Дорогие читатели, доброго времени суток! Сегодня мы познакомимся с транспортом еще одного города Боснии и Герцеговины - Мостара.
Мостар - город в Боснии и Герцеговине, центр области Герцеговина. Основан в 1452 году. Население - 105 тыс. чел. Город знаменит своим старым мостом, сооруженным в 16 веке турками. В прочем от слова мост и произошло название города. Символ города был разрушен в 1993 году в ходе Боснийской войны, в 2004 году восстановлен. Мост внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Система общественного транспорта в городе представлена только автобусами. О них мы и поговорим.
Маршрутная сеть
Автобусными перевозками в Мостаре занимается государственная компания - "J.P. MOSTAR BUS d.o.o.".
В Мостаре нет городских маршрутов, все автобусные маршруты - пригородные, то есть связывают Мостар с ближайшими населенными пунктами. Всего таких маршрутов 17. Так же есть один маршрут - междугородний.
Основные конечные пункты в Мостаре: это Španjolski trg и Severnog Logor. Не смотря на то, что большая часть маршрутов Мостара идет из города по пригороду, есть ряд маршрутов, которые проходят из одного поселка в другой через Мостар. Так как маршруты пригородные, соответственно и интервалы движения здесь конские, то есть очень большие. Самые частоходящие маршруты - № 2, 6 и 23 - у них интервал движения 30 минут. Все три маршрута как раз относиться к категории проходных: № 2 соединяет Raštani и Jasenica, маршрут № 6 следуют от Gorica до Zalik, а 23-ый от горы Vrh avenija до Potoci.
Кстати для Мостара в порядке вещей работа автобусов только в будни - таких маршрутов в большинство (№ 5, 11, 12, 14, 16, 20, 22, 28, 30). Ряд маршрутов работает еще и в субботу (№ 1, 2, 13, 21, 23 и 29). Ежедневно работают только № 6, 10 и 22, причем у последнего трасса следования в выходные отличается.
Как я уже писал, у остальных мостарских маршрутов интервал движения выше 30 минут - от 1 часа. Некоторые маршруты, например № 11 - до Враньевичи выполняет всего 3 рейса в будни.
При этом, нужно отметить, что все автобусы начинают работу довольно рано, около 6:00, но вот время окончания работы разниться: ряд маршрутов заканчивают движение в 19:30-20.00 (№ 1, 5, 6, 12, 14, 16, 21, 23, 28, 30), ряд заканчивает работу уже после 22 часов (№ 10, 13, 22). Маршруты № 11 и 20 уходят в последний рейс в 17 часов.
Так же важно, что по территории Мостара у нескольких маршрутов трасса совпадает, например маршруты № 6, 10, 12, 13 и 16 в черте города идут по ул. Dr. Ante Starčevića в одном направлении, и обратно по ул. Maršala Tita. Благодаря этому на общем участке суммарный интервал движения сокращается до 10-15 минут. Такая же ситуация и с маршрутами в поселке Bišće Polje, где по одной трассе проходят маршруты № 20, 21 и 23.
В Боснии и Герцеговине активно развито междугороднее и международное сообщение, в частности с автовокзала Мостара можно уехать в Сараево, Сплит, Дубровник, Загреб, Задар, Любляну, Белград, Вену, Берлин, Мюнхен, Котор, Будву и Суботицу.
Подвижной состав
Парк подвижного состава представлен в основном немецкими автобусами MAN и Mercedes-Benz разных модификаций.
В частности на маршрутах можно встретить автобусы семейства MAN Lion’s Classic. Среди них автобусы модели MAN A74 Lion's Classic SL223. Эти автобусы строились в 2000-2008 годах. Автобус имеет низкий пол по всей длине салона.
Еще один представитель семейства Lion’s Classic - это автобус MAN A21 Lion's City NL**3. Автобусы этой модели строились в 2008-2022 годах. Этот автобус так же полностью низкопольный.
Кроме MANов на маршрутах так же работают автобусы Mercedes-Benz O530 Citaro Facelift. Автобусы этой модели строились в 2005-2016 годах. Они имеют низкий пол, но в отличие от MAN здесь только 2 двери: на передней и средней площадках. В задней части автобуса двери отсутствуют.
Оплата проезда
В связи с тем, что в Мостаре работают пригородные маршруты тарифная система распределена на 3 зоны. В первую зону входит сам город Мостар. Вторая зона включает в себя ближайший пригород, третья же зона - наиболее отдаленные поселения. Для туристов наиболее интересна будет 1-ая зона в которую входят большинство достопримечательностей. Каждая зона имеет свою стоимость проезда.
В Мостаре большое разнообразие билетов. Самые простые билет на 1 поездку стоят - 1,50 КМ (1 зона), 2,10 КМ (2 зона), 2,90 (3 зона). Так же имеются месячные проездные с неограниченным количеством поездок: 50 КМ (1 зона), 75 КМ (2 зона), 95 КМ (3 зона). Есть так же более дешевые проездные для учащихся и пенсионеров.
Билеты можно купить в специальных киосках (их в городе не много) или у водителя. Посадка осуществляется только через переднюю дверь.
***
Ну и как обычно переходим к выводам. Система автобусного транспорта Мостара представляет из себя сеть пригородных маршрутов. С одной стороны это удобно, так как на автобусе можно добраться в любой конец региона. С другой стороны это отражается на интервалах движения и пассажиру приходиться планировать свою поездку за ранее. Хочется отметить, что в Мостаре в отличие от Сараево все хорошо с информированием пассажиров. У перевозчика есть свой сайт, где выложены все расписания, схема маршрутов, тарифы. Так же на остановочных пунктах размещено расписание движение автобусов. При этом, хочется отметить, что все автобусные маршруты начинают свою работу рано, но при этом большая их часть заканчивает так же рано в 17-19 часов, и лишь единицы маршрутов ездят до 22-х.
Парк автобусов состоит из комфортных автобусов, не новых, но вполне презентабельных. А о высоком качестве комфорта в МANов уже давно слагаются легенды. Все автобусы низкопольные.
Часть автобусов выкрашена в корпоративный желтый цвет (это так то заводской окрас MANов:). Часть автобусов имеют рекламную окраску, в том числе с закаленными стеклами. Но надо отметить, что автобусы выглядят презентабельно, никой ржавчины, подтеков и граффити нет. Так же хочется отметить работающие в салоне информаторы и электронные маршрутоуказали. Этому стоит поучиться столице Боснии и Герцеговины.
В целом автобусная система создает благоприятное впечатление, единственное, что некоторые маршруты нужно усилить с уменьшением интервала и продлить время работы, в том числе увеличить количество рейсов в выходные дни.
На этом мы заканчиваем знакомство с транспортом Боснии и Герцеговины.
На сегодня все! В следующий раз продолжим.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить что-нибудь интересное!
Почитайте другие статьи о автобусных системах: