В художественном мире культового фильма С. Говорухина "Место встречи изменить нельзя" (равно как и в романе братьев Вайнеров "Эра милосердия") отрицательные герои часто носят чужие личины, иначе говоря, прячутся под маской добропорядочных людей. Например, Лошак из "Черной кошки" работает водителем на одной из московских автобаз (и, конечно, имеет паспорт с московской пропиской). Вор Петр Ручников выдает себя за богатого иностранца. Манька-Облигация - за сироту.
Однако гроссмейстером "злого маскарада" (по выражению Шарапова), устроенного бандитами в послевоенной Москве, является не Лошак, не Ручечник, не Манька-Облигация, не кто-либо иной, но "пресловутый" Фокс. Именно этот отрицательный герой настолько преуспевает в искусстве перевоплощения, что использует не одну, но сразу несколько личин. Например, Верка-модистка считает Фокса "научным сотрудником". Соболевская - сотрудником СМЕРШа. А Шарапов - фронтовиком.
В связи с этим возникает ряд вопросов: Кто же он такой - этот Фокс? Сколько ему лет? Как он выглядит? Каково его прошлое? Статус в уголовном мире? Какие у него "специальности"? Давайте разбираться, попутно выясняя, чем экранный Фокс отличается от книжного.
1. Возраст. Экранный Фокс - импозантный, представительный и харизматичный мужчина предположительно 47 лет (именно столько было актеру Александру Белявскому во время съемок культового фильма). Говорухинский Фокс высокого роста (рост А. Белявского 182 см.) и крепкого телосложения (прекрасная физическая форма А. Б. Белявского хорошо видна в "Иронии судьбы..." - в знаменитой "банной" сцене). Он солиден, уверен в себе и представляется Вове Шарапову "рисковым мужиком" (то есть человеком, явно перешагнувшим 40-летний рубеж).
А вот книжный Фокс (его точный возраст авторами, к сожалению, не указывается), думается, выглядит гораздо моложе. Лет на 30. Почему?Потому что герои "Эры милосердия" очень часто видят Фокса дерзким и... Молодым. По мысли Шарапова, Фокс - "мальчишечка серьезный". Верка-модистка описывает бандита как молодого: "высокий, весь такой ладный, быстрый. Брови у него вразлет, а волосы курчавые, черные...". В глазах 30-летней красавицы И. Соболевской Евгений Петрович Фокс - "красивый парень" ("Эра милосердия"). Точно так же - "парнем" - называет Фокса Желтовская при опознании. А Пасюк на то же самое опознание приводит подставных - "молодых парней". Итак Фокс - молодой еще человек лет 30.
Что касается психологического возраста Фокса, то он (возраст) вообще граничит с возрастом ребенка. Это выявляется на допросе в МУРе во время получения образца свободного почерка, когда Шарапов заставляет Фокса написать мини-сочинение на произвольную тему. Фокс включается в игру и создает на бумаге весьма характерный автопортрет. Он пишет:
"Добрый хороший мальчик Фокс мучается здесь в тюряге ни за что, нет правды на свете, нет счастья в жизни. Мучители не кормят, зажали мою служащую карточку, и в очко сыграть не с кем".
В этом автопортрете жестокий бандит предстает безответственным ребенком, инфантилом (с чертами психопата). Он сам называет себя "мальчиком" и проявляет характерные черты инфантила: импульсивность, эгоизм, желание переложить вину на других, опасную любовь к различным развлечениями. Благодаря автопортрету становится ясно, почему бандит не послушался Горбатого, который говорил, что "бабы и кабаки доведут до цугундера". Фокс - мужчина-инфантил с нулевой ответственностью.
2. Внешность. Экранный Фокс представляется совсем не похожим на простого бандита. Это человек образованный, ибо говорит Володе с обидой: "Это мы еще поглядим, кто из нас с ошибками (имеется в виду, с ошибками будет писать образец свободного почерка)!". Начитанный, ибо знаком с творчеством А. Пушкина, Л. Кассиля (и даже может позволить себе усомниться в существовании вымышленного Л. А. Сперанского). Человек креативный, творческий, элегантно одетый (как горбатый главарь).
Внешность экранного Фокса детально описывает Ирина Соболевская (в исполнении Натальи Фатеевой). Согласно представлению Соболевской, Фокс "высок, строен, широк в плечах, волосы прямые, зачесанные назад; глаза серые. Лицо такое... Слегка вытянутое. Губы немножко тонкие, но они не портят его. На подбородке - ямочка" (3 серия, 9.30-10.14 мин.).
В романе братьев Вайнеров Фокс представляется практически таким же преступником-интеллигентом в военной форме, как и в фильме С. Говорухина. У Фокса темные волосы, тонкие губы и ямочка на подбородке (с этой ямочкой, как и с образом Фокса, С. Говорухин попал в яблочко).
Однако глаза у книжного Фокса, по словам книжной Соболевской, не серые, а синие; волосы не прямые, а "вьющиеся", "пышные"; брови не простые, а "соболиные"; нос не обычный, а "орлиный"; а лицо "бледное". Кроме того, на допросе в МУРе Фокс гордится своими руками - "руками артиста". Это значит, что бандит когда-то имел отношение к искусству.
