Контейнеры как универсальное средство перевозки на протяжении нескольких лет становятся все более популярны среди отечественных экспортеров. В результате глобальных изменений в мировой торговле в 2022 году отмечается рекордный рост спроса на контейнерные перевозки наливных грузов.
В страны Европы поставки наливной продукции масложирового комплекса преимущественно осуществлялись в цистернах. После введения санкций, торговые потоки российских производителей были переориентированы на Восток, в первую очередь – Китай. На территорию КНР поставки в цистернах невозможны, требуется перелив продукции на границе. Это ограничение подтолкнуло отечественный бизнес к активному поиску альтернативных транспортно-логистических решений. Основным инструментом развития экспорта стала контейнеризация перевозок с использованием флекситанков.
ГК «Европак» первой в России внедрила технологию транспортировки наливных грузов во флекситанках. Объем перевозок устойчиво растет на протяжении 7 лет, а в декабре 2022 года компания установила рекорд российского контейнерного рынка, отправив на экспорт 90 тыс. тонн наливных грузов во флекситанках за один календарный месяц. В 2022 году доля компании в общем экспорте растительных масел из Российской Федерации составила более 10%. Доля поставок растительных масел в Китай превышает 50%.
Основная перевозимая ГК «Европак» продукция – растительные масла, неопасные наливные химические грузы, базовые и минеральные масла, патока, меласса, жом, шрот, масличные и зернобобовые культуры.
На протяжении нескольких лет, «Европак» развивает перевозки в КНР. Ключевой экспортный сервис компании – «флекси-поезда Европак».
Он был запущен в 2019 году, и благодаря флекси-поездам продукция отечественного производства отправляется на экспорт через порты России более чем в 45 стран мира.
Для повышения эффективности поставок в КНР, «Европак» первым в России согласовал возможность перевозки во флекситанках растительных масел и других наливных грузов ж/д транспортом, как с российскими и китайскими, так и с казахстанскими железными дорогами.
Благодаря этому, с 2021 года флекси-поезда получили возможность направляться напрямую в Китай через сухопутные пограничные переходы. Перевозки через сухопутные погранпереходы позволяют сократить время перевозки в Китай в 3-5 раз, что сокращает срок оборачиваемости денежных средств экспортеров и делает производство продукции более рентабельным.
Первым погранпереходом, через который начались отправки в удаленные от портов провинции КНР стал «Забайкальск/Маньчжурия». В 2022 году сервис был существенно расширен: в дополнение к Забайкальску были задействованы погранпереходы «Гродеково/Суйфэньхэ», «Достык/Алашанькоу», увеличено количество городов назначения в Китае, расширена география сервиса в России. Флекси-поезда регулярно отправляются более чем из 20 регионов России. После введения санкций, начались регулярные отправки из Тульской, Орловской, Ростовской, Брянской, Оренбургской, Тамбовской областей, из Пермского и Краснодарского краев.
Если в 2021 году на экспорт через порты и сухопутные погранпереходы были направлены 102 флекси-поезда, то по итогам 2022 года количество поездов превысило 250, причем более 150 проследовали напрямую в Китай.
В 2022 году существенно увеличился объем отгрузок сервисом «агро-поездов Европак», который предназначен для перевозок насыпной и фасованной продукции АПК. Ключевым событием года в данном направлении стало начало перевозок свекловичного жома в составе контейнерных поездов. С середины ноября до конца года на экспорт были направлены 5 контейнерных поездов с жомом из регионов Приволжского и Центрального федеральных округов.
Вклад «Европак» в развитие российского экспорта был отмечен на самом высоком уровне. По итогам федерального конкурса Правительства Российской Федерации «Экспортер года», компания «Европак-Юг» стала победителем в номинации «Экспортер года в сфере услуг», а «Европак» занял второе место в номинации «Прорыв года».
«Российские экспортеры адаптируются к новым условиям, и мы наблюдаем взрывной рост интереса к экспорту в страны Азии. Мы получаем информацию непосредственно от китайских покупателей. Важно, что они готовы наращивать объем закупок российских растительных масел и другой продукции. Наибольший прирост объема отправок произошел в регионах ЦФО. Раньше местные производители были ориентированы на поставки растительных масел в Европу цистернами, сейчас они перенаправляют товарные потоки в Китай, а основным транспортным решением стали железнодорожные перевозки в контейнерах. Из-за высокого спроса в условиях ограниченной пропускной способности погранпереходов и инфраструктуры ключевую роль играет планирование отгрузок – «Европак» совместно с производителями уже составил график отправок на 2023 год. Разумеется, план отгрузок будет корректироваться совместно с партнерами ежемесячно исходя из их потребностей и рыночной конъюнктуры», — сообщил коммерческий директор компании «Европак» Сос Казарян.
Пресс-служба
АО «Российский экспортный центр» (входит в ВЭБ.РФ)
+7 495 937-47-47, доб. 1075
pressa@exportcenter.ru