Найти тему
История от историка

Школа и ФГОС

Иллюстрация из открытых источников сети Интернет.
Иллюстрация из открытых источников сети Интернет.

ФГОС, среди прочего, направлен на выработку у учеников общеобразовательных школ навыков самостоятельной образовательной и проектно-исследовательской (учебно-исследовательской) деятельности, на применение в образовательном процессе самых современных образовательных технологий, в т.ч. информационно-коммуникативных, на переход от традиционных форм директивного обучения к обучению партнёрскому на новой основе отношений между учителем и учеником как равноправными субъектами образовательного процесса, на формирование у обучающихся активной и устойчивой мотивации к обучению и овладению новыми знаниями, умениями и навыками на основе индивидуального интереса и свободного выбора и самоопределения. Формально ФГОС введён уже в начальных и средних классах общеобразовательных школ и активно внедряется в старших. Учителя прошли курсы переподготовки, разработали новые учебные программы, проводят открытые уроки и обучающие уроки–семинары для коллег по новым стандартам ФГОС. Но фактически процесс внедрения ФГОС в реальную повседневную учебную практику школ остаётся в основном в рамках документов («на бумаге») и единичных показательных мероприятий («для галочки»), к каждому из которых учителям приходится готовиться длительное время. Рассмотрим некоторые факторы, препятствующие внедрению ФГОС в реальную повседневную учебную практику общеобразовательных школ.

Первым из таких факторов является недостаточное количество школ и вызванная этим переполненность многих школ и классов. Неупорядоченное строительство новых жилых кварталов городов без учёта потребностей жителей новых микрорайонов в новых школах для своих детей приводит к перегрузке и переполненности уже существующих школ. Темпы создания новых школ и расширения старых не успевают за ростом количества новых учеников и потребности общеобразовательных школ для них. Эта проблема осложняется естественным желанием родителей отдавать своих детей в считающиеся престижными школы не по месту жительства. В результате зачастую во многих школах в классы набирают до 40 учеников, что способствует, с одной стороны, сохранению финансирования этих учебных заведений за наполняемость
классов и школ, но, с другой стороны, порождает многочисленные проблемы реализации учебного процесса.

Увеличение предельно допустимой наполняемости классов приводит к резкой перегрузке учителей. Замедляется и усложняется применение педагогических приёмов и технологий, снижаются темпы изложения, усвоения и проверки материала, выставления оценок и рефлексии, в целом все педагогические операции затрудняются и замедляются. Учителя и дети быстрее устают и медленнее восстанавливаются, накапливается стрессовое давление, хронические переработки приводят к быстрому выгоранию учителей. При этом над учителями висит дамоклов меч своевременности ведения электронного журнала с обязательным соблюдением критерия накопляемости оценок у одного ученика. Зачастую это приводит к нарушениям в соблюдении структуры уроков, к перекосам одних видов учебной деятельности над другими, или к формализации и профанации реального образовательного процесса. Увеличение предельно допустимого количества учеников в одном классе или в случае со сложными или изучаемыми углублённо предметами в одной учебной группе приводит к резкому ухудшению дисциплины учеников во время проведения уроков. Драгоценные минуты урока тратятся на поддержание рабочей дисциплины в классе, без которой никакое нормальное осуществление
учебного процесса невозможно, не говоря уже о применении предполагаемых ФГОС самых передовых технологий обучения.


Добавим к этому массовое закрытие специализированных учебных заведений для обучения детей с особенностями развития и их повсеместную передачу в обычные классы общеобразовательных школ в рамках внедрения инклюзивного обучения. Даже не имеющие проблем со здоровьем и психикой дети не являются роботами и, обладая каждый неповторимо индивидуальными наборами работоспособности и темпов обучения, по-разному и за разное время усваивают один и тот же учебный материал. В небольших по количеству обучающихся классах и учебных группах этот разнобой нивелируется индивидуальной работой учителя с опережающими среднестатистические
нормы или отстающими от них учениками. Но в переполненных классах и группах такая индивидуальная работа как минимум резко усложняется, если не становится вообще едва ли возможной. В результате весь класс или вся группа движутся в темпе самого слабого ученика или их группы. Либо он оказывается в аутсайдерах и начинает резко отставать. Это, в свою очередь, порождает новые проблемы с дисциплиной. Опережающим ученикам становится скучно, отстающие не успевают усваивать даже среднестатистический минимум. Не остаётся времени на такие предполагаемые ФГОС педагогические приёмы как формирование у детей способности самим догадываться о теме урока, выдвигать самостоятельные гипотезы, заниматься самооценкой и рефлексией и т.д.


Школы перегружены многочисленными внешкольными функциями и авральными мероприятиями. Во время всех этих мероприятий срываются и «скомкиваются», переносятся запланированные и подготовленные учителями планы и последовательность ведения занятий, структура уроков. Вместо реального внедрения ФГОС, что само по себе является весьма сложным и трудоёмким и времяёмким процессом, по очередной разнарядке сверху учителя вынуждены на протяжении всего учебного года в короткие
сроки готовить и проводить незапланированные заранее акции, концерты, выступления, обязательные уроки с просмотрами не предусмотренных заранее учебными планами фильмов, участвовать в конкурсах, избирательных кампаниях, спортивных состязаниях муниципального, городского, регионального, федерального и международного уровней, возложениях венков или поздравлениях ветеранов, встречах с интересными людьми (зачастую посещающих школы с различными рекламными акциями). Постоянно проводятся дополнительные внеплановые общешкольные выпускные квалификационные работы, пробные ОГЭ и ЕГЭ и т.п. мероприятия, для которых детей снимают с других занятий. Учителя других предметов при этом вместо проведения своих уроков работают экзаменаторами и дежурными. Весной на несколько месяцев выбивают из строя целые группы учеников подготовительные мероприятия в рамках общегородского конкурса маршировки. Ежегодные карантинные мероприятия выхватывают из школьной жизни по две – шесть недель. Дети при этом переводятся на дистанционную форму обучения, при которой классная работа по ФГОС как минимум очень затруднительна.


