Американцы Ramones - уникальная рок-группа. С одной стороны, они олицетворяли жесткий и шумный панк, прародителем которого, собственно, и являлись, а с другой - всегда были не прочь записать что-нибудь мягкое и мелодичное, уходя при этом чуть ли не в попсу. Да, и такое случается!
Подобные веяния исходили по большей части от вокалиста группы Джоуи Рамона, который всегда признавался в любви к девичьим поп-бэндам 60-х по типу The Ronettes - в противовес гитаристу Джонни Рамону, грязные гитарные запилы которого всегда выступали основной составляющей музыкальной агрессии Ramones. Также поп-музыкой 60-х увлекался, видимо, и басист Ди Ди Рамон, так как именно он позаимствовал фамилию "Ramone" у Пола Маккартни, который по легенде выступал под этим псевдонимом в ранние годы The Beatles.
По этой причине творчество Ramones всегда состояло наполовину из настоящего мощного панка, а наполовину из чего-то совсем не панковского: например, коротких незамысловатых поп-песенок в фирменной звуковой обертке Ramones. И что любопытно, с каждым последующим альбомом этого самого настоящего панка у группы становилось все меньше, а красивых мелодичных вещей, наоборот, больше.
Такое необычное сочетание встретишь далеко не у каждой группы, да к тому же данного жанра. Поэтому кратко рассмотрев основные альбомы Ramones, я предлагаю наглядно продемонстрировать их творческие метаморфозы.
Ramones (1976)
Дебютный альбом группы гордо величают первым панк-альбомом в истории. И он полностью оправдывает данное название. Это самый что ни на есть панк в чистом его виде - самый шумный, скоростной и тяжелый классический "эталонный" альбом Ramones.
Среди прочих треков на нем присутствует песня "Chain Saw", начинающаяся со звука бензопилы. Так вот примерно в таком ключе исполнены все остальные аранжировки, своим скрежетом вгрызающиеся в мозг не хуже цепной пилы. На этом диске парни предстали максимально заряженными, готовыми рвать и метать.
Впрочем, первый альбом Ramones были вынуждены записать исходя из контрактных обязательств с лейблом. И для дебютной пластинки из к тому времени уже богатого репертуара группы были отобраны не самые популярные, а самые ранние песни. Наверное, это и объясняет то, почему диск 1976 года получился таким яростным: Ramones начинали свой путь с нью-йоркского клуба CBGB, где заводили публику своими короткими, но взрывными сетами, состоящими из около 20 песен. Одним из таких сетов, только на виниле, можно назвать данный альбом.
Хотя на нем все же присутствует проблеск чего-то инородного: трек "I Wanna Be Your Boyfriend" как раз выполнен в стиле наивных любовных баллад 60-х, так любимых Джоуи. Однако он быстро теряется на фоне "белого шума" остальных композиций.
Leave Home (1977)
Второй альбом в целом продолжил музыкальную традицию первого. Это был все такой же набор двухминутных однотипных песен с энергичной ритм-секцией, плотной гитарой и заикающимся вокалом. Но, между тем, мы и тут наблюдаем попытки отойти от прямолинейного панка. Кое-где видны следы влияния сёрф-рока, выраженные в песнях, вдохновленных одной из любимых групп Ди Ди Beach Boys.
Но если не вдаваться в подробности, то это такой же крепкий альбом, песни для которого писались практически сразу после выхода дебютника. А потому и различий между ними не так уж много.
Rocket to Russia (1977)
А вот следующая работа "Rocket to Russia" получилась явно менее скоростной и тяжелой. Нет, Ramones все еще придерживались старой схемы, но, в отличие от первых двух дисков, материал на этом альбоме стал более спокойным, размеренным, мелодичным и причесанным.
Изначальная неотёсанность панка Ramones окончательно стала глянцевой и блестящей. Еще больше сёрф-рока, как в "Rockaway Beach", еще больше завуалированного попа 60-х, как в "Here Today, Gone Tomorrow". При желании альбом можно даже причислить к поп-панку, так как, потеряв в скорости и злости, музыка группы и впрямь стала более легковесной. Хотя я бы все же не разделял первые три альбома Ramones, отнеся каждый из них к раннему музыкальному стилю группы. К тому же "Rocket to Russia" стал последним альбомом, записанным в оригинальном составе с барабанщиком Томми Рамоном.
Road to Ruin (1978)
К 1978 году уже всем стало очевидно, что музыка Ramones претерпевает значительные изменения. Некоторых фанатов и критиков это даже сильно озадачило. Группа окончательно взяла курс на более смягченное попсовое звучание, которого и придерживалась все последующие годы. Времена первых трех забористых пластинок навсегда канули в прошлое, и крайне трудно понять, было ли это к лучшему или к худшему (название "Дорога к гибели" явно заставляет об этом задуматься).
Теперь на пластинке соседствовали такие вещи как "Needles and Pins", звонкий кавер на песню Searchers, и "I Wanna Be Sedated" - песня Ramones, ставшая мега-успешной и получившаяся, согласно названию, спокойной и даже расслабленной. Зато впредь материал Ramones становился только разнообразнее, и в этом плане он смотрелся гораздо выигрышнее предыдущего, который довольно быстро утомлял однотипными аранжировками, состоящими из однотипных аккордов.
