5,5K подписчиков

Мозгам тоже нужна зарядка, и у неё есть название – нейрофитнес

Оказывается, фитнес полезен не только телу, тренировать можно и нужно ещё и мозг. Как это делать правильно, кому показано и нужен ли личный тренер, мы узнали у нейропсихолога Кристины Ивановой.

  Фото: из личного архива Кристины Ивановой
Фото: из личного архива Кристины Ивановой

— Кристина, расскажите нам, пожалуйста, что такое нейрофитнес, откуда он взялся и когда?

— Как мы понимаем, нейро – это мозг, а фитнес – тренировки. Если говорить с научной точки зрения, то нейрофитнес – технология, объединяющая методы нейротерапии, когнитивной нейропсихологии и психологии. Это такой интегративный подход к нормализации и повышению эффективности процессов на когнитивном (познавательном), психоэмоциональном и поведенческом уровнях человека. Нейрофитнес представляет собой индивидуально разработанную, на основе диагностических данных, программу занятий (нейротренингов). Простыми словами, это научно обоснованная гимнастика для тренировки мозга и наращивания нейронных связей. Она позволяет развивать одновременно правое и левое полушария мозга, повышает нейропластичность. Данное направление на Западе применяется уже в течение 8 лет, к нам пришло и стало набирать популярность 2-3 года назад. На данный момент я вижу, что это очень востребовано родителями детей, а это значит, что они уже знакомы не только с технологией, но и с результатами таких тренингов.

— Вы сказали – детей. Значит, он показан и эффективен только юному пациенту?

— Нет, просто упражнения для мозга часто применяют на занятиях по подготовке к школе. Полезны они и для всестороннего развития, для лучшего усвоения разных дисциплин – английского языка для детей, математики, логики и других. Так, нейрофитнес имеет следующие преимущества:

  • улучшает концентрацию внимания, память, скорость мышления и другие когнитивные функции;
  • помогает подготовиться к первому классу;
  • улучшает успеваемость в школе;
  • снижает проявления СДВГ у детей;
  • повышает мотивацию и стремление к учебе;
  • стимулирует творческое и речевое развитие ребенка;
  • повышает стрессоустойчивость и уверенность в себе.

Но это не значит, что он нужен и эффективен только для детей. Нейрофитнес показан буквально всем от 3 до 100 лет, условно. Для детей это огромная помощь в речевом, когнитивном, психическом развитии. Для взрослых это повышение работоспособности мозга и скорость реакции мозговых процессов, следовательно повышение интеллектуальных показателей, внимания, памяти. Кроме того, это отличная профилактика когнитивных нарушений, которые возникают как последствие таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, деменция, болезнь Паркинсона и других дегенеративных заболеваний.

— В фитнесе мы обычно стартуем с занятий с тренером. А в нейрофитнесе кто тренер, и нужен ли он?

— Обязательно нужен. Занятия проводят нейропсихологи реабилитационных и развивающих учреждений. А направляют на нейротренинги нейрохирурги, неврологи, педиатры, терапевты или же человек может обратиться сам.

  Фото: из личного архива Кристины Ивановой
Фото: из личного архива Кристины Ивановой

— Значит ли это, что домашние тренировки бессмысленны и всегда нужен рядом профессиональный тренер?

— Нейрофитнесом можно заниматься и дома, но предварительно необходимо пройти нейропсихологическую диагностику, чтобы понимать, над какими зонами мозга лучше поработать, после чего нейропсихолог даст рекомендации. Конечно, есть неоспоримое преимущество работы в команде со специалистом. Во-первых, это разработка индивидуального плана тренировок, во-вторых, возможность занятий на оборудовании, ну и, конечно, контроль правильности выполнения упражнений. Всё так же, как и в обычном фитнесе: вы можете заниматься дома либо с тренером, эффект в любом случае будет, но где он наступит быстрее и локально справится с проблемой, думаю, очевидно.

— Если говорить о вас как о тренере, то какой у вас опыт, образование?