Ещё одним фактором является почасовая перегрузка учителей. Учителя получают крайне низкую заработную плату за ставку. Её в буквальном смысле не хватает, чтобы сводить концы с концами. Нормы средней заработной платы учителей поддерживаются за счёт того, что учителя вынуждены брать (почти) по две ставки на человека, зачастую работать с одним выходным и без методических дней. А при этом подготовка к проведению уроков по стандартам ФГОС (прибавьте к этому своевременное ведение электронных журналов) сама по себе отнимает много времени и сил у педагогов даже при нормативной нагрузке. Добавьте к этому дополнительную нагрузку классных руководителей и составление индивидуальных образовательных маршрутов.


Не разработаны государственные сборники технологических карт проведения уроков по стандартам ФГОС по всем школьным предметам. Каждому учителю приходится самостоятельно этим заниматься, а это очень непросто. Тем более если речь идёт о ежедневном применении ФГОС на каждом уроке, а не на демонстративно-показательных выступлениях раз в полгода «для галочки». Проведение каждого урока по стандартам ФГОС равносильно подготовке к профессиональным педагогическим конкурсам, только делать это надо каждый день, а не раз в несколько лет.


Учебные предметы перегружены фактическим материалом высокой степени сложности. То, что должно изучаться в ССУЗах и ВУЗах, в массовом порядке включается в материал школьных учебников. Особенно это касается таких сложных предметов как математика (особенно алгебра), физика, химия, русский язык, история и т.д. Над созданием заданий ЕГЭ работают большие научные коллективы специалистов со степенями, а выполнять эти задания должны дети с незаконченным школьным образованием. В детей стремятся «впихнуть» всё сразу без разбора и без учёта их индивидуальных возможностей и потребностей и интереса. Система раннего выявления профориентации учеников и построения обучения в зависимости от этого в школах отсутствует. Дети перегружены раз личными кружками и секциями в ущерб школьным занятиям. Частой нормой являются пропуски занятий детьми во время учебного года для туристических поездок с родителями. Формально родители и дети обязуются самостоятельно пройти пропускаемый материал, но по сути это зачастую не делается и в образовании пропустивших одну-две недели
детей возникают лакуны.


Большую проблему представляет наличие мобильных телефонов у детей. На вопрос любой степени сложности им гораздо притягательнее гарантированно найти ответ за несколько секунд путём простого нажатия кнопки и получить за это «дутую» «пятёрку», чем тратить время и силы на самостоятельный поиск ответа с негарантированной положительной оценкой. Запретительные меры борьбы с мобильными телефонами на уроках в школе остаются неэффективными. А в дополнение к ним ученики уже массово применяют при ответах миниатюрные наушники и т.п. стремительно развивающуюся технику. Выполнение домашнего задания сводится к переписыванию ГДЗ из сети Интернет, и здесь учитель бессилен. Постановка же оригинальных домашних заданий, которые невозможно списать, снова приводит к дополнительной нагрузке на учителей.

Есть предметы, при преподавании которых невозможно обойтись без традиционных директивных форм изложения материала и проверки его усвоения, например, иностранный язык, математика, физика, химия. Представить себе индивидуальную проектно-исследовательскую работу по специфическим запросам и интересам учащихся в подлинном смысле этого слова в переполненном классе с каждым учеником в принципе невозможно. Не все дети имеют прирождённые склонности к проектно-исследовательской (учебно-исследовательской) деятельности, а развитие этого навыка требует длительных усилий, рамками ФГОС не предусмотренных. Зачастую проектно-
исследовательская деятельность учащихся сводится к банальному копированию статей из Википедии. Использование новейших ИКТ в ряде школ явно отстаёт от заявляемых требований. Когда протекает крыша, имеются щели в стенах, нет дверок в кабинках туалетов и туалетной бумаги и мыла в рекреациях, говорить о внедрении новых (хорошо работающих и всем одинаково доступных) компьютеров, интерактивных досок и т.п. техники не приходится.

Из всех участников образовательного процесса школа несёт на себе самую большую, гипертрофированную нагрузку. Зачастую родители ограничиваются отправкой детей в школы и не участвуют в процессе их обучения и воспитания. Нередки случаи унижения учителей родителями. Престиж учительской профессии крайне низок. От родителей негативное отношение к учителям, особенно после окончания начальной школы и перехода на более самостоятельное обучение в среднюю школу, быстро передаётся детям и его проявления приводят к резкому ухудшению условий осуществления образовательного процесса. Наличие т.н. детей «по прописке» в каждой школе и классе, которые чувствуют свою полную безнаказанность, от которых школы/классы годами не могут избавиться (в т.ч. из-за необходимости сохранить финансирование за накопляемость учеников в учебном заведении), несмотря на хроническую неуспеваемость и неоднократные грубые нарушения поведения, порождает крайне негативную для реального внедрения ФГОС в общеобразовательных учебных заведениях обстановку.

Автор публикации — учитель высшей квалификационной категории с 26-летним стажем преподавания, кандидат исторических наук.

Материал опубликован как статья: Семененко А. А. О некоторых факторах, препятствующих внедрению ФГОС в реальную учебную практику общеобразовательных школ // Развитие субъектов образовательного процесса в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции, Воронеж, 17 сентября 2020 г. / [под общ. ред. Л. А. Кунаковской, О. Б. Мазкиной, С. В. Поповой] ; Воронежский государственный университет. – Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2020. – С. 272–275.