Лето 2023 года. В один день на экраны выходят две громкие премьеры: «Барби» и «Оппенгеймер». Зрители идут на обе картины и пересылают друг другу мемы с Барбигеймером. До сих пор ведутся споры заслужил ли столько внимания первый фильм. Второе же произведение бесспорно называют гениальным.
Перед Кристофером Ноланом стояла непростая задача: экранизировать исторические события, показав биографию ученого, и добавить элементы научной теории. Что же здесь сложного? Уйти в документальное кино достаточно легко, а вот создать фильм, от которого невозможно оторваться - вот это уже задачка. Сегодня мы разберемся: получилось ли у мастера.
Игра с нашим мозгом
Согласно одной и теорий человеческого восприятия, наш мозг устает от происходящего на экране через 7-10 секунд. Он начинает отвлекаться, искать другое более увлекательное занятие. Когда же мозг попадает в иную неизвестную для него среду, ему приходиться включаться и активно анализировать новую картинку. Можно предположить, что именно этой теорией руководствовался Нолан при создании «Оппенгеймера». Если проследить то, как сменяются кадры и их характеристику, то можно заметить определенную закономерность, особенно в первый час фильма:
1. Частая смена локаций
В течение картины авторы позволили себя сократить переходы между событиями или добавлять их крайне редко, такие как приезд в институт, как герой попадает на вечеринку, готовится к встрече и так далее. Частая смена локаций является один из крючков во время просмотра.
2. Изменение цвета
Как и во всех фильмах Кристофера Нолана сюжет фильма идет не линейно. Для того чтобы разграничить временные линии были использованы разные цвета. В фильме «Оппенгеймер» прошлое и будущее цветные, в то время как промежуточный жизненный период черно-белый. Такие изменения на экране заставляют нас включаться в происходящее. Этот прием вступает в силу уже в самом начале, когда после кадров дождя в юности Оппенгеймера и после допроса пожилого создателя атомной бомбы сцены сменяются полностью черно-белым диалогом в другой временной линии.
3. Размер кадра
Во время первого просмотра мне даже пришлось отмотать на несколько секунд назад, так как я не успела понять, что произошло. Вначале картинка была полноразмерной на весь монитор, но в следующей сцене через несколько коротких смен ракурсов, на экране появились Кинематографические черные полосы (letterbox). В течение всей картины будет регулярное их проявление и исчезновение. Почти всегда на втором кадре каждой новой сцены letterbox обрезают кадр. Я еще не смогла разгадать закономерность. Вначале думала, что эти полоски преследуют ограниченный взгляд на ситуацию от лица Штрауса. Но полосы можно было заметить и в сценах, где его не было от слова совсем. Мне еще предстоит разгадать, что это означает. Просто так подобными вещами не балуются.
4. Музыка и звуки
В одной из предыдущих статей я рассказывала о методе «отзеркаливания» эмоций в трейлерах, когда авторам необходимо, чтобы на лицах зрителей появилось схожее выражение, как и у героев на экране. В кино эту роль по-своему заменяет музыка и звуковое сопровождение. На уровне подсознания в хорошем фильме они передают нам ощущения, которые поставили цель создатели вызвать у зрителя.
В «Оппенгеймере» мелодии по большей части тревожные, лишь изредка нам дается передышка, чтобы потом заново окунуться в происходящее. Из-за этого появляется ощущение, что что-то может совсем скоро произойти, что полностью «сломает» реальность. Зритель, не отрываясь ждет развязки. Но вот ему дают выдохнуть ненадолго либо сценой с более спокойным музыкальным сопровождением, либо же полной тишиной. Иначе люди просто устанут от постоянного перенапряжения и закончат просмотр еще до титров.
