Британская рок-группа The Clash, бесспорно, принадлежит к числу тех, кто оставил яркий след в истории музыки: она стояла у истоков панка и во многом сформировала облик данного направления, ее песни повлияли на отдельных музыкантов и целые жанры, а альбом “London Calling”, выпущенный в 1979 году, не раз признавался величайшим рок-альбомом всех времен. Зачастую The Clash вообще называют "Единственной группой, которая имеет значение" ("The Only Band That Matters"). Такое прозвище коллективу дала звукозаписывающая компания, после чего оно было подхвачено журналистами и закрепилось среди фанатов, фактически став его вторым именем.
Но можно ли считать The Clash важнейшей группой из когда-либо существовавших? При всех ее заслугах столь громкое утверждение, нивелирующее ценность всех остальных групп, выглядит слишком высокомерным. В конце концов, если рассуждать в подобных категориях, то звания "единственно значимой группы" в первую очередь заслуживают другие исполнители: The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin…
Однако при рассмотрении биографии и творчества The Clash становится ясно, что данная точка зрения недалека от истины. Попробуем привести несколько аргументов в пользу того, почему The Clash действительно "Единственная группа, которая имеет значение".
Активная гражданская позиция
С самого начала The Clash дали понять, что им небезразлично то, что происходит вокруг. В своих песнях они нещадно критиковали современное общество и затрагивали ряд остросоциальных проблем. В "White Riot" нашли отражение расовые беспорядки и полицейский произвол в Англии середины 1970-х. Темой "Career Opportunities" стала безработица в стране. "Tommy Gun" посвящена опасности терроризма. Наиболее известная песня группы "London Calling" повествует о ядерной угрозе. "Lost in the Supermarket" высмеивает общество потребления. "The Call Up" направлена против милитаризма. "Washington Bullets" описывает экспансионистскую политику США. "Know Your Rights" в сатирическом ключе сообщает о полной бесправности общественных масс. Данный список можно продолжать еще долго. Почти каждая песня The Clash содержит политические или социальные высказывания, касающиеся окружавшей музыкантов реальности.
При этом коллектив не просто указывал на пороки общества, но и старался их всячески искоренить. Группа оказывала поддержку Антинацистской лиге и в 1978 году приняла участие в организованном ей благотворительном фестивале "Рок против расизма", а также продвигала свою позицию в многочисленных интервью. Наиболее точно взгляды группы характеризуют слова ее вокалиста и гитариста Джо Страммера: "Я думаю, что люди должны знать, что мы – против фашизма, мы – против насилия, мы – против расизма и мы – за творчество. Мы – против невежества".
- Впрочем, политически активным можно назвать все панк-движение тех лет, и The Clash в этом плане являлись скорее правилом, нежели исключением:
Не только панки
Главная особенность, выделяющая группу на фоне большинства остальных, заключается в широчайшем разнообразии ее музыки. Собственно, чистый панк-рок The Clash исполняли только на первых двух альбомах. Хотя и там прослеживается их тяга к другим жанрам – например, песня "Police & Thieves", сыгранная в стиле регги, любовь к которому музыканты пронесли через все творчество.
Более полное развитие данная тенденция получила на альбоме "London Calling". Несмотря на то, что его называют величайшим рок-альбомом в истории, от рок-н-ролла в нем осталось не так уж много. Пластинка демонстрирует целый калейдоскоп различных стилей и музыкальных направлений: рокабилли ("Brand New Cadillac"), джаз ("Jimmy Jazz"), соул ("Train in Vain"), поп-рок ("Spanish Bombs") и, конечно же, регги ("The Guns of Brixton", "Rudie Can't Fail", "Revolution Rock").
The Clash даже привлекли к записи духовой оркестр, что было довольно нетипичным для панков решением.
Кульминацией экспериментов группы стала ее следующая работа "Sandinista!" (1980). В плане музыкального разнообразия The Clash явно хотели создать свой "Белый альбом", но в итоге превзошли легендарных The Beatles, выпустив сразу три пластинки, на которых можно найти все существующие и несуществующие на тот момент жанры.
Открывающий трек "The Magnificent Seven" является одним из первых примеров рэпа (официально первая хип-хоп композиция "Rapper's Delight" вышла всего год назад, а в родной для The Clash Британии подобных прецедентов вообще не было).
Помимо этого, музыканты зашли на территорию такой экзотики, как калипсо ("Washington Bullets") и госпел ("The Sound of Sinners"), не забыв о классическом гитарном роке ("Somebody Got Murdered", "Police on My Back"). Вокальные партии к некоторым песням исполнили хор и даже дети. Отдельная сторона пластинки была отведена под даб-версии других композиций с альбома, т. е. их электронные ремиксы на основе регги.
И хоть впоследствии группа вернулась к более традиционному звучанию, на ее альбомах всегда оставалось место для музыкальных причуд вроде танцевального хита "Rock the Casbah".
Как и по части содержания песен, The Clash, кажется, интересовало все, благодаря чему группа постоянно искала новые пути развития. Кто-то, как Курт Кобейн, воспринимал это как предательство идеалов панка, но сами The Clash никогда не ограничивали себя какими-либо рамками, предпочитая играть ту музыку, что им по душе.
Приверженность собственным принципам
На протяжении всей карьеры The Clash оставались честны перед собой и своей аудиторией. Пользуясь популярностью во всем мире и собирая стадионы, они не забывали о том, кем являлись на самом деле – обычными парнями из Лондона. Играя для таких же обычных людей, группа старалась быть ближе к своим слушателям: подолгу общалась с ними после выступлений и делала различные подарки.
The Clash считали, что их музыка должна быть доступна всем независимо от уровня достатка и социального положения. Ради этого они добились снижения цен на концертные билеты, настояли на том, чтобы двойной альбом "London Calling" и тройной "Sandinista!" продавались по цене одного, а сингл "Train in Vain" и вовсе пытались распространить среди поклонников бесплатно.
В то время как многие другие, даже самые радикальные группы становились частью музыкального бизнеса и коммерциализировали свой протест, The Clash руководствовались им в реальной жизни и продолжали играть по собственным правилам, противостоя главному источнику дохода в лице компании CBS.
Данное решение обернулось отнюдь не в пользу группы – за свою щедрость она была вынуждена платить сама, в результате чего практически не зарабатывала за счет музыки. Шутка ли: к концу своего существования коллектив вышел лишь на уровень безубыточности! Однако первоочередным для него являлись не деньги, а идеи, не студийные боссы, а слушатели. По большому счету именно благодаря подобной расстановке приоритетов The Clash заслужили непререкаемый авторитет.
The Only Band That Matters?
Разумеется, необходимо помнить, что "Единственная группа, которая имеет значение" – не более чем газетный штамп, введенный в оборот лейблом CBS в том числе для того, чтобы продвинуть своих подопечных и оправдать вложенные в них средства. Но, с другой стороны, если бы данное утверждение не имело оснований, то никогда бы не прижилось и не сохранилось бы спустя почти сорок лет после распада группы.
The Clash представляет собой по-настоящему уникальный коллектив, который создавал интересную музыку, говорил посредством нее на важные темы и пытался сделать этот мир чуточку лучше. Так что присвоенное ему звание не стоит воспринимать в буквальном смысле. Лучше использовать его как лишний повод, чтобы обратить внимание на эту группу.
- Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом
Читайте также: