На просторах интернета с упорством, достойным лучшего применения, продолжает тиражироваться история о том, как некий монарх приказал пришить на рукава военных мундиров пуговицы, чтобы отучить солдат своей армии этими самыми рукавами вытирать нос (или в другом варианте – рот после еды). Наличие пуговиц, по мысли рассказывающих эту историю, должно было мешать солдатам использовать рукава своих кафтанов указанным образом. Чаще всего честь данного инновационного изобретения приписывается Петру I. Именно такую разновидность этого сюжета рассказывает, например, «главный исторический портал страны» История.рф
Другие связывают появление пуговиц на рукавах с императором французов Наполеоном Бонапартом
Некоторым удается каким-то образом совмещать обе версии сюжета
И совсем уж виртуозы, со ссылкой на некие «исторические сводки», умудряются втиснуть в сюжет еще Фридриха Великого и даже адмирала Нельсона
Какая же из приведенных версий наиболее близка к исторической действительности?
Никакая. Все они представляют собой бред собачий лишь популярный миф, не основанный ни на каких достоверных исторических сведениях.
Действительно, в допетровской России служилое платье стрельцов (то есть тот тип костюма, который в наибольшей степени по значению приближается к современному пониманию военного мундира), по-видимому, не имело застежек на рукавах.
По-иному обстояло дело в Западной Европе. Примерно в середине XVII в. среди благородного сословия распространяется мода высоко отворачивать рукава верхнего платья – жюстокора или кафтана – демонстрируя тем самым дорогой и изысканный материал, из которого изготовлялась нижняя рубаха. Сначала это действительно были именно отвороты конца рукава
Но вскоре эти отвороты превратились в «фальшивые», изначально выкраивающиеся для ношения исключительно в отвернутом состоянии, а у их верхней кромки разместились пуговицы. Теоретически можно предположить, что сначала у кого-то пуговичные петли на обшлагах (такое заимствованное из немецкого языка название получили эти «отвороты» в русском языке) были «рабочими», то есть обшлаг реально можно было отстегнуть и «освободить» отворот. Однако мне изображения, зафиксировавшие бы ношение рукавов с отстегнутыми обшлагами неизвестны, упоминаний о такой практике я тоже не припомню. Так или иначе, достаточно быстро пуговицы на обшлагах прекратились к нефункциональный, чисто декоративный элемент
Затем такой фасон распространяется и на нижних чинов западноевропейских армий.
Вот в этот период далеко на востоке Европы молодой царь решает вестернизировать внешний облик своей армии. После относительно недолгого эксперимента с «венгерским платьем» в декабре 1701 г. Петр издает указ «О ношении всякаго чина людям немецкаго платья и обуви и об употреблении в верховой езде немецких седел»:
«Боярам и окольничим, и думным, и ближним людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам, и жильцам, и городовым дворянам, и детям боярским, и гостям, и приказным людям, и драгунам, и солдатам, и стрельцам, и черных слобод, и всяких чинов людям московским, и городовым жителям, и которые помещиковы и вотчинниковы крестьяне, приезжая, живут в Москве для промыслов, кроме духовнаго чину, священников и дьяконов, и церковных причетников, и пашенных крестьян, носить платье немецкое верхния саксонския и французския, а исподнее, камзолы и штаны, и сапоги, и башмаки, и шапки немецкия, а ездить на немецких седлах….»
Вы увидели в указе что-нибудь, вроде «а пуговиц на обшлага отнюдь не ставить»? «Немецкое» платье изначально копировалось «as is», как есть, полностью, включая и уже устоявшиеся к тому времени пуговицы на обшлагах. И в дальнейшем Петром никаких указов о «введении пуговиц на обшлагах» не издавалось. Более того, на протяжении петровского царствования количество пуговиц, отпускавшихся на «строительство» солдатского кафтана, резко уменьшившись (!) вначале, затем сохранялось на одном уровне. В 1700 г. на Генеральном дворе в селе Преображенском (административно-управленческая структура, ведавшая организацией «новоприборных» полков) сделали в качестве эксперимента 15 венгерских и 15 «французских» (то есть западноевропейских) кафтанов. На французский кафтан при этом отпускалось три портища (портище – комплект из двенадцати пуговиц), то есть 36 пуговиц. В 1709 г. на драгунские кафтаны, которые «строились» в Брянске и Севске, отпускалось по два портища – по 24 пуговицы. По мундирному регламенту 1712 г. – опять два портища. По ведомости Главного комиссариата 1724 г. – снова по два портища на кафтан. Если бы в какой-то момент последовал указ начать ставить пуговицы на некую часть солдатского кафтана, куда они ранее не ставились, это повлекло бы увеличение количества отпускаемых на «строительство» кафтана пуговиц. Но, как мы видим, этого не происходило.
Ну и посмотрите сами – могли ли нашитые в ряд по верхнему краю обшлага пуговицы доставить какое-то неудобство желающему вытереть рукавом нос или рот?
Обязательное ношение пуговиц на рукавах (точнее – на обшлагах) солдатского кафтана действительно появилось в России при Петре I. Но никакой связи с попытками отучить подданных от вытирания носа, рта или других частей тела это нововведение не имело, а стало следствием заимствования из Западной Европы сложившегося костюмного (мундирного) комплекса.
Хорошо, что авторы сказки про введение пуговиц на рукавах для отучения солдат вытирать нос или рот, не знали, что пуговицы нашивались еще и на полы солдатского кафтана. Вы же понимаете, какую версию родило бы их воспаленное воображение, ведай они об этом обстоятельстве?!
Версию того же самого сюжета с Наполеоном я не буду подробно рассматривать. Я просто помещу здесь изображение французского солдата времен Старого режима, то есть Королевства Франция до революции 1789 г.
Знал ли этот французский гренадер 1776 г., что пуговиц у него на рукаве на самом деле нет, а введены они будут еще нескоро неведомым ему (семилетним на тот момент) Наполеоном Бонапартом?
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.