Сборка двигателя АИ-25, часть 7 — турбины

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление

Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина:

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...

Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками... Но не всё так просто. В предыдущей части показано, что это не шпильки, а болты. Как их удержать от проворачивания, тем более когда собирается не распиленный двигатель, а целый, где под турбину не подлезть? И как между собой скреплены валы?

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-2

Всё хитро: на валу компрессора выполнена резьба, вал турбины прихватывается к нему гайкой, потом уже на вал ставится диск турбины. А чтобы при установке диска болты не выпадали — на них выполнена проточка, в которую западает маленькое проволочное стопорное кольцо. Под эти кольца в бобышках диска даже выполнены проточки, они хорошо видны на фото (диск лежит под валом). А чтобы болты не проворачивались — головки имеют особую продолговатую форму.

Собранный узел:

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-3

Для контрóвки гайка украшена короной, куда западают язычки кольца, один из них показан стрелкой. Кольцо прижимается навалившимся сверху (в полёте — сзади) диском.

Пришёл черёд 2-й и 3-й ступеней турбины — низкого давления:

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-4

Она собирается в одном корпусе, статорные лопатки (рыжие) и диски с роторными лопатками (синие) составляют эдакий торт. Но если диск 3-й ступени получается снять, раскрутив болты, то диск 2-й ступени зажат между статорными лопатками, которые собираются как головоломка. Проще разрезать без разборки, тем более что диск пилить не надо — лишь показать, что он там есть:

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-5

Резы тут на пределе возможностей болгарки по глубине и точности, поэтому приходится работать без щитка, но в полной защите и соблюдая остальные меры предосторожности — рез искрами от себя, нагружение на расширение реза и другие, их я описывал в статье у Фельдшера. Большой болгаркой (230 мм) я без щитка не работаю никогда — там никакие меры не помогут.

Ёлки-мотылялки, как это всё зачищать?

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-6

А зачищать надо, уважаемые зрители порой суют пальцы туда, куда таракан не пролезет... Чтобы было видно вал — срезаю обечайку лабиринтного уплотнения, стрелкой показано легкосрабатываемое композиционное покрытие:

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-7

Как видите, сюда болгарка со щитком никаким боком не пролезет, а резать прямошлифовальной машиной (дремелем) — полдня уйдёт и стопка дисков. Металл с виду тонкий, но это жаропрочный сплав, очень плохо поддающийся резке, это видно по тусклым красным искрам.

Теперь надо вырезать и сектор (кусок) диафрагмы, он уже размечен белым маркером:

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-8

Галсами, как парусник против ветра...

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-9

Вот с зачисткой малыш Дремель справляется, даже перчатки не нужны, но очки (в моём случае — маска) всё равно строго обязательны:

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-10

Осталось отмыть:

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-11

И заняться диском третьей ступени:

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-12

Как видим, с каждом пазý стоят спина к спине две лопатки. КБ Ивченко впервые в СССР стало практиковать такую установку, что упростило и упрочнило диск, разгрузило его от тонн центробежных сил. И за счёт уменьшения инерции на доли секунды улучшило приёмистость двигателя — чтобы всякие президенты не размазывались по континенту при запоздалом уходе на второй круг:

А на статор ТНД осталось навести красноту:

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-13

Между делом надо кромсануть вал низкого давления — который соединяет КНД и ТНД:

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-14

С виду ничем не примечательная железяка (вернее, титаняка), но внутри неё проходит длиннющий стяжной болт, который надо показать, а на концах выполнены шлицы — их тоже можно показать. Примеряемся...

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-15

Отмечаю направление полёта, чтобы не запутаться с расположением лежащей слева шляпы — она центрирует стяжной болт в середине вала:

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-16

Вырезание крестиком...

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-17

Диск, даже для нержавейки, на титане сгорает как спичка... Дым отечества в мастерской стоит соответствующий...

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-18

Помните анекдот про Ленина, Дзержинского и Крупскую? Феликс, ломай!

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-19

И вот титановый вал НД совокуплён с валом ТНД:

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление Вот на вал компрессора высокого давления установлена турбина: Вроде всё понятно — куда-то вкручены шпильки, диск турбины надет на них и прихвачен гайками...-20

На ротор в сборе глянем в следующей части, а потом раскромсаем заднюю опору ТНД. Делитесь статьёй с товарищами и заглядывайте в нашу Телегу!

— — — — — — —

Англоязычный словацкий самолёт. Ту-154М OM-BYO

ТЭД-10. Что за зверь трансформатор, он же на жаргоне «транс»?

Общее оглавление канала