Недавно я выпускала видео о палладианской архитектуре — посмотреть его можно тут:
Пока я готовила материал, я подробнее почитала об архитекторе Николае Львове. И оказалось, что я своими глазами видела несколько его творений, не обратив тогда на это особенного внимания.
Сейчас же я понимаю, что это интересные примеры палладианской архитектуры. Об одном из таких примеров я и хочу рассказать. Но для начала немного о самом архитекторе.
Николай Львов
Николай Александрович Львов (1753 — 1803) — один из самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения, универсальный человек, один из самых эрудированных и остроумных людей своего времени. Он занимался архитектурой, археологией, химией, геологией, механикой, историей, ботаникой, был поэтом, драматургом, переводчиком и музыкантом, собирал народные песни, был талантливым гравёром и рисовальщиком.
Родился Николай в старинном тверском роду. Много занимался самообразованием, науки изучал самостоятельно, по книгам. В школе создал кружок «Четырёх разумных общников». Позже круг людей, объединённых общностью взглядов и творческих поисков, расширялся.
Львов дружил с архитектором-палладианцем Джакомо Кваренги, а также посещал Италию и город Андреа Палладио — Виченцу, после чего и стал приверженцем античной классики и палладианства. По возвращении в Россию Львов опубликовал свой перевод труда Палладио «Четыре книги об архитектуре».
Однако в собственной архитектурной практике Львов не подражал Палладио дословно, он критиковал итальянца за «однообразие». Николай Александрович интерпретировал палладианские приемы, обыгрывая их оригинальным образом.
В 1783 году Николай Львов был избран в Российскую Академию, а с 1785 года был почётным членом Академии художеств. Его архитектурные творения в основном можно увидеть в Петербурге, Торжке, Москве и окрестностях этих городов.
Усадьба Знаменское-Раёк
Как раз во время путешествия в Торжок я и познакомилась с Архитектурой Николая Львова. Кто не был в этом городе — рекомендую посетить! Очень уютный, приятный и живописный. Конечно, самое главное произведение Львова в Торжке — это Собор Борисоглебского монастыря. Как раз он — практически чистое палладиантство.
А подробнее я хочу рассказать про усадьбу Знаменское-Раёк. Тут уже палладианство в оригинальной авторской интерпретации Львова.
Усадьбу решил возвести Генерал-аншеф Федор Глебов для своей жены Елизаветы Стрешневой. Находится она в окрестностях Торжка. Если ехать туда от Москвы — на 36 км дальше Твери и не доезжая 15 км до самого Торжка.
Строительство началось в 1787 году, архитектурный ансамбль возводили 12 лет. Львов работал и над проектированием, и над возведением. Также свою руку к строительству приложили несколько зодчих: Франц Буци, Андрей Трофимов, Вальтер Ирвен, и Джованни Руска.
Архитектурный ансамбль усадьбы включает господский дом, круговую двойную дорическую колоннаду-галерею, соединяющую главное здание с боковыми флигелями. Далее уже одинарная колоннада соединяется со стоящими напротив господского дома парадными воротами.
Ворота интересные, со сквозной решеткой, они открывают вид на главное здание усадьбы и напоминают триумфальную арку. Колоннада же создает замкнутый овальный двор, в центре которого ранее располагалась скульптурная композиция-фонтан в античном стиле. Всю эту архитектурную композицию с круговой колоннадой прозвали «ожерельем для Елизаветы». Считается, что формой она напоминала украшение, которое Федор Глебов подарил супруге.
Главный дом выполнен в строгом стиле: безоредерный фасад, наложенный портик — почти идеальное палладианство. Интересный момент: колонны портика главного дома и колонны галерей имеют разную высоту, но одинаковы по диаметру. Благодаря этой хитрости архитектора складывается ощущение легкости господского дома.
В целом дворцовый комплекс выглядит просто, но очень продумано. Чтобы вы понимали степень продуманности: расположение окон и парадной лестницы было рассчитано так, чтобы первые лучи солнца ложились на нижнюю ступеньку и с каждым часом постепенно поднимались до самой верхней. Четкость и ясность форм архитектуры усадьбы создают красивую композицию без лишнего декора.
А теперь о грустном
Когда мы посещали это место — а это было летом 2021 года — выглядело всё довольно заброшено, обшарпано и диковато.
Википедия говорит, что большинство павильонов и беседок усадебного парка утрачены, а каскад прудов состоит из сохранившихся верхнего палатного и среднего палатного прудов. Я бы сказала, что и эти пруды сейчас больше похожи не на что-то спроектированно-парковое, а просто на обросшие озерца. Парковой части как таковой я не заметила — скорее просто лес с прохоженной тропинкой. Это видно в конце этого видео:
Вообще, за всё время существования усадьба успела побывать и домом отдыха, и картинной галереей, и колонией для несовершеннолетних, и госпиталем, и турбазой, и пионерлагерем, и гостиницей.
Опять-таки, Википедия пишет, что с 2022 г. управление объектом культурного наследия перешло «Всероссийскому историко-этнографическому музею», а посещение туристами комплекса ограничено в связи с подготовительным режимом по сохранению памятника. Возможно, усадьбу приведут в презентабельный вид. Она того однозначно заслуживает.
В заключение
Когда я посещала усадьбу, я была поражена её красотой, несмотря на ее состояние. И большу́ю часть удивления составило то, что я не ожидала увидеть такое великолепие среди Тверских лесов. О том, почему усадьба возведена именно тут, и в целом подробнее о её истории можно почитать тут, не буду переписывать уже написанное.
Могу сказать, что Знаменское-Раёк — одна из интереснейших и прекраснейших усадеб, которые я видела. От того особенно грустно то, как сейчас там обстоят дела. Львов создал настоящий уголок Италии в Тверской области. Надеюсь, ему не дадут окончательно сгинуть.