Найти в Дзене
13-й пилот

Евланцев В. О книге "Взлётная полоса длинною в жизнь"

Кондауров Владимир Николаевич
Кондауров Владимир Николаевич

Есть в моей электронной библиотеке, книга - << Взлетная полоса длинною в жизнь >>, которую написал советский военный летчик - испытатель, полковник, Герой Советского Союза ( 1988г. ), Кондауров Владимир Николаевич.

Книгу, я прочитал с третьей попытки, дочитывал до, - "... стоящие у ангара самолеты МиГ-29, разукрашенные под символику национального флага "свежеиспеченного" независимого государства Украина..." и прерывал чтение, задумывался...

Кондауров В.Н. родился в самый разгар Великой Отечественной войны, в восточном Казахстане, где мать была в эвакуации, а отец в то время защищал г. Сталинград.

Возникает вопрос, почему же самой заветной, мальчишеской мечтой стала профессия военного летчика? Возможно первым импульсом был подарок отца, который он привез с войны, - летный шлем. Но скорее всего, по дороге в школу, заглянув в окно большого здания, оказавшегося городским домом пионеров и за окном как раз находился кружок авиамоделистов, где Владимир Николаевич проводил все свое свободное время и трудился над моделями самолетов. Прошло два года и руководитель авиамодельного кружка создает школу планеристов и первый набор осуществляет из членов авиамодельного кружка. Но, только из тех, кому исполнилось шестнадцать, а Владимиру Николаевичу шел только четырнадцатый. Вот как описывает этот момент Кондауров В.Н., - "...я кинулся горячо доказывать, что должен быть вместе с товарищами. Действующие законы не имели надо мной никакой силы, самый веский аргумент Учителя - " я из-за тебя в тюрьму сяду " - на третий день спора иссяк ". Я почему так подробно остановился на этом моменте, что бы раскрыть формируемый, целеустремленный характер, на тот момент, мальчишки.

-2

В 1964 году закончил с отличием Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. И был оставлен в данном училище, для дальнейшего прохождения службы, на должности летчика-инструктора.

С 1966 года переведен в Государственный Краснознаменный научно-испытательный институт ВВС ( ГК НИИ ВВС ). Во время представления молодого офицера, как Кондауров В.Н. вспоминает, на него смотрели с удивлением. И было от чего, как я понял из книги, он был единственным " старшим лейтенантом " среди летчиков-испытателей, все остальные были старшими офицерами. Вот как Владимир Николаевич описывает свои мысли в то время, - " Сколько же мне надо работать, чтобы стать равным среди них? Хватит ли у меня сил и способностей, чтобы освоить все необходимое?". Но желание стать испытателем было так огромно, что были решительно отброшены все страхи и сомнения.

-3

Занимался испытаниями истребителей авиации ВВС и ПВО. Позже испытывал самолеты и вертолеты авиации ВМФ, в том числе корабельных истребителей МиГ-29К и Су- 27К. Первым из военных летчиков совершил посадку на авианесущий корабль на МиГ-29К. Кондауровым В.Н., за время службы, было освоено более 115 типов планеров, самолетов и вертолетов.

За мужество и героизм, был удостоен звания " Герой Советского Союза", присвоено звание " Заслуженный летчик-испытатель СССР ".

Вернемся к начальному этапу службы в качестве летчика-испытателя. По совету старших товарищей, осознавая недостаток инженерного образования, подал документы и в 1973 году окончил МАИ.

Перед тем как получить допуск к испытательной работе, Владимир Николаевич, с головой ушел в изучение и освоение различных самолетов, - Су-7, Су-9, Су-11, Як-25РВ, МиГ-21, МиГ-23 и др. После стали планировать на контрольные испытания серийных систем навигации и вооружения. Также пришлось принимать участие в испытаниях высотного снаряжения летчика и космонавта в лабораторных условиях. И даже в тех, "тепличных" условиях были моменты с риском для здоровья и даже жизни.

Впечатлило меня, участие в испытаниях истребителей на сваливание в штопор. Как оказалось, среди летчиков-испытателей, далеко не все занимаются испытаниями на штопор. Ведь в случае не выхода самолета из штопорного режима - катапультирование и на другое времени может и не хватить.

Интересным было описание борьбы, Владимира Николаевича, с инерционным вращением. "... когда я осознал, что случилось нечто непредвиденное, что педаль "провалилась" куда-то далеко-далеко - было уже поздно. Хотя я и рванул обратно ногу, а ручку управления на правый борт, но уже чувствовал, что характер вращения изменился, будто какая-то неведомая сила подхватила самолет и завращала его дальше, как пушинку. Казалось, что он стал невесомым. Отсутствовало обычное ощущение полета в воздушной среде. В кабине установилась абсолютная тишина. Когда все кончилось, я не мог вспомнить, когда же установил рули в заданное положение. Получалось, что с момента "подхвата" я уже сидел с ручкой взятой "до пупа". Работая рулями установил горизонтальный полет." И при этом, как летчик выразился, глядя на высотомер - три километра будто "корова языком слизнула".

-4

Далее участвовал в испытаниях самолета МиГ-31. Приходилось и катапультироваться.

Не всегда гладко проходили испытания самолета МиГ-29. Был и обрыв топливопровода, когда керосин "свистел" наружу, и РУД заклинивало на полном форсаже при выполнении переворота.

По просьбе Владимира Николаевича его переводят в Крым, на должность заместителя начальника управления ГК НИИ ВВС, которое занималось испытанием авиационной техники и вооружения для ВМФ. Где освоил технику пилотирования, с помощью инструктора, вертолета, а так же самолета вертикального взлета и посадки ЯК-38. Вспоминая свой первый полет, на этом самолете, Владимир Николаевич сказал, - " пронесся, как на метле, не самолет - "козел" какой-то!"

Далее было непосредственное участие в испытаниях самолетов Су-27 и МиГ-29корабельной модификации. " Подготовка к испытаниям Су-27К и МиГ-29К представляла для нас определенную сложность. Во-первых, инженеры и летчики имели опыт испытаний только одного самолета - Як-38. Инженеры не знали материальную часть даже серийных Су-27 и МиГ-29, а летчики только начинали на них переучиваться ". Но главная проблема для летчиков-испытателей было освоение полетов по корабельной глиссаде с пилотированием по оптической системе посадки "ЛУНА-3". Но и с этой задачей Кондауров В.Н. справился.

-5

Свою книгу Владимир Николаевич окончил замечательными, на мой взгляд, словами, - «И сейчас с гордо поднятого носа ТАКРа "Адмирал Кузнецов", продолжают взлетать морские летчики, испытывая чувства, доступные только Человеку, человеку, летящему в Небе».

-6