Учебные программы меняют, дополнительные предметы вводят, у школьников практически не остается свободного времени. Но грамотнее они почему-то не становятся. В чем причина тотальной безграмотности сегодняшних детей? Достаточно открыть почти любой современный учебник, чтобы все неясное стало очевидным.
База знаний, фундамент грамотности закладываются еще в начальной школе. Для примера разберем учебник, предназначенный для второклассников. Тема – безударные гласные. Взрослые без труда вспомнят основные моменты, связанные с ней.
Чтобы проверить безударную гласную, нужно изменить слово так, чтобы она стала ударной.
В учебнике 1953 года под редакцией Костина. Там это правило звучит именно так.
Пример: гора - горы, стена, стены, коза - козы и так далее.
После правила в рамочке следует закрепление материала, где детям наглядно приводят качественно подобранные, наглядные варианты. Затем предлагаются задания для самостоятельной работы, основанное на приведенных примерах. Все логично, адекватно и легко воспринимается. А главное, запоминается, потому что упражнений несколько десятков на все гласные.
Ребенок только тогда воспринимает материал, когда он ему понятен. В этом случае новое знание становится частью человека, а не зубрежкой, вылетающей из головы сразу после применения.
Теперь рассмотрим ту же самую тему в современном учебнике под редакцией Канакиной и Горецкого. Начнем с того, что пособие максимально перегружено картинками, призывами обратить внимание, выделениями (вспомните, запомните). На каждой странице их по нескольку штук. В итоге ценность информации, которая требует дополнительного внимания, теряется.
Это бы полбеды, но современные авторы учебником чрезмерно увлекаются теоретизированием. Правила звучат так, что мозг закипает. Обратите внимание на эти два “постулата” (со скидкой на то, что читает их 8-летка).
Разве это написано для детей?
Вот еще один “перл”. Интересно, Канакина или Горецкий авторы шедевра?
Теперь сравните с правилом из “старого” учебника. Разница, как говорится, очевидна. И таким образом построен весь учебник. Перегруженные, тяжелые, чрезмерно сложные фразы не останутся в сознании ребенка. Нужно сложное подавать просто, а авторы учебников делают наоборот. Берут максимально простое и усложняют до неадекватности.
А мы удивляемся — почему дети безграмотные. Оказывается, это вполне объяснимо.
Спасибо за внимание.