Дни Турбиных. СССР, 1976. Режиссер и сценарист Владимир Басов (по одноименной пьесе Михаила Булгакова). Актеры: Андрей Мягков, Андрей Ростоцкий, Валентина Титова, Олег Басилашвили, Владимир Басов, Василий Лановой, Пётр Щербаков, Сергей Иванов, Владимир Самойлов, Глеб Стриженов и др. Премьера на ТВ: 1 ноября 1976.
Актер и режиссер Владимир Басов (1923–1987) снял 19 фильмов, 10 из которых («Щит и меч», «Битва в пути», «Тишина», «Жизнь прошла мимо», «Школа мужества», «Случай на шахте восемь», «Возвращение к жизни», «Необыкновенное лето», «Метель», «Нейлон 100 %») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент. Однако и телефильм В. Басова «Дни Турбиных» был и остается весьма популярным у массовой аудитории.
Как пишет Александр Тарасов, в фильме «Дни Турбиных» «холодный и бесстрастный образ 1918 года настораживает и даже пугает, поэтому, когда на его фоне вдруг появляются Турбины, к ним сразу испытываешь чувство близости и доверия. И этот контраст в самом начале фильма, по нашему мнению, не случаен. Булгаков и автор фильма В.П. Басов резко противопоставляют эту семью всему образу 1918 года, который несет в себе ужас, смерть, боль. Мы отчетливо понимаем позицию авторов по отношению к этой семье. Таким образом, основными темами фильма, пьесы и романа является тема семьи и тема Дома» (Тарасов, 2006: 14).
Об этом незаурядном фильме зрители спорят до сих пор, отстаивая свое видение пьесы Михаила Булгакова и отдавая должное ансамблю талантливых актеров:
«На мой взгляд, Басов как режиссер показал здесь свой профессиональный гений. В фильме "Дни Турбиных" он раскрыл свой режиссерский талант, по моему мнению, даже намного больше, чем в "Щите и мече". Басов смог передать то страшное для России время — время перемен, которое не несло ничего хорошего не только для семьи Турбиных, но и для всей русской аристократии и интеллигенции в целом» (Улан).
«Я в полнейшем восторге, настолько сильное впечатление произвел фильм, что сложно описать. Передан дух Булгакова…, актеры играют шикарно… Атмосфера, живость, натуральность… Как будто это и вправду все было, и снято было скрытой камерой» (Наталья).
«Фильм — просто шедевр нашего кинематографа. … Великолепный актерский ансамбль! Те, кто говорит, что А. Мягков не подходит на роль А. Турбина, просто не могут переключиться с одного созданного им образа на совершенного противоположного персонажа. … Каждая сцена, сыгранная им, — это прожитая и вымученная жизнь героя! А какой образ создал Андрей Ростоцкий! Он живой! Непосредственный! Настоящий!» (Татьяна).
Киновед Александр Федоров
Долгая дорога в дюнах. СССР, 1981. Режиссер Алоиз Бренч. Сценаристы Дмитрий Василиу, Олег Руднев. Актеры: Лилита Озолиня, Юозас Киселюс, Ромуальдас Раманаускас, Эдуардс Павулс, Карлис Тренцис, Арийс Гейкинс, Лидия Фреймане, Ааре Лаанеметс, Индра Бурковска, Дзидра Ритенберга, Евгений Жариков, Мерле Тальвик, Людмила Чурсина, Паул Буткевич и др. Премьера на ТВ: 2 июня 1982.
Мастер детективов — режиссер Алоиз Бренч (1929—1998) поставил 20 полнометражных игровых фильмов и сериалов, из которых в тысячу самых кассовых советских лент вошли восемь. Драматический сериал «Долгая дорога в дюнах» — один из немногих фильмов Алоиза Бренча, снятый вне детективного жанра.
«Долгая дорога в дюнах» привлекла зрителей не только увлекательным сюжетом и яркими актерскими работами, но и тем, что автор фильма, временной диапазон которого охватывал несколько десятилетий, затронули весьма болезненные темы истории…
Этот сериал зрители вспоминают добрым словом до сих пор:
«Удивительная картина. Когда наступают трудные моменты, хорошо смотреть такие фильмы. Они внушают надежду» (Татьяна).
«Прекрасный фильм. При просмотре всегда комок в горле. Фильм снят на струнах души. И артисты, и вся команда выше всяких похвал» (Ирина).
«Фильм просто потрясающий! Настоящая, сильная, красивая любовь, трагическая история жизни... Фильм нежный, трогательный и душевный. Оставляет щемящее какое-то чувство. Красивая, необыкновенно женственная, героиня в исполнении Лилиты Озолини, музыка, проникающая в самое сердце» (В. Никитченко).
«Очень хороший фильм. Ни одного стопроцентно отрицательного персонажа. Все показаны более-менее людьми со своими достоинствами, недостатками, слабостями. Умеренные страсти, но глубокие чувства. Сдержанность, свойственная, согласно общепринятым штампам, северным народам, придает особый шарм. … Музыкальная тема — вне конкуренции! Просто лучшее, что создал гений Паулса. Респект» (Винг).
Киновед Александр Федоров