Звуковое сопровождение также влияет на восприятие. В определенных сценах музыка заглушается громкими звуками, такие как взрывы, топот людей. При первом просмотре сразу закрадывается мысль, что это монтажная склейка «J-cut», когда звук со следующей сцены накладывается на предыдущую. Промах: то, что мы слышим - впервые появится на экране далеко не скоро, а именно во втором или третьем часе фильма. Здесь звук передает внутреннее переживание и может быть аллегорией на ощущения, когда подскакивает адреналин и мы чувствуем усиленное сердцебиение в своем теле. Яркий пример такой сцены в фильме: обсуждение необходимости создания водородной бомбы. Роберт Оппенгеймер выпадает из общего обсуждения и слышит топот людей.
Все эти элементы на постоянной основе сменяют друг друга, тем самым постоянно вводя наш мозг в стресс, что искусственно создает среду, когда человеку не становится скучно. Если, конечно, он не смотрит на промотке или спиной. В фильмах бывают случаи, когда с подобными приемами перебарщивают и у зрителя начинает рябить в глазах и появляется тошнота. Здесь же выдержали золотую середину для комфортного просмотра.
Есть также ряд других интересных деталей, которые делают происходящее привлекательным для смотрящего:
Визуализация мыслей
Среди кинематографистов использование закадрового голоса считается одним из самых слабых приемов, если, конечно, того не требует жанр или изначальная подача сюжета не идет от первого лица. По этой причине закадровый голос стараются всеми возможными способами избежать. Также идеальный баланс появляется в фильме тогда, когда авторы не проговаривают всю идею картины через диалоги или не показывают их ощущения через фразы «Мне холодно», «Мне скучно» и так далее. Лучший способ что-то сказать – это показать. Так Нолан и поступает.
В ряде сцен он передает, что сейчас думают герои через образы. В открывающей сцене, где рассказывается о пребывании Оппенгеймера в Кембридже есть фраза: «Меня мучали мысли и ведения о тайне вселенной». Она может прозвучать философски и в какой-то степени не понятно. Для избежания недопонимания и усиления эффекта в фильме воссоздали с помощью спецэффектов различные образы, схожие с делением звезд, космической пылью и постоянным движением вселенной. К слову, умельцы из интернета смогли догадаться, как они были реализованы и повторили отрывки у себя в гараже.
Другая ситуация, когда Оппенгеймеру приходится сознаться на допросе в измене своей жене, она не проговаривает: «О Боже, как он мог мне изменить!». Через ее призму восприятия мы вначале видим ее мужа с оголенным торсом, а уже после на нем появляется обнаженная девушка, с которой он провел ночь.
Ещё пример: сцена после бомбардировки Японии с поздравлениями Роберта Оппенгеймера. Ученому становится не хорошо от мыслей, что на его руках кровь невинных людей. Это могли показать стандартным образом: тревожная музыка, расфокусированный кадра, звук, как после контузии от взрыва. Но создатели пошли другим путем и буквально позволили нам проникнуть в голову Оппенгеймера. В кадре люди постепенно рассыпаются, словно попали под облучение взрыва, их голоса стихают, оставляя место только гулу и громкому топоту, после чего ученый идет по осколкам и песку, разрушенного города. Прием помогает не только продемонстрировать ощущения героя, но и передает их зрителю.
Взрыв
Первое испытание нового изобретения на пустом поле. После обратного отсчета происходит взрыв. Музыкальное сопровождение резко обрывается. В кино обычно добавляют объемный звук огня, треска и воспламенения. Здесь же для усиления эффекта все сделали реалистично: вначале мы увидели пламя, медленно поднимающееся в воздух, на фоне слышим лишь глубокое дыхание на фоне полной тишины. Постепенно появляется еле слышная музыка на фоне, но она вновь стихает. И в какой-то момент слышен неожиданный звук самого взрыва, в воздух взлетает пыль, люди ликуют. Во время просмотра в наушниках, когда слышишь чужое дыхание, начинаешь фокусироваться на своем.
