Найти тему
Хронопортация

Как в 1956 году американский лётчик сбил реактивный самолет, на котором летел, из своих же орудий

Оглавление

За последние 110 лет в ходе многочисленных войн и военных конфликтов были сбиты десятки тысяч самолетов. Их сбивали из винтовок, пулеметов, противотанковых ружей, минометов, зенитным огнем, ракетами и другими самолетами. Но особенно выделяется курьёзный случай, произошедший с пилотом американского истребителя F11F Томасом Аттриджем, так как он умудрился сбить самолет, на котором летел из собственных пушек. Аналогов этому в мировой истории я не знаю, а теперь мы поговорим о том, как это "чудо" случилось.

Учебные стрельбы.

В начале 50-х годов на войне в Корее советские истребители МиГ-15 со стреловидным крылом полностью доминировали в небе. Одна только 324-я дивизия под командованием легендарного Ивана Кожедуба одержала 216 побед, потеряв всего 27 самолетов. Тогда, чтобы ликвидировать отставание, США создали истребитель F11F "Тайгер", который мог развивать скорость 1 200 км/ч, что на 100 км/ч было больше, чем у МиГ-15. Также на самолете установили пушку новой конструкции. А поручили провести испытание модернизированного орудия при стрельбе на сверхзвуковой скорости тест-пилоту Томасу Аттриджу.

Американский пилот на фоне палубного истребителя Grumman F-11 Tiger.
Американский пилот на фоне палубного истребителя Grumman F-11 Tiger.

21 сентября 1956 г. Томас взлетел на своем истребителе с аэродрома в штате Нью-Йорк и направился в сторону Атлантического океана. В 35 километрах от побережья летчик начал пологое пикирование с высоты 6,5 километров. Снизившись до 4-х км, он открыл огонь из 20-мм пушек, выпустив за пару секунд 80 снарядов. Затем Аттридж включил форсаж, ускорился и перешел в более крутое пике, а на отметке 2 километра расстрелял остальные снаряды.

В этот момент что-то сильно ударило по крылатой машине и ее встряхнуло. Далее фонарь кабины покрылся сеткой трещин, а в воздухозаборнике двигателя зияла большая дыра. Началась вибрация и Томас подумал, что столкнулся со стаей пернатых. Он сбавил скорость, чтобы не рассыпался на куски поврежденный фонарь, сообщил о происшествии диспетчеру и попросил разрешения вернуться на аэродром.

Вскоре тяга упала до 76% от максимальной: обломки воздухозаборника попали в двигатель и повредили его. В трех километрах от базы, на высоте 250 метров Томас выпустил шасси, после чего тяга окончательно пропала. В результате истребитель сел брюхом на заросли деревьев, прорубил в них стометровую просеку, частично разрушился и загорелся. Летчик чудом остался жив, получив перелом ноги и повредив позвоночник, однако он смог отстегнуть ремни и выбраться из кабины наружу.

Результаты расследования аварии.

Схематическое изображение происшествия и извлечённый из фюзеляжа снаряд.
Схематическое изображение происшествия и извлечённый из фюзеляжа снаряд.

Расследование показало, что не птицы оказались причиной катастрофы F11F, а собственные снаряды, выпущенные на отметке 4 километра. Летчик включил форсаж, увеличив скорость до 1 170 км/ч, а снаряды на высоте 2 километра были уже на излете и перемещались по дуге. F11F просто их догнал. Как итог, один боеприпас попал в воздухозаборник, второй – в фонарь кабины, ну а третий разворотил носовой обтекатель. Аттриджу повезло, что снаряды оказались учебными и с инертной боевой частью. Боевые даже на излете разнесли бы истребитель в хлам.

В ВВС США сделали выводы из инцидента, а пилотам рекомендовали в подобной ситуации отворачивать в сторону или не увеличивать угол пикирования. Так что Томас легко отделался. Он быстро восстановился и продолжил карьеру тест-пилота. В 60-е годы Аттридж даже участвовал в разработке лунной программы "Аполлон".

Поймал пулю рукой.

А вот еще одна не менее удивительная история из той же рубрики – "баллистические чудеса на виражах". В далеком советском детстве моей настольной книгой была "Занимательная физика" автора Якова Перельмана. При её изучении меня поразил один случай: в годы ПМВ французский летчик поймал рукой пулю в небе, выпущенную из пулемета немецкого аэроплана.

Немецкий аэроплан времён Первой мировой войны.
Немецкий аэроплан времён Первой мировой войны.
"На высоте двух километров, летчик заметил, что близ его лица движется какой-то мелкий предмет. Думая, что это насекомое, француз проворно схватил его рукой. Представьте изумление летчика, когда оказалось, что он поймал... германскую боевую пулю!".
Я. Перельман, "Занимательная физика". Книга № 1. Глава № 2, "Тяжесть и вес".

Дело в том, что первоначально скорость пули была 800-900 м/с, а на излете ее скорость равнялась 40 м/с (144 км/ч) и она летела параллельно курсу самолета француза. Тот и схватил ее своей крагой. Хорошо, что не голой рукой, так как пуля была сильно разогретой. Вот такие две удивительные истории из серии "Очевидное-невероятное". Только все это на самом деле произошло!

Репост, подписка и ваш щедрый лайк помогают в развитии канала и мотивируют автора на лучшую работу.