3. Одежда. Внешне экранный Фокс очень похож на типичного отставного офицера-фронтовика. Он ходит в командирской гимнастерке с двумя нагрудными карманами без погон и в галифе с красным кантом, На правой стороне гимнастерки, согласно уставу, бандит носит редкий подвесной орден Отечественной войны, какой есть и у Шарапова (подвесными орденами награждали только в 1942-1943 гг.). К Верке-модистке и в "Асторию" Фокс наведывается в красивой шинели из дорогого сукна, какие во время Великой Отечественной войны носили только старшие офицеры.
Военная одежда вкупе с боевым орденом вызывает доверие не только у простых граждан, но даже у прошедшего всю ВОВ Шарапова. Во время перестрелки на складе Володя благодаря военной одежде не может воспринимать Фокса "врагом" или "чужим", но только "другом" и "своим" (в книге никакой перестрелки на складе нет; есть только ограбление).
Таков Фокс и в романе братьев Вайнеров. Однако книжный Фокс превосходит экранного количеством фронтовых атрибутов. У экранного бандита на груди только подвесной орден Отечественной войны. А у книжного, помимо этого, две желтые нашивки за тяжелые ранения.
Волокушина говорит, что Фокс "всегда ходит в военной форме без погон, но форма дорогая, как у старших офицеров. И на кителе у него орден Отечественной войны. И две нашивки за тяжелые ранения."
4. Уголовное прошлое. В фильме С. Говорухина Фокс представляется человеком, не имеющим судимостей. Однако в романе "Эра милосердия" на допросе в МУРе выясняется, что Фокс все же сидел, ибо Володя находит на руке бандита татуировку: "Кто не был - побудет, а был - не забудет".
В татуировке скрыт грустный афоризм, посвященный превратностям судьбы. Смысл афоризма заключается в том, что никто, кем бы он ни был, не застрахован от разных житейских неприятностей . В том числе и от тюрьмы. Книжный Фокс признается Вове, что он находился в местах не столь отдаленных. И не очень удивляется тому, что вновь попал в тюрьму.
5. Уголовный статус и "специальность". И в фильме, и в книге уголовный статус Фокса раскрывается в беседе Жеглова с Кирпичом. Жеглов спрашивает Кирпича: "Фокс в законе или он приблатненный?" И получает вполне внятный ответ, согласно которому Фокс "по замашкам" оказывается фраером (то есть трудягой), Но по факту - совсем не фраером, а "авторитетом", ибо "ему человека подколоть - как тебе высморкаться".
Авторитетность Фокса подтверждает и вор в законе Петр Ручников, который отказывается сообщать Жеглову какие-либо сведения о Фоксе из-за страха перед ним. Ручечник говорит: "Фокс - человек окаянный. На первом же толковище не он, так дружки его меня по стене размажут".
Воровская "специальность" Фокса в фильме представляется довольно туманной. Бандит определенно сотрудничает с бандой "Черная кошка", ибо грабит вместе с ней склад, В то же время он позиционируется "вольным художником", ибо самостоятельно проворачивает дело с Ларисой Груздевой и не делится награбленным с друзьями из "Кошки".
Зато в "Эре милосердия" воровские "специальности" (их две, не одна) Фокса определяются довольно четко. Происходит это на допросе у Шарапова в МУРе, где преступник начинает откровенничать с опером.
Первой "специальностью" Фокса становится карточное шулерство. Бандит признается, что он страстный игрок "на бильярде, в карты, в "железку". Фокс, конечно же, играет не честно, но с различными уловками, присущими "каталам" (шулерам). Об этом говорят сильные, красивые руки Фокса "с длинными холеными ногтями на мизинцах". Эти ногти Фокс отрастил с двойной целью. Простым смертным ногти указывали на авторитетность их владельца, который принципиально не занимается физическим трудом. Самому Фоксу ногти помогали выполнять обманные трюки в карточной игре. Обычно шулеры закладывали ногти между картами в колоде и выполняли съем, который носил название "вольт".
Второй "специальностью" Фокса являются... Женщины. Ибо Фокс - брачный аферист. Он холост, любит "встречаться с женщинами", а последние любят людей богатых. Любая женщина, по словам бандита, "раскрывает объятия человеку, у которого на книжке больше четверти миллиона". Что и произошло с Соболевской, с Ларисой и с другими.
Таким образом, в книге Фокс представляется (безбашенным) отчаянным и дерзким уголовным авторитетом примерно тридцати лет с одной, как минимум, судимостью и нулевой социальной ответственностью. Этот человек харизматичен, имеет красивую внешность, умение убеждать и добывает деньги преимущественно с помощью карточных игр и женщин.
А что думаете о Фоксе вы, дорогие читатели? Был ли Фокс членом "Кошки"? Воевал ли он с фашистами или же "отирался" в тылу? Откуда взял свой орден Отечественной войны? Оставляйте комментарии (мне интересно знать ваше мнение), не забывайте про лайки (они продвигают контент в ленте новостей) и подписывайтесь на канал «Христофор+».
Читайте также другие статьи:
Владимир Высоцкий о роли Жеглова в фильме Станислава Говорухина
5 отличий экранного Володи Шарапова от литературного прототипа в книге Вайнеров "Эра милосердия".
Является ли Иван Сергеевич Груздев из фильма "Место встречи изменить нельзя" положительным героем?