кофелек". В фильме с. Говорухина украденный Кирпичом "кофелек" изымается из кармана вора при понятых благодаря тому, что Глеб Жеглов незаметно засовывает этот "кофелек" вору в левый карман прямо перед входом в отделение милиции. В действиях начальника ОББ видна "ловкость пальцев" и "точность движений". Как у бывалого карманника. Просто ювелирная работа...
В книге Жеглов действует на порядок грубее и примитивнее. Он просто засовывает перед дверью ридикюль ("кофелек") Кирпичу за пазуху и так вносит вора в дежурную часть, чтобы достать украденное уже при понятых.
Таким образом, литературный Кирпич на три года моложе и намного уродливее экранного. В книге братьев Вайнеров Костя Сапрыкин "щиплет" не в Сокольниках, а на Садовом кольце. И не в трамваях, а в троллейбусах (видимо, в распоряжении С. Говорухина был только исправный ретро-трамвай). "Кофелек" попадает Кирпичу от Жеглова в романе не в левый карман, а за пазуху.
Читайте также другие статьи:
Владимир Высоцкий о роли Жеглова в фильме Станислава Говорухина
5 отличий экранного Володи Шарапова от литературного прототипа в книге Вайнеров "Эра милосердия".
Является ли Иван Сергеевич Груздев из фильма "Место встречи изменить нельзя" положительным героем?