Найти в Дзене
Top of the Rocks

The Clash - "Единственная группа, которая имеет значение"?

Оглавление

Британская рок-группа The Clash, бесспорно, принадлежит к числу тех, кто оставил яркий след в истории музыки: она стояла у истоков панка и во многом сформировала облик данного направления, ее песни повлияли на отдельных музыкантов и целые жанры, а альбом “London Calling”, выпущенный в 1979 году, не раз признавался величайшим рок-альбомом всех времен. Зачастую The Clash вообще называют "Единственной группой, которая имеет значение" ("The Only Band That Matters"). Такое прозвище коллективу дала звукозаписывающая компания, после чего оно было подхвачено журналистами и закрепилось среди фанатов, фактически став его вторым именем.

Но можно ли считать The Clash важнейшей группой из когда-либо существовавших? При всех ее заслугах столь громкое утверждение, нивелирующее ценность всех остальных групп, выглядит слишком высокомерным. В конце концов, если рассуждать в подобных категориях, то звания "единственно значимой группы" в первую очередь заслуживают другие исполнители: The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin…

Однако при рассмотрении биографии и творчества The Clash становится ясно, что данная точка зрения недалека от истины. Попробуем привести несколько аргументов в пользу того, почему The Clash действительно "Единственная группа, которая имеет значение".

Активная гражданская позиция

С самого начала The Clash дали понять, что им небезразлично то, что происходит вокруг. В своих песнях они нещадно критиковали современное общество и затрагивали ряд остросоциальных проблем. В "White Riot" нашли отражение расовые беспорядки и полицейский произвол в Англии середины 1970-х. Темой "Career Opportunities" стала безработица в стране. "Tommy Gun" посвящена опасности терроризма. Наиболее известная песня группы "London Calling" повествует о ядерной угрозе. "Lost in the Supermarket" высмеивает общество потребления. "The Call Up" направлена против милитаризма. "Washington Bullets" описывает экспансионистскую политику США. "Know Your Rights" в сатирическом ключе сообщает о полной бесправности общественных масс. Данный список можно продолжать еще долго. Почти каждая песня The Clash содержит политические или социальные высказывания, касающиеся окружавшей музыкантов реальности.

-2

При этом коллектив не просто указывал на пороки общества, но и старался их всячески искоренить. Группа оказывала поддержку Антинацистской лиге и в 1978 году приняла участие в организованном ей благотворительном фестивале "Рок против расизма", а также продвигала свою позицию в многочисленных интервью. Наиболее точно взгляды группы характеризуют слова ее вокалиста и гитариста Джо Страммера: "Я думаю, что люди должны знать, что мы – против фашизма, мы – против насилия, мы – против расизма и мы – за творчество. Мы – против невежества".

  • Впрочем, политически активным можно назвать все панк-движение тех лет, и The Clash в этом плане являлись скорее правилом, нежели исключением:

Не только панки

Главная особенность, выделяющая группу на фоне большинства остальных, заключается в широчайшем разнообразии ее музыки. Собственно, чистый панк-рок The Clash исполняли только на первых двух альбомах. Хотя и там прослеживается их тяга к другим жанрам – например, песня "Police & Thieves", сыгранная в стиле регги, любовь к которому музыканты пронесли через все творчество.

Более полное развитие данная тенденция получила на альбоме "London Calling". Несмотря на то, что его называют величайшим рок-альбомом в истории, от рок-н-ролла в нем осталось не так уж много. Пластинка демонстрирует целый калейдоскоп различных стилей и музыкальных направлений: рокабилли ("Brand New Cadillac"), джаз ("Jimmy Jazz"), соул ("Train in Vain"), поп-рок ("Spanish Bombs") и, конечно же, регги ("The Guns of Brixton", "Rudie Can't Fail", "Revolution Rock").

The Clash даже привлекли к записи духовой оркестр, что было довольно нетипичным для панков решением.

Кульминацией экспериментов группы стала ее следующая работа "Sandinista!" (1980). В плане музыкального разнообразия The Clash явно хотели создать свой "Белый альбом", но в итоге превзошли легендарных The Beatles, выпустив сразу три пластинки, на которых можно найти все существующие и несуществующие на тот момент жанры.

Открывающий трек "The Magnificent Seven" является одним из первых примеров рэпа (официально первая хип-хоп композиция "Rapper's Delight" вышла всего год назад, а в родной для The Clash Британии подобных прецедентов вообще не было).

Помимо этого, музыканты зашли на территорию такой экзотики, как калипсо ("Washington Bullets") и госпел ("The Sound of Sinners"), не забыв о классическом гитарном роке ("Somebody Got Murdered", "Police on My Back"). Вокальные партии к некоторым песням исполнили хор и даже дети. Отдельная сторона пластинки была отведена под даб-версии других композиций с альбома, т. е. их электронные ремиксы на основе регги.

И хоть впоследствии группа вернулась к более традиционному звучанию, на ее альбомах всегда оставалось место для музыкальных причуд вроде танцевального хита "Rock the Casbah".

Как и по части содержания песен, The Clash, кажется, интересовало все, благодаря чему группа постоянно искала новые пути развития. Кто-то, как Курт Кобейн, воспринимал это как предательство идеалов панка, но сами The Clash никогда не ограничивали себя какими-либо рамками, предпочитая играть ту музыку, что им по душе.

Приверженность собственным принципам

На протяжении всей карьеры The Clash оставались честны перед собой и своей аудиторией. Пользуясь популярностью во всем мире и собирая стадионы, они не забывали о том, кем являлись на самом деле – обычными парнями из Лондона. Играя для таких же обычных людей, группа старалась быть ближе к своим слушателям: подолгу общалась с ними после выступлений и делала различные подарки.

-3

The Clash считали, что их музыка должна быть доступна всем независимо от уровня достатка и социального положения. Ради этого они добились снижения цен на концертные билеты, настояли на том, чтобы двойной альбом "London Calling" и тройной "Sandinista!" продавались по цене одного, а сингл "Train in Vain" и вовсе пытались распространить среди поклонников бесплатно.

В то время как многие другие, даже самые радикальные группы становились частью музыкального бизнеса и коммерциализировали свой протест, The Clash руководствовались им в реальной жизни и продолжали играть по собственным правилам, противостоя главному источнику дохода в лице компании CBS.

-4

Данное решение обернулось отнюдь не в пользу группы – за свою щедрость она была вынуждена платить сама, в результате чего практически не зарабатывала за счет музыки. Шутка ли: к концу своего существования коллектив вышел лишь на уровень безубыточности! Однако первоочередным для него являлись не деньги, а идеи, не студийные боссы, а слушатели. По большому счету именно благодаря подобной расстановке приоритетов The Clash заслужили непререкаемый авторитет.

The Only Band That Matters?

Разумеется, необходимо помнить, что "Единственная группа, которая имеет значение" – не более чем газетный штамп, введенный в оборот лейблом CBS в том числе для того, чтобы продвинуть своих подопечных и оправдать вложенные в них средства. Но, с другой стороны, если бы данное утверждение не имело оснований, то никогда бы не прижилось и не сохранилось бы спустя почти сорок лет после распада группы.

-5

The Clash представляет собой по-настоящему уникальный коллектив, который создавал интересную музыку, говорил посредством нее на важные темы и пытался сделать этот мир чуточку лучше. Так что присвоенное ему звание не стоит воспринимать в буквальном смысле. Лучше использовать его как лишний повод, чтобы обратить внимание на эту группу.

  • Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом

Читайте также:

Зачем Сид Вишес нужен был в Sex Pistols?
Top of the Rocks8 апреля 2021