End of the Century (1980)
Пятый альбом Ramones "End of the Century" стал беспрецедентным для группы - ведь теперь в ностальгическом ретро-стиле была выполнена не парочка композиций, а вся пластинка целиком. По сути это большая любовная открытка старому рок-н-роллу и поп-музыке 60-х, продюсируемой Филом Спектором, который, к слову, и был приглашен для работы над "End of the Century".
Даже начинается альбом для Ramones нестандартно: открывает пластинку композиция "Do You Remember Rock 'n' Roll Radio?", стилизованная под радиоэфир, по которому звучит песня, перечисляющая различные культовые личности и группы из истории рок-н-ролла.
Этот трек словно открывает дверь в остальной мир пластинки, в котором Ramones с огромным трепетом отдают дань уважения прошлому, создавая песни, балансирующие на грани панка, попа и классического рок-н-ролла. Апофеозом всей этой затеи выступает песня "Baby, I Love You" - чистый поп, без какого-либо намека на панк, что, впрочем, не удивительно, так как это кавер на всех тех же Ronettes Фила Спектора.
Зайдя в своей причудливой игре с разными стилями довольно далеко, Ramones достигли в ней пика именно здесь, на "End of the Century". Таким образом, альбом стал для группы поворотным, оказавшись для нее водоразделом между 70-ми и 80-ми. Однако здесь же им пришлось немного остановиться и умерить свой пыл, так как пластинка получилась по меркам Ramones настолько попсовой, что группа впоследствии называла ее своей худшей работой.
Pleasant Dreams (1981)
Ошибки предыдущего альбома были проанализированы и учтены при работе над новой пластинкой "Pleasant Dreams". Ramones все еще не отпускала ностальгическая ретро-тематика, и данный альбом создавался в том же духе, только вышел он в итоге менее пестрым и броским, зато более аутентичным с позиции прошлого творчества группы.
Subterranean Jungle (1983), Too Tough to Die (1984) и Animal Boy (1986)
В начале - середине 80-х Ramones снова совершили довольно резкий поворот: на смену "ностальгическому" периоду пришел период тяжелого рока. Музыка группы стала тяготеть к хард-року или даже хэви-металу, что наиболее ярко проявилось на альбоме "Too Tough to Die", который можно назвать самым тяжелым по звучанию, но в то же время разнообразным альбомом в дискографии группы.
Brain Drain (1989), Mondo Bizarro (1992) и Acid Eaters (1993)
К началу 90-х Ramones вроде бы снова вернулись к панку, но их музыка уже окончательно и бесповоротно преобразилась. Некогда жесткие шершавые гитарные риффы стали гладкими и будто отполированными, изменился даже голос Джоуи Рамона, став более глубоким и низким. Заметно удлинялась продолжительность песен, так что вместо полутора-двух минут парни уже были не против играть четыре и более.
Музыку данного периода я бы описал как зрелую и размеренную - Ramones всем все уже давно доказали и теперь просто играли рок себе в удовольствие.
Кто бы мог подумать, что когда-то дерзкие панки, в конце 70-х способные своей музыкой нести хаос и разрушение, настолько остепенятся и станут выпускать по-настоящему приятную и красивую музыку. Я бы даже назвал ее умиротворяющей, потому что при прослушивании позднего творчества Ramones лично у меня возникает лишь чувство спокойствия.
А в 1993 году группа вообще решила порвать со своими панк-корнями и выпустила альбом каверов на психоделические хиты таких групп как Jefferson Airplane и The Rolling Stones. Скажу, зрелище это крайне интересное. В который раз Ramones удалось удивить своим творчеством и показать, насколько эта группа действительно не видит перед собой границ.
Через два года Ramones выпустили свой последний альбом "¡Adios Amigos!", после чего распались. А спустя еще несколько лет один за другим ушли из жизни основные ее участники: сперва Джоуи от лимфомы в 2001-м, затем Ди Ди от передозировки героина в 2002-м, а после и Джонни от рака в 2004-м. На этом история Ramones окончательно завершилась.
Кавер Ramones на песню The Doors "Take It As It Comes" ("Принимай все как есть")
Как мы увидели, музыкальный путь Ramones оказался очень насыщенным и необычным. Стояв у истоков панка, группа прошла через поп, хард-рок, хэви-метал и в итоге пришла к синтезу всего вышеперечисленного. В принципе все ее музыкальные преображения легко объяснить: классический панк Ramones закончился именно тогда, когда постепенно сошло на нет само панк движение; хард-рок и хэви-метал проявились в их творчестве на волне всеобщего возрождения данных жанров в 80-х.
Но все же было видно, как Ramones чувствовали себя тесно в рамках собственной же музыки. И неудивительно: со временем простые трехаккордные песни приелись бы любому, и если бы группа так и продолжила играть их, то наверняка быстро бы выдохлась и затерялась среди поколений других исполнителей. А так, по прошествии многих лет, мы имеем не только родоначальников панк-рока, которые привели в движение механизм целого жанра, но и просто замечательную группу, которая со временем не растеряла своего таланта и продолжила писать достойную музыку.
Читайте также:
Зачем Сид Вишес нужен был в Sex Pistols?
6 дебютных альбомов, которые определили звучание выпустивших их групп на все последующие времена