По этой истории кинематографисты могли бы снять современный вариант "Невероятных приключений итальянцев в России". Потому что в ней было всё: детективная интрига, спецслужбы и итальянская мафия, преследование и захват, и даже криминальный авторитет, отстаивающий государственные интересы. А главное - миллион долларов США, доставшийся победителю. Короче, всё, как любят телезрители.
При этом история - не вымысел, а реальные события, происходившие в Москве в декабре 1992 года. Но тогда киноиндустрия находилась в упадке, и продюсеры не искали тем для новых творений. Хотя здесь было, где развернуться...
Не прошло и года с тех пор, как развалился СССР, похоронив под своими обломками силовые структуры некогда могущественного государства. Кто-то уходил из органов сам в поисках лучшей жизни, кого-то планомерно выдавливали. Некоторые, пользуясь опытом, должностью и прочими возможностями, стремились урвать свой кусок пирога. Другие тихо спивались, потеряв вдруг почву под ногами. У каждого была своя судьба, свой путь, своё будущее.
Страна погрузилась в хаос, где деньги стали единственным мерилом сущего. Деньги быстро зарабатывались. Деньги быстро терялись. Из-за них убивали. Денег всегда не хватало. На них был спрос.
Поэтому время для выхода на "российский рынок" итальянцы выбрали очень умело. В ситуации полного безвластия им практически ничто не угрожало, зато возможные доходы покрывали любые риски. Чтобы система работала, как часы, требовалось только наладить контакты внутри России. С производством и логистикой на тот момент у суровых мужчин с Апеннинского полуострова проблем не было. Они производили деньги. Печатный станок работал исправно. Требовался сбыт.
В Управление Министерства безопасности России по г. Москве и Московской области (МБР пришло на смену советскому КГБ, позже переименовано в ФСБ) сигнал поступил с Петровки, 38. Милиция сообщала, что некто хочет продать в России партию фальшивых долларов США по цене 1 к 2-м. Причем качество было на таком уровне, что подделка не определялась доступными на тот момент средствами проверки банкнот. Речь шла о партии в 10 миллионов. На первую сделку поставщик готов был привезти 1 миллион почти настоящих зеленых купюр с портретами президентов Соединенных Штатов, за которые покупателю предстояло заплатить 500 тысяч настоящих долларов.
И один миллион, и десять - суммы колоссальные даже сейчас. А в 1992 году - просто космические.
На тот период 10 млн. долларов США составляли стоимость приблизительно 4-х - 5-ти предприятий оборонного комплекса, - комментировал масштаб возможной сделки один из руководителей оперативной группы по поимке фальшивомонетчиков, заместитель начальника УМБ РФ по г. Москве и Московской области Николай Дмитриевич Ковалев.
Вброс фальшивых денег - это прежде всего удар по экономике страны. Поэтому в СССР фальшивомонетничество всегда каралось строжайшим образом. Подобные операции в преддверие войны предпринимались и Наполеоном, и Гитлером для подрыва экономической устойчивости противоборствующих государств.
В данном случае речь о подготовке к войне, конечно, не шла. Просто бизнес. Ничего личного.
Следствие быстро выяснило, что предлагал деньги житель Латвии Юрий Угольников. Бизнесмен с неопределенным видом занятий, часто бывающий в Европе. А по данным американских спецслужб, которые тщательно следят за фальшивыми долларами, подобные подделки ранее были зафиксированы в Монако и Милане, что дало основание предполагать, что и производство находится где-то в Италии.
Угольников неплохо ориентировался в криминальном мире России, имел некоторые контакты, возможно поэтому и представлял интерес для итальянской мафии.
Разрабатывая операцию, оперативная группа МБР пошла на небывалый риск, отважившись привлечь в качестве покупателя настоящего криминального авторитета, способного пройти любую проверку. Он получил оперативный псевдоним "Профи".
