Переезд в 1834-м году из города Рыльска Курской губернии в Самару пошел Федору Васильевичу Вощакину на пользу. Здесь он стал купцом первой гильдии, первым самарским пароходчиком, директором Самарского городского общественного банка, потомственным почетным гражданином, а так же основателем крупного купеческого клана. Восемнадцать из его девятнадцати(!) детей родились в Самаре, семнадцать из них благополучно выросли, подхватили коммерческую эстафету, а так же продолжили и «прирастили» династию.
К началу прошлого века семейство Вощакиных, насчитывавшее под сотню родичей, владело несколькими бакалейными лавками, ветряной мельницей магазином готовой обуви и сапожной мастерской на улице Панской, солемолкой на волжской набережной и содержало несколько гостиниц. Так же в собственности Вощакиных находилось обширные земли в губернии и несколько домов в городе.
Самым известным можно считать здание на углу улиц Саратовской (Фрунзе) и Заводской (Венцека), в продолжение 37 лет - с 1861-го по 1898-ой - арендуемое мужской гимназией и оказавшееся тесно связанным с семейством вождя мирового пролетариата. Здесь сдала экзамены и 15 июля 1863-го года получила аттестат на звание домашней учительницы Мария Александровна Бланк, вскоре ставшая Ульяновой, позже учились ее младший сын Дмитрий и зять Марк Елизаров.
Позже «главным» домом Вощакиных стал фамильный особняк на другом бойком перекрестке - улиц Преображенской (Водников) и Заводской (Венцека), выстроенный внуком Федора Васильевича Вощакина Петром в стиле английской неоготики.
Видимо, по семейной любви к перекресткам, так же на пересечении улиц Москательной (Льва Толстого) и Троицкой (Галактионовской) находилось еще одно дворовое место, принадлежащее Петру Вощакину. К 1900-му году здесь стояли двухэтажный «полукаменный» жилой дом, деревянный сарай и флигель во дворе.
По какой-то причине в 1904-м году усадебное место продал М.А.Земцовой. Спустя год хозяином стал купец Н.А.Земцов , активно скупавший участки в ближних кварталах. В августе 1905-го новый собственник получил разрешение сначала на строительство одноэтажной лавки, а следом – трехэтажного каменного дома.
Поднявшееся год спустя над перекрестком здание с проездной аркой и скошенным углом выходило главными фасадами на обе улицы. Законченность и насыщенность композиции достигается ритмичными рядами частых высоких оконных проемов.
Монотонность протяженного 17-осевого фасада по ул. Галактионовской оживляется слегка выступающим ризалитом с лучковой проездной аркой и спаренными щелевидными окнами пониженного этажа над ней. Оконные проемы первого этажа декора лишены, во втором этаже оформлены широкими подоконными досками и рядом из четырёх узких вертикальных прямоугольных ниш под ними. Окна третьего этажа также декорированы двумя спаренными подоконными досками.
Необычность и остроту облику придает прием из арсенала неоготики – нависающая над основным объемом здания стена третьего этажа, опирающаяся на неширокие висячие лопатки. Поддерживает тему двухколерная окраска фасадов. По восьмой композиционной оси расположен парадный вход, венчает здание прямоугольный карниз с большим выносом, посаженный на массивные профилированные кронштейны двух видов – небольшими широкими и узкими высокими.
Дом, выстроенный на бывшем дворовом месте Вощакиных купцом Земцовым, так и продолжал зваться «домом Вощакиных» Удивительно, но строившийся практически одновременно фамильный особняк Вощакиных на Венцека/Водников так же имеет «готические» черты и общее сходство образа. Не возводились ли оба здания по проектам одного и того же автора? Не связывали ли купцов Николая Земцова и Петра Вощакина не только соседские, но и деловые, дружеские или семейные отношения? Сейчас можно только предполагать.
Про Н.И. Земцова пока сведений нет. Что касается давшего дому свое имя Петру Вощакину – известно, что внук «патриарха» Федора Васильевича родился 29 июня 1875- го года. В 1907-м году удочерил трехлетнюю дочь крестьянина Мокшанского уезда Пензенской губернии Василия Плаксина Валентину. По какой причине ушел из жизни 9-го августа 1920-го года в возрасте 45 лет, неизвестно.
Приемная дочь выросла, была замужем за служащим комбикормового завода Серафимом Карцевым, служила стенографисткой и бухгалтером. Думается, не афишировала, что росла в купеческой семье. В бывшем доме Вощакина-Земцова сейчас прочно обосновалась компания «РосНефть».
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете