Найти тему

Всю жизнь посвятила служению людям, до конца оставаясь верной своему врачебному долгу…

Подобно тому, как складывается из притоков полноводная река, история каждого, даже самого маленького, уголка нашей страны складывается из судеб людей.

В истории Прохоровского района много тех, кто прославил себя ратными подвигами и честным, самоотверженным трудом. В их числе – Мария Григорьевна Кузубова, талантливый врач, ветеран труда, участница Великой Отечественной войны.

Она родилась 25 февраля 1909 года в селе Радьковка, была самым младшим ребенком в многодетной семье. И сегодня мы хотим поделиться с вами воспоминаниями о непростом жизненном пути Марии Григорьевны, написанными ее дочерью – Валентиной Алексеевной.

Она росла подвижным любознательным ребенком. Старшие братья и сестра опекали ее и любили за веселый легкий характер, доброту, а она платила им взаимностью. Детство проходило в труде, каждый выполнял работу согласно своему возрасту. Мария вместе с другими детьми пасла коров, умела запрячь лошадь в повозку и ловко управлять ею. В отличие от старшей сестры, её не увлекали кулачные бои с мальчишками, зато она научилась хорошо шить на швейной машинке, умела вязать крючком и спицами, красиво украсить дом, в общем, была рукодельницей. Она успешно училась в школе и, как многие в семье, имела способности к точным наукам, готовилась поступать в автодорожный институт.
Мария Григорьевна – вторая слева в верхнем ряду
Мария Григорьевна – вторая слева в верхнем ряду
Но все сложилось иначе. Прислушавшись к совету старшего брата Семена, который видел её доброе сердце, мягкий характер, желание всем помочь, а также продолжая семейную традицию (дедушка был известным народным целителем и костоправом), в начале 30-х годов девушка становится студенткой 2-го Московского медицинского института по специальности терапия.
Медицина пришлась Марии Григорьевне по душе. Учиться было интересно, хотелось стать хорошим специалистом и помочь старшему брату справиться с болезнью (язва желудка – прим. авт.). Со студенческой скамьи Марию привлекала исследовательская работа, а также её считали лучшим диагностом на курсе, прочили блестящее будущее, предлагали остаться в аспирантуре, но из-за тяжелого материального положения она вынуждена была работать, и получила распределение в Великие Луки, где проработала до войны детским врачом и терапевтом. Мария Григорьевна вспоминала первый случай в своей трудовой практике. В первый день приезда на место работы поступил ребенок с отравлением. «Безжизненное тельце принесли молодому врачу на квартиру… Целую ночь шла борьба за жизнь, а на утро ребенок пришел в сознание. Жизнь была спасена». Первая удача, первая радость, сколько их ещё впереди. Были планы на дальнейшую учебу, но позже. Развязанная фашистской Германией война смешала все планы у многих людей.
Мария Григорьевна, 1941 г.
Мария Григорьевна, 1941 г.
Мария Григорьевна с первого дня войны была призвана на фронт. Сначала служила врачом-лаборантом, затем, с августа 1941 года, терапевтом при 313-м медико-санитарном батальоне. Ленинградский, Волховский, 1-й, 2-й, 4-й Украинский фронт, тяжелый путь до самого Берлина. И каждый день множество раненых, которым требовалась ее помощь, лечение. Она выполняла срочные операции на раненых конечностях и при других ранениях, ассистировала при тяжелых полостных операциях. Затем больных отправляли дальше от линии фронта для дальнейшего лечения и восстановления. Срочных больных оперировали в палатах при свете керосиновых ламп или ламп накаливания от переносного генератора. Работать приходилось практически без отдыха, круглосуточно, с редкими, короткими перерывами для сна. Никто на это не сетовал, главное – спасти раненого бойца, вернуть в строй. Каждый из них как мог приближал Победу. Бывало, что в эти временно сооруженные операционные попадали снаряды или осколки от снарядов, и ранило или убивало только что прооперированного или кого-то из медперсонала, госпиталь ведь был на передовой. Мария Григорьевна вспоминала, когда она ассистировала на операции, убило хирурга, и ей пришлось доделывать тяжелую операцию. Всё прошло успешно, и ей доверили выполнять сложные операции. Из наградного листа к медали «За боевые заслуги»: «тов. Кузубова, относясь с материнской заботой и любовью к делу спасения жизни раненых, борясь с послеоперационными осложнениями, ускорила возвращение в строй более 2 218 раненых, обеспечивает квалифицированную врачебную помощь…».

Навсегда осталось в памяти Марии Григорьевны форсирование Днепра. Тогда ей и другим медработникам пришлось переправлять раненых на плотах. Могучая река буквально кипела от разрывающихся снарядов. В том аду до другого берега доплывали не все.