Что посулила госбезопасность Профи за участие в операции, на какие грехи решила закрыть глаза - то тайна за семью печатями. Там и останется на ближайшие десятилетия. Но то, что дважды судимый преступник не только сыграл решающую роль в продолжавшемся три недели спектакле, но и спас операцию от провала - факт неоспоримый. А чтобы авторитетный человек не затеял собственную игру, к нему приставили куратора из числа оперативников МБР.
Угольников постоянно мотался между Франкфуртом и Москвой, пока не встретился в холле гостиницы "Ленинградская" с заинтересованным покупателем в лице Профи. Они детально обсудили предварительные условия сделки и ударили по рукам.
Согласно оперативной информации, полученной Министерством безопасности России от прокуратуры итальянского города Комо, Юрий Угольников представлял интересы Каморры, одной из самых кровожадных криминальных группировок Италии, возникшей в Неаполе еще в XVIII веке.
Шотландский историк Джон Дики, автор книги "История мафии", описывает преступное сообщество следующим образом:
Это бесформенное нагромождение различных группировок, некоторые из которых – всего лишь мелкие банды наркоторговцев, в то время как другие имеют большие возможности для влияния на политику и экономику. В Неаполе и его окрестностях Каморра в настоящее время представляет собой что-то вроде пролетарской преступности...
А на вершине этой пирамиды находятся люди, занимающиеся по-настоящему большими делами – от участия в международном наркотрафике и производстве фальшивых долларов до инвестирования в недвижимость и легальные предприятия в Италии и за её пределами. И в конце 1992 года Каморра решила распространить своё влияние на Россию, наладив устойчивые связи в криминальной среде.
Ведя переговоры, Угольников не скрывал, что выступает от лица некой могущественной европейской организации, но имен не называл, считая, что находящиеся в руках образцы купюр сами говорят о всей серьезности предстоящей сделки. Однако итальянская прокуратура уже сообщила, что основными кураторами сделки от Каморры выступают два человека: предприниматель Джованни Минетти и адвокат Рафаэлле Донадини - с ними постоянно общался Угольников по телефону, отчитываясь о ходе переговорного процесса.
В конце концов стороны ударили по рукам. Находящийся под плотным контролем спецслужб переговорщик отрапортовал итальянским хозяевам, что для продажи "товара" всё готово.
Потянулись дни томительного ожидания. А перед руководителями операции встал вопрос, где взять 500 тысяч долларов США наличными?
Я пришел на очередной доклад к Николаю Михайловичу Галушко (заместитель министра безопасности России) и говорю: нам нужно полмиллиона долларов США. Настоящих... В ответ Николай Михайлович, глядя поверх очков, спросил: вы с ума сошли?! - комментировал те события Александр Перелыгин, заместитель начальника УМБ РФ по Москве и Московской области.
Риски, связанные с возможной потерей валюты были необычайно высоки. Если в своих сотрудниках госбезопасность не сомневалась, то гарантировать, что преступники не попытаются провести силовой захват денег, никто не мог. От руководства оперативной группы потребовали отдельный план охраны валюты: где она будет храниться, кто несет персональную ответственность, какой режим охранных мероприятий и т.д. и т.п. Но после череды споров, консультаций и переговоров требуемую сумму все же выделили.
Ссылаясь на некие технические трудности "забуксовала" итальянская сторона: они не успевали доставить "товар" в Москву. Время шло, Юрий Угольников обещал решить проблемы в кратчайшие сроки, но дальше слов дело не шло. Оперативники контролировали переговоры Угольникова с Минетти, поэтому понимали, что доллары рано или поздно должны прийти. Однако наверху требовали форсировать события.
И тогда было принято решение задействовать Профи "на полную катушку", чтобы сдвинуть сделку с мертвой точки.
