Найти тему
Канал карикатур

История о том, как я обнаружила, что бородатый Старый Год и юный Новый Год не советское изобретение

Привет, друзья! Пребываю в замешательстве. Всю жизнь думала, что малыш Новый Год и похожий на Деда Мороза Старый Год советское изобретение. Дело в том, что впервые об этих персонажах я вообще узнала от русских воспитателей в садике, когда мы с родителями уехали из Еревана. Одного мальчика назначили быть Новым годом, и меня это очень удивило, потому что в ереванском садике такого не было.

Зачем же я вам все это рассказываю? А дело в том, что всю свою сознательную жизнь у думала, что это чисто советское изобретение.

Журнал "Мурзилка" 1953
Журнал "Мурзилка" 1953

И какого же было мое удивление, когда я открыла армянский журнал "Тараз" за 1897 год. Вот вы мне скажите, что это, кто это, если не они?

"Тараз" Тифлис 1897
"Тараз" Тифлис 1897

Юный Новый Годик вылупляется из яйца. Старый Год льет воду из ведра. Явно какой-то интересный символ. Однако, на русских дореволюционных открытках я никогда такого не видела, только на советских. Как же так?

Новый год в виде прекрасной девушки? Как так? Дело в том, что в армянском языке третье лицо едино. Когда-то существовало разделение на три рода, но если о среднем роде в языке что-то сохранилось, то от женского только память. Правда, слово "она" часто используют в современной поэзии, потому что красиво звучит - "нэ". Ой, я заболталась. Одним словом, нет в современном армянском деления на роды. Есть слово "на", применимое ко всему на свете. Потому и Новый год может быть и такой.

"Тараз" Тифлис 1883
"Тараз" Тифлис 1883
"Аветабер манканц" (Детский благовест) Константинополь
"Аветабер манканц" (Детский благовест) Константинополь

Вот тут в рождественском номере христианского журнала является ангел пастухам. Это журнал армян-евангелистов. Есть и такие с конца восемнадцатого века. Причем появились они именно в Константинополе. А сейчас у них крохотный храмик в Ереване в районе Арабкир.

А вот еще один ангел, только он из сатирического журнала. Что мы ут видим? Рог изобилия. Это что такое? Аналог мешка Деда Мороза, который приносит сюрпризы на Новый год? Я вот не знаю, но очень похоже. Какие версии? Вдруг уважаемые подписчики в курсе дел?

"Хатабала" 1912
"Хатабала" 1912

Мы тут видим, что "детишечки" получают какие-то суммы. Видимо, тут имеется ввиду какое-то конкретное событие. А вот тут никакой не Ангел, а Аманор, Новый Год. Голый, потому что только что родился. А горы вдали не просто потому, что страна горная, а потому что Аманор, согласно деревенским поверьям, живет горах и спускается к людям с подарками раз в году.

"Хатабала" 1909
"Хатабала" 1909

Скорее всего Старый и Новый Годы - это один и тот же парень. Может, двуликий Янус? А? Кто курсе? Вот так вот. Спасибо-пожалуйста!