В школе города Мартакерт в Арцахе, где работала Лусабер Арустамян, училось более 600 учеников. За 30 лет работы учителем Лусабер сменила семь школ. Последней была мартакертская школа номер два.
“Мой муж был военным, и по роду его службы мы часто переезжали с места на место. Я вынуждена была постоянно менять школьные коллективы. Мартакертская школа была последней”,- говорит моя собеседница.
Школа находилась недалеко от их дома, примерно в ста метрах, но Лусабер всегда старалась приходить на работу раньше учеников. “Я работала во многих школах, но дорогу в школу в Матагисе никогда не забуду. Идя на работу, я всегда останавливались на мосту и засматривалась на прекрасный вид. Там была гидроэлектростанция, и я каждый раз внимательно смотрела, как с помощью воды получают электроэнергию”,- вспоминает учительница.
В Мартакерте Лусабер была классным руководителем. В Армении ей тоже предложили взять класс, но она отказалась, сославшись на то, что пока не готова.
“Больше всего я скучаю по своим ученикам. Я очень часто их вспоминаю: кто что делал, каким был тот или иной ученик... В учениках школы Птхунка я вижу своих учеников: говорю, этот ребенок похож на того моего ученика из Мартакерта, тот – на другого…” – рассказывает Лусабер Арустамян.
В школе села Птхунк Армавирской области есть вакансия учителя физики. По словам директора школы Армине Григорян, как-то поздно вечером ей позвонили и спросили, остается ли в школе место учителя. “Все сложилось как нельзя лучше: нам нужен был учитель, а ей – работа. Мы договорились и буквально на следующий же день встретились. Вот уже почти три месяца работаем вместе. Ученики очень довольны, госпожа Арустамян – пожалуй, тоже. Она, мне кажется, начинает приспосабливаться”,- говорит директор.
В школе села Птхунк, помимо учителя физики, требуется также учитель химии. Лусабер сообщила об этом Гоар Егиазарян, которая тоже работала учителем в Мартакерте, но в другой школе.
“Когда Лусабер сообщила мне о работе, я сперва отказалась, не хотела ничем заниматься, так как еще не оправилась от сильного стресса. Кроме того, мне казалось, что я всегда буду жить в Арцахе и работать в своей школе. Потом позвонила директор и сказала: завтра в 9 утра ждем тебя в школе”,- рассказала 48-летняя Гоар Егиазарян.
Она уверяет, что где бы ни жила, будет работать с такой же энергией и желанием, чтобы добиться результата.
“Я ни на один день не перестаю думать об Арцахе. Закрываю глаза и мысленно уношусь в свой дом. Иду по улице, ведущей к школе, прохожу мимо здания местной администрации, потом мимо детсада, нескольких магазинов и, наконец, дохожу до школы. Она располагалась в горах, такая уютная, родная…” – говорит Гоар Егиазарян.
После уроков Лусабер Арустамян и Гоар Егиазарян идут домой по новой, незнакомой для себя дороге. Женщины пытаются приспособиться к местности, к людям. И все же они очень часто вспоминают родной Арцах, где, стоя на мосту, смотрят на затерявшуюся в горах уютную школу...
На главном фото: Лусабер Арустамян (справа) и Гоар Егиазарян (слева)
ИСТОЧНИК: https://hetq.am/ru/article/163146