Профи назначил встречу Юрию Угольникову в гостинице "Ленинградская" и сразу взял быка за рога:
Я занимаюсь бизнесом... Ты запросил за свой товар полмиллиона, я их вытащил из дела и принес... А сделка не состоялась. Аллё! А проценты кто платить будет?! - примерно так начался разговор криминального авторитета с "шестеркой" Каморры.
После чего Угольников был сбит с ног, порядком избит в воспитательно-профилактических целях и получил предупреждение, что в случае невыполнения взятых на себя обязательств русская мафия расправится не только с ним, но и со всеми родственниками до седьмого колена.
На грани истерики, в поисках спасения Угольников связался с итальянцами, тогда как сотрудники госбезопасности с удовольствием их слушали:
- Сеньор Минетти, пожалуйста, поймите, это очень плохая ситуация! Вы должны ускорить доставку!
- Мистер Угольников, зачем вы кричите?! Не надо так кричать. Я не вижу причин для волнения. Условия контракта мы выполним, требуется только немного подождать.
- Вы что, не понимаете моих слов?! Это очень серьезные люди! Очень опасные! Вы сделали меня крайним! Они просто меня убьют! Я прошу... я умоляю вас... Товар должен попасть в Москву как можно скорее!
Как деньги окажутся в России, сотрудники МБР могли только догадываться. Наивно было полагать, что их доставят самолетом - риски засыпаться на таможне в аэропорту слишком велики. Скорее всего, это должен был быть поезд или автомобиль, прибывающий из третьей страны. Потому брать преступников надлежало с поличным.
В ночь с 4 на 5 декабря 1992 года в аэропорт Шереметьево рейсом "Люфтганзы" из Франкфурта-на-Майне прибыли уже знакомые российским спецслужбам итальянцы: Джованни Минетти и Рафаэлле Донадини. По информации, полученной от итальянских коллег, в МБР уже знали, что Минетти выступает в сделке переговорщиком, а Донадини является консильери, т.е. советником и доверенным лицом босса Каморры, в чьи обязанности входит контролировать ход сделки.
В эту ночь всё пошло не так, как задумывалось. Контакт с итальянским гостями в аэропорту состоялся. Обменялись дежурными рукопожатиями и улыбками. Но тут же сопровождавший Профи сотрудник МБР нос к носу столкнулся с однокашником по Высшей школе КГБ, который обрадовался неожиданной встрече, едва не сорвав операцию.
К счастью, быстро сориентировался в ситуации, растерялся, удивился, потупился... сослался, что обознался. И растворился в толпе.
Итальянцы вроде бы поверили в случайность, но в последний момент внесли изменения в программу действий. Изначально они планировали остановиться в гостинице "Украина", и оперативная группа была уже готова к встрече дорогих гостей: номера напичкали различными средствами видео и аудио контроля, чтобы следить за каждым их шагом и каждым словом. Но в процессе движения сотрудники наружного наблюдения сообщили, что итальянцы проследовали мимо "Украины" в неизвестном направлении.
Оперативники долго просчитывали возможные маршруты, пока от "наружки" не пришло сообщение: объект движется по проспекту Мира. Стало ясно, что итальянцы едут в "Космос" на ВДНХ. В сжатые сроки сотрудникам МБР удалось снарядить номера в "Космосе" всем необходимым, а у представителей Каморры появилась уверенность, что теперь они в безопасности, так как сами выбрали гостиницу для заселения.
Конечные условия сделки Профи обсуждал с Джованни Минетти, Юрий Угольников при итальянцах был "шестеркой", с чьим мнением не считались вовсе, а Рафаэлле Донадини молчаливо следил за процессом, внося некоторые уточнения по ходу переговоров. Донадини акцентировал внимание на том, что речь идет именно о 10 миллионах, а 1 миллион - только пробный шар.
Итальянцы настояли на необходимости удостовериться в платежеспособности русских покупателей перед сделкой. Для чего хотели проверить выборочно купюры из разных пачек. В ответ Профи заявил, что проблем не будет, если сделка состоится в гостинице "Ленинградская", где расположен его офис.