Серия открыток "Женщины-медики герои ВОв", 1969 г, Автор-составитель М. Товбин, художник Л.С. Котляров.
Серия открыток "Женщины-медики герои ВОв", 1969 г, Автор-составитель М. Товбин, художник Л.С. Котляров.
За переправу раненых на плотах Мария Григорьевна Кузубова была награждена орденом Красной Звезды.
Каждый день на войне – это подвиг людей, приближавших Победу, каждодневный ратный труд. Будь то солдат, офицер, санитар, врач, работник тыла – всё это звенья одной цепи.
Родина высоко оценила вклад в общую Победу. Мария Кузубова была удостоена ордена Красной Звезды, медалей «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», получила множество благодарностей от Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. Сталина за спасение раненых в боях за Черкассы, Яссы, Хуши, Корсунь, г. Смела и др. Мама Марии Григорьевны Татьяна Григорьевна бережно хранила благодарственное письмо от Верховного Главнокомандующего: «…дисциплинированная, требовательная к себе, она все силы отдавала правому делу… командование отмечает вашу дочь как лучшего преданного воина Красной Армии... Вы заслуженно можете гордиться вашей дочерью… Командование благодарит Вас за воспитание Вами подлинного патриота нашей Родины…».
После Победы Мария Григорьевна не была демобилизована, еще год служба продолжалась на Западной Украине, где наши части вели борьбу с бандеровскими бандами.
Мария Григорьевна. Берлин. Май 1945 г.
Мария Григорьевна. Берлин. Май 1945 г.

В 1946 году после расформирования 313-го отдельного медико-санитарного батальона, была демобилизована, приехала в Томаровку, где жила сестра Ксения и любимая мама. Родительский дом в с. Радьковка сгорел еще в 1943-м. С этого момента, в 1946 г. начинается новый этап ее жизни – работа в Томаровской районной больнице. Сначала в качестве врача-терапевта, заведующей терапевтического отделения, далее исполняющей обязанности главного врача.

И пусть вокруг уже не рвались снаряды, каждый день был не менее труден. Катастрофически не хватало врачей, транспорта.

В 1946 г. в больнице работало всего 2 врача, а обслуживание вызовов было, в лучшем случае, на лошадях или пешком в любую погоду: и в метель, и в дождь, днём и ночью, даже если больные находились в нескольких километрах от районной больницы в близлежащих сёлах.

Ситуацию описывала местная газета:

«Более семидесяти человек в то время в тяжелом состоянии находилось в больнице. Ее назначают заведующей. Лечить больных, заботиться об улучшении условий, добывать медикаменты – хватит ли на это все сил? – думала она»[1].

И действительно, вскоре Марию Григорьевну сразила болезнь, которая оставила свой коварный след в здоровье до конца жизни. Но все-таки постепенно жизнь налаживалась, в больницу прибывали новые врачи. С 9 марта по 15 июля 1953 г. Мария проходит курс специализации по терапии и фтизиатрии в Курском Государственном медицинском институте и становится врачом-фтизиатром в районной больнице, а также заведующей единственного в районе фтизиатрического отделения. Работы было много: постоянные дежурства, очереди больных у кабинета, лечение амбулаторный больных. Среди болеющих туберкулёзом очень много тяжёлых. Мария Григорьевна оказывала помощь в любое время суток, стараясь помочь каждому.

Мария Григорьевна с коллективом Томаровской больницы, первая слева в верхнем ряду.
Мария Григорьевна с коллективом Томаровской больницы, первая слева в верхнем ряду.

За отзывчивость и доброту, грамотное и квалифицированное лечение ее уважали, ценили и очень любили благодарные пациенты. На нее надеялись, а многие даже называли второй матерью. «Меня бы уже не было, не окажись рядом врач. Мы спокойны, когда рядом Мария Григорьевна», – говорили пациенты. Одновременно она занималась исследовательской работой по туберкулёзу. Марию Григорьевну приглашали на преподавательскую работу в Курский государственный медицинский институт, но по состоянию здоровья она решила остаться работать на прежней должности. За годы работы Мария Григорьевна выдвигалась делегатом 5-й Областной партийной конференции (в 1960 г.), депутатом Яковлевского районного совета депутатов трудящихся от 63-го избирательного округа (в 1965 г.), неоднократно награждалась почетными грамотами.
Мария Григорьевна незадолго до ухода на пенсию
Мария Григорьевна незадолго до ухода на пенсию

Вместе с тем чрезмерная нагрузка и перенесенные ранее заболевания давали о себе знать. Последние несколько лет перед уходом на пенсию Мария Григорьевна тяжело болела. Но, даже закончив трудовую деятельность, она не отказывала никому, кто просил её помощи или совета. Её дом был всегда полон гостей и посетителей. За многолетний добросовестный труд в 1980 году Мария Григорьевна Кузубова была удостоена медали «Ветеран труда». Найдя дело по душе, она всю жизнь посвятила служению людям, до конца оставаясь верной своему врачебному долгу.

[1] Материалы из личного архива В.А. Афониной

Эксперт по изучению и популяризации объектов культурного наследия музея-заповедника «Прохоровское поле» - Анна Хохлова