— Я клинический психолог, нейропсихолог, судебный эксперт-психолог. Обучалась в АмГУ, ТОГУ (Хабаровск), НИИДПО (Москва), ООО «Син-Кор» (Санкт-Петербург), СИПП (Новосибирск). После окончания АмГУ пришла психологом в детскую городскую клиническую больницу, поликлинику №3, где проработала 8 лет, не прекращая своего профессионального роста, продолжала обучаться по разным направлениям в этой области. Сейчас уже второй год работаю в медицинском центре «Здоровый ребенок». Помимо успешной профессиональной деятельности, я дважды мама. Воспитываю сына Владимира, ему 7 лет, и в этом году он стал первоклассником, и дочь Алису, ей 4 года. Семья помогает мне не только дома, но и в моем профессиональном деле. Дети поддерживают мои идеи и с удовольствием испытывают на себе мои новые детские методики.

— Если экспериментируете на своих, значит, правда не опасно и полезно. Говоря о периодичности занятий, нейрофитнес – это образ жизни или им нужно заниматься курсами, время от времени?

— Тренировки проводятся курсами, у меня такой курс длится 8-10 занятий с перерывом от 3 до 6 месяцев. Кстати, в перерыве я даю рекомендации для домашних упражнений, что позволяет закрепить навыки. Частота таких курсов зависит от запроса клиента, если есть проблемы, медицинские показания или жалобы, то мы продолжаем курсы, пока не проработаем основные проблемы. Если человек хочет улучшить свои когнитивные функции и эмоциональное состояние, достаточно проходить один курс раз в полгода или год и продолжать заниматься дома.

— А есть у таких тренировок свои тренажеры, инструменты, оборудование?

— Конечно. Обязательным инструментом считаю различные балансировочные доски и подушки: доска Бильгоу 180 градусов, доски с лабиринтами 360 градусов, изогнутые доски, подушки с массажным эффектом для стимуляции сенсорного развития. Кроме того, есть межполушарные доски, на них имеются различные лабиринты для одновременного прохождения левой и правой рукой с постепенным усложняющим эффектом за счет самого лабиринта и метода прохождения фишкой или мелом, а также в нашем арсенале сенсорные мячи и песочные мешочки, утяжелители. Это основной набор. На своих занятиях я еще использую БОС. Это биологически обратная связь Дельфи М: ребенок видит себя на экране в полный рост, играя с дельфинами, тренирует пространственную ориентацию, физическое и когнитивное развитие. Также работаю с БАК, это биоакустическая коррекция. В основе метода лежит синхронное преобразование электроэнцефалограммы в звуки, что позволяет пациенту воспринимать электрическую активность головного мозга в виде музыкоподобного сигнала. БАК позволяет человеку слушать музыку своего мозга в прямом смысле слова. В основе механизма лежит принцип биологической обратной связи, мозг человека непроизвольно начинает корректировать свою активность, процессы в мозге упорядочиваются и нормализуются. Ну и, конечно, большой багаж различных упражнений как активных, так и за столом.

— Насколько быстро пациент начинает замечать эффект от таких упражнений? Или это очень долгая история?

— Почему же. Человек начинает замечать эффект примерно после 4-го занятия, первые признаки – это улучшение эмоционального состояния, сна. Далее замечаем улучшение памяти и внимания, пациент может быстрее справиться с многими задачами и не так быстро утомляется.

— Такой быстрый эффект отмечается только у детей или взрослые пациенты тоже видят довольно быстро улучшения в состоянии?

— У взрослых эффект такой же, даже за счёт патологии мы видим более очевидный результат.

— А вы лично чаще работаете с детьми или взрослых тоже принимаете?

— Поскольку я работаю в детской клинике, то, естественно, чаще всего принимаю деток. Но есть среди моих пациентов и взрослые, которые приходят по показаниям, с черепно-мозговыми травмами, возрастными нейрозаболеваниями.

— Если не секрет, насколько это дорогой вид «спорта»?

— Курс занятий может стоит от 10 до 20 тысяч рублей. А ведение психолога у нас в перерывах между курсами осуществляется бесплатно.

— Как вы считаете, в нашем регионе нейрофитнес широко известен или пока недостаточно популярен?

— В Амурской области это направление только набирает свою популярность, но я практикую его в течение двух лет, и уже много детей прошли данные курсы и получили ожидаемый эффект. В основном обращаются, когда есть медицинские показания, проблемы с обучением и поведением. Поэтому работает сарафанное радио.