Круги на воде
Кристофер Нолан известен своим узнаваемым почерком. Одна из его черт – это начало любого фильма с «детали», которая напрямую влияет на сюжет. В фильме «Начало» — это волны, «Престиж» - птица и так далее. В открывающей сцене «Оппенгеймера» мы видим круги на воде от дождя. Они еще не раз появятся на экране, но уже в виде следов от взрывной волны на карте. Этим самым нам дают подсказку об основной идеи фильма. Как в «Начале» вода символ стихии, способной разбудить человека во сне: мы так и не узнаем проснулся ли главный герой в финале или нет. Режиссер ни в одном интервью не дал разгадки. В «Престиже» птица –это жертвы, на которые идет фокусник ради блистательного номера: смерть одного из иллюзионистов в финале на виселице и шанс, что в смертельной колбе с водой окажется не двойник, а оригинал. Так и здесь, в «Оппенгеймере» круги на воде – это муки от мыслей, что на руках ученого кровь невинных людей, на которых проверили его же изобретение.
Строение мира
После вопроса «Слышишь ли ты музыку?» на экране появляются облака и горы, сменяющиеся летающими в воде частицами. В быстрой нарезке мы узнаем путь ученого, его учебу, новые видения о строении мира и эксперименты. Все это сопровождается мелодией «Can You Hear The Music». Креативных ход, чтобы не уходить в длинную экспозицию, но и не оставлять без необходимых периодов в жизни Роберта Оппенгеймера. Режиссер использовал миксованние между пылью, огненными искрами, веревками, напоминающими галактические нити и природу, города, картины, книги, чтобы продемонстрировать, как ученый видит все буквально насквозь, каждый атом. Тем самым, мы можем раглядеть мир глазами Роберта. Этот прием можно также отнести в пункт об игре с нашим мозгом, потому что он появляется в самом начале и цепляет.
Также Нолан добавил несколько элементов, помогающих во время просмотра не запутаться в сюжете и лучше понять, что происходит:
1. Напоминание кто есть кто
Во время просмотра фильма легко запутаешься во всех именах. Для комфортного просмотра Кристофер Нолан дает нам подсказки: когда происходить упоминание какого-то человека, на несколько мгновений в кадре появляется сцена, где мы его впервые увидели в фильме. Сразу и лицо вминается, и появляется связь с сюжетом.
2. Переплетение времени в диалогах
Как уже ранее упоминалось, повествование в фильме идет не линейно. Хороший способ начать играть с восприятием событий зрителями, поскольку определенные детали всплывают не сразу. Но в то же время авторы иногда сами открывают свои козыри. Во время диалога Оппенгеймера с подполковником Пэшем у нас есть возможность услышать сам диалог, узнать, как в этот момент действовал ученый, по его словам, в разговоре с Лесли Гроувсем и какие цели преследовал сам Пэш в его рапорте во время допроса Оппенгеймера. Таким образом, мы видим ситуацию сразу с 3 сторон.
3. Цветок
Я уже упоминала сцену обсуждения необходимости создания водородной бомбы. Она появляется в фильме 2 раза: в первый раз черно-белая, второй уже цветная. Чтобы мы сразу поняли, что спустя время вернулись именно в нее, делается акцент на цветке на столе. Вначале участники несколько раз его передвигают, чтобы видеть лица друг друга. Во втором возвращении к переговорам, уже в цвете, в самом первом кадре, этот цветок убирают со стола. Можно сразу не обратить на это внимание, но подсознательно мы связываем происходящее с тем, что уже видели и слышали ранее.
Есть еще много моментов, которые мы не обсудили здесь и, ждущие, чтобы их разгадали. До сих пор я не смогла прийти к причинно-следственной связи смены размера кадра и появления надписей об этапах в выделении атомной энергии. Уверена, что они напрямую связаны с самим сюжетом фильма, но для этого нужно не меньше трех раз пересмотреть картину. Но уже сейчас стоит отметить креативный подход к своему проекту Кристофера Нолана. Его фильм выглядит свежо и продуманно. С нетерпением жду новых фильмов мастера, а пока отправляюсь готовить новый материал для Вас.