На самом деле в "Ленинградской" сотрудникам госбезопасности проще было организовать круглосуточную охрану крупной суммы - там имелись соответствующие помещения, где можно было разместить не только деньги, но и вооруженный спецназ МБР.
Не зная о расставленной ловушке, Минетти согласился. Сделку назначили на воскресенье 6 декабря.
Оперативники получили информацию, что Каморра привлекла к сделке до 20 вооруженных боевиков. Поэтому в воскресенье всю территорию гостиницы "Ленинградская" зачистили от прохожих, на подступах посадили снайперови и установили видеокамеры, для силовой поддержки задействовали 50 бойцов группы "Вымпел". Чтобы скрыть от чужих глаз полсотни человек в бронежилетах и вооруженных автоматами, сотрудники госбезопасности замаскировали их под туристическую группу, разместив в Икарусе "Интурист" - таких в центре Москвы было множество.
Как только машины с итальянцами подъехали к "Ленинградской", они были блокированы сотрудниками спецслужб. Процедура захвата преступников (всего 8 человек, включая Профи и его куратора из МБР) заняла лишь девять секунд, задержание было жестким, т.к. госбезопасность ожидала противодействия вооруженных боевиков, которых на самом деле не оказалось.
Уже через 2 дня на VII съезде народных депутатов министр Безопасности РФ Виктор Баранников докладывал о пресечении деятельности международной преступной группы, которая планировала "нанести существенный ущерб экономике России и других стран".
Операция, проведенная московскими чекистами в 1992 году стала примером масштабного взаимодействия с зарубежными спецслужбами по борьбе с международными преступными синдикатами. Показания, полученные в ходе следствия от Джованни Минетти ,Рафаэлле Донадини и других задержанных, легли в основу доказательств, которые предоставили российские следователи итальянским коллегам.
Итоги операции высоко были оценены на самом верху. Потому участники получили различные награды.
Профи - профессиональный бандит, когда по поручению Президента я вручал ему орден, он сказал: я даже не представлял, насколько я люблю свою Родину... - рассказывал Николай Ковалев.
С Николая Ковалева в качестве поощрения сняли ранее вынесенный выговор, а Александру Перелыгину в торжественной обстановке вручили электрическую мясорубку, ставшую на долгие годы поводом для шуток сослуживцев.
Шел 1992 год...
Альтернативная версия и приговор
Позже, уже ближе к середине 90-х, пока шло следствие, и задержанные содержались в СИЗО (под залог в 50 тысяч долларов США по неизвестным причинам был отпущен Джованни Минетти, сгинувший на просторах Италии), появилась версия, что операция по задержанию фальшивомонетчиков стала не борьбой с преступным сообществом, а совместной провокацией российских и итальянских спецслужб. А адвокат Рафаэлле Донадини является достопочтенным юристом города Комо, раскинувшегося на берегу одноименного живописного озера. И вина Донадини лишь в том, что он дал несколько деловых советов Минетти по коммерческим сделкам и пообещал помочь в создании оффшорной компании в России.
Согласно этой версии, активно тиражируемой в европейских и российских СМИ в те годы, инициаторами поставки фальшивых долларов в Россию были коррумпированные сотрудники итальянских спецслужб и прокуратуры. А не Каморра. Преступники хотели "отмыться"...
За сбыт поддельной валюты на территории России всем участникам грозило до 15 лет, однако Донадини, Угольников и другие задержанные получили каждый лишь по четыре года лишения свободы. Законного наказания удалось избежать Минетти: он так и не вернулся в Россию. Его приговорили к пяти годам лишения свободы заочно...
После освобождения все они смогли благополучно уехать в Европу, где, говорят, их настигло уже реальное возмездие. Счастливой и беспечной жизни людям, потерявшим миллион фальшивых долларов, прожить не удалось. Потому что Каморра ошибок не прощает...