Жорж Леметр был бельгийским священником, астрофизиком, космологом и математиком. В 1931 году он разработал новаторскую гипотезу о том, что Вселенная когда-то должна была иметь начало и что она расширилась из одной малой частицы, которую он назвал «первоначальным атомом». Позже, с открытием реликтового излучения, его гипотеза подтвердилась, став Теорией Большого взрыва. Многие верующие подхватили идеи Леметра, чтобы обосновать веру в Бога-творца. Однако ученый был против этого. Почему?
В 1951 году папа Пий XII произнес речь, которая известна как "Обращение Пия XII к кардиналам, легатам иностранных государств и членам Папской академии наук". В ней понтифик ссылался на идеи Леметра в качестве подтверждения христианского догмата о сотворении Вселенной Богом-творцом.
Леметру это не понравилось. В 1952 году он выступил с речью в Риме, чтобы попросить папу римского не использовать его гипотезу о первичном атоме в качестве аргумента в пользу христианского понимания космоса. Проблемой для Леметра был не только риск путаницы между наукой и теологией, но и тот факт, что его космология в начале 1950-х годов еще не имела прочной основы для наблюдений. Папа Пий XII, который очень любил астрономию и высоко ценил работы Леметра, принял претензию и перестал ссылаться на идеи великого ученого.
В 1958 году Леметра обвинили в том, что он проецирует теологические взгляды на космологию. В ответ ученый, выступая с докладом "Гипотеза первичного атома и проблема скоплений галактик" на 11-м Сольвеевском конгрессе физиков в Брюсселе в 1958 году, заявил о своей беспристрастности:
"Такое единичное событие, которое возникает, когда пространство имеет нулевой объем, является началом пространства-времени, которое завершает каждую линию пространства-времени.
Я не утверждаю, что такая сингулярность неизбежна в теории Фридмана, а просто указываю, как она согласуется с квантовым взглядом на естественное начало множественности и пространства-времени.
Такова философская подоплека гипотезы первоначального атома.
Насколько я понимаю, такая теория остается полностью вне каких-либо метафизических или религиозных вопросов.
Это дает материалисту свободу отрицать любое трансцендентальное вмешательство. На начальных этапах пространства-времени он может сохранять ту же позицию ума, которую он смог принять для событий, происходящих в несингулярных местах пространства-времени.
Для верующего человека это устраняет любую попытку знакомства с Богом, как это было с щелчком Лапласа или пальцем Джинса. Это созвучно словам Исайи о «Сокрытом Боге», сокрытом еще в начале творения.
Это не означает, что космология не имеет значения для философии".
Согласно Леметру, космологическая теория, которая всегда является гипотетической и предварительной, никогда не может использоваться как доказательство или опровержение догмата веры. Он отстаивал теологическую позицию, согласно которой было бы неправильно сводить Бога к научной гипотезе.
По мнению Леметра есть два пути к истине: путь науки и путь религии. Их нельзя пересекать. Как ученый Леметр придерживается «методологического атеизма». Он не видит трудности в утверждении, что с точки зрения науки понятие «Бог» бессмысленно. В конце концов, понятие «Бог» не может быть записано как часть математического уравнения и не может быть выведено из экспериментальных данных.
С другой стороны, как священник Леметр признает существование и обоснованность метафизических знаний, раскрытых в Библии. Он считал, что единственное метафизическое откровенное знание из Библии, которое может претендовать на истину и достоверность, - это знание, относящееся к «спасению». Однако спасение по своей сути является религиозной, богословской концепцией, которая строго принадлежит особенности христианской религии. Другими словами, вне контекста христианской религии это понятие не имеет смысла.
Леметр осознает, что понимание всей Библии в буквальном смысле неизбежно приводит к конфликту с естествознанием. Поэтому он придерживался позиции, согласно которой научная теория не может быть использована для доказательства догмата веры. Отсюда принципиальное несогласие Леметра со словами Пия XII и последующими христианскими апологетами, которые ссылаются на Теорию Большого взрыва в качестве доказательства своей веры.
Поначалу публикация гипотезы о первоначальном атоме в 1931 году была встречена с большим скепсисом. Леметра, как священника с научным образованием, подозревали в желании придать христианскому учению о творении научный оттенок. Но Леметр хотел, чтобы его теория оценивалась исключительно по ее научным достоинствам, он решительно разделял религию и науку. Леметр понимал, что классическая модель гармонии, придуманная христианами Средних веков, несостоятельна. Поэтому он разграничивал сферу науки и сферу религии.
Наука дает рациональные утверждения о физической реальности. Религия - это исключительно опыт и эмоциональное отношение к реальности, она не добавляет никаких знаний о реальности. Науку и религию можно найти на разных уровнях, это разные языковые игры, сходство которых проявляется лишь на поверхности. Поскольку наука и религия фундаментально различны, они не могут вступать в конфликт друг с другом. Проблема возникает только тогда, когда элементы обеих языковых игр смешиваются. Поэтому, когда современные христиане используют Теорию Большого взрыва в качестве доказательства истинности христианства (например, каламическое доказательства), то они допускают ошибку с точки зрения Леметра.
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.