Найти тему
Книжный мiръ

«Он такой же великий, как Эйзенштейн»!

Оглавление

К 120-летию со дня рождения одного из самых известных кинорежиссеров ХХ века Михаила Калатозова (1903-1973)

В истории российского кинематографа всего одна «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля -  ее вручили ровно 65 лет назад создателям картины «Летят журавли». Режиссёр фильма – Михаил Калатозов.

Один из самых русских по духу кинематографистов русским по рождению не являлся: Миша Калатозишвили родился в Тифлисе в аристократической грузинской семье. Древнейший княжеский род Амирэджиби прославили известные ученые, военачальники императорской армии России, чиновники высшего ранга. Какое место занял бы в этой достойной когорте Мишико, неизвестно – свои коррективы внесла социалистическая революция. Четырнадцатилетний юноша начал работать на Тбилисской киностудии (да, в то время синематограф развивался очень бурно, захватывая и окраины империи), клеил ленты, ассистировал операторам, затем понемногу стал писать сценарии и даже появляться на экране. В общем, получал обширный и разносторонний опыт для своей будущей профессии, в которой нет и не бывает мелочей. 

«Любой его фильм не повторяется в жанровом отношении, не дублирует своих предшественников. И это не разбросанность режиссера, не отсутствие художественной устойчивости. Он не хочет, он по своей природе не может задерживаться, останавливаться на чем-то одном». (Г. Кремлев)

В 1928 году  рядом с фамилиями Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина и Дзиги Вертова появляется фамилия еще одного молодого режиссера – Михаила Константиновича Калатозова. Его первый авторский документальный фильм «Соль Сванетии», сильный и невероятно красивый, сразу же стал заявкой на создание нового мира в истории кинематографа. Это как раз тот самый фильм, который обязательно должен посмотреть каждый человек, хотя бы один раз в жизни.

«Горючее кончится — на самолюбии прилетит»!

Имя легендарного советского пилота Валерия Чкалова в конце 30-х  гремело и было известно всем гражданам страны Советов. Он первым из летчиков пересек Северный полюс и совершил посадку на территории  Соединенных Штатов, славился своим бесстрашием и непревзойденным мужеством. В 1940 году на Ленинградской киностудии Калатозов приступает к съемкам фильма о «сталинском соколе», как тогда писали в газетных передовицах. Минуло всего два года со дня трагической гибели Чкалова, уже ставшего легендой, и Калатозову удалось показать зрителям не плакатный образ, а живого, яркого, эмоционального человека. Если верить воспоминаниям современников, Чкалов и был таким – отчаянным выдумщиком, бузотером, частенько просиживал на  гауптвахте за нарушение дисциплины. 

«А кто ради озорства коров самолетом пугал, так, что коровы доиться перестали? – Чкалов. Тебе только дай волю, ты к нам в окна залетать начнешь», - как говаривал командир Алешин в картине.

Бытовала легенда о том, что авиатор без особого труда пролетал под арками речных мостов – сложнейший полет под Троицким мостом в Ленинграде, выполненный летчиком-асом Борисенко специально для фильма Калатозова, не удалось повторить более никому. Съемки картины завершались, когда уже гремели пушки Великой Отечественной, и оптимистический фильм «Валерий Чкалов» вселял людям уверенность в будущей победе – разве могли быть сомнения в ином исходе?

Кадр из фильма Михаила Калатозова «Валерий Чкалов». Киностудия Ленфильм (1941)
Кадр из фильма Михаила Калатозова «Валерий Чкалов». Киностудия Ленфильм (1941)

В 1943 году Михаила Калатозова откомандировали в США – полномочным представителем Комитета по делам кинематографии, фактически, с дипломатической миссией, поскольку должность подразумевала не только изучение механизмов работы голливудских студий, но и пропаганду советского кино и установление долговременных деловых контактов. Свои впечатления о поездке мастер описал в книге «Лицо Голливуда»:

«Страна зверобоев и золотоискателей, романтика Джека Лондона. В очертаниях проносящейся внизу земли чудится что-то знакомое… За ревом моторов чудится лай Белого Клыка».  

«Шел ли дальней стороною, плыл ли морем я, всюду были бы со мною, верные друзья».

В послевоенном фильме «Верные друзья» Калатозов впервые обратился к жанру комедии – правда, это оказался его единственный опыт. Картину снимали по сценарию Александра Галича и Константина Исаева «На плоту». Съемки начались  в Москве, а завершились в Ростове-на Дону, поскольку приходилось ловить хорошую погоду – плот разбирали, нумеровали бревна, а на новом месте снова тщательно собирали. Правда, холодная осень вскоре настигла съемочную группу, и актерам ценой героических усилий приходилось работать в легкой одежде и знаменитых тряпочных тапочках на пронизывающем октябрьском ветру, изображая  радость от летнего отдыха. 

Кадр из фильма Михаила Калатозова «Верные друзья». Киностудия Мосфильм (1954)
Кадр из фильма Михаила Калатозова «Верные друзья». Киностудия Мосфильм (1954)

«Кто не вернется, тем памятник до неба, и каждое имя золотом»! 

Всемирную известность пьесе Виктора Розова «Вечно живые» принесла ее экранизация «Летят журавли» Михаила Калатозова 1957 года с Татьяной Самойловой и Алексеем Баталовым в главных ролях. В этом же году в кинотеатрах СССР фильм увидели более 28 миллионов зрителей. Непридуманная трагедия юноши и девушки, разделенных войной, оказалась полностью лишена политической патетики и показного героизма. Отчасти повторилась история двадцатилетней давности, когда пьеса только появилась в рукописи и была отвергнута Главлитом.  Особенно возмущался руководитель страны Никита Сергеевич Хрущев, назвавший Веронику «женщиной легкого поведения», а сам фильм – «идеологически невыдержанным»; к его зычному гласу присоединились и многочисленные критики, отметившие, что глубокие темы, с которых началась картина, в итоге разменяли «на мелочь душевных изломов и киноэффектов».

Кадр из фильма Михаила Калатозова «Летят журавли». Киностудия Мосфильм (1957)
Кадр из фильма Михаила Калатозова «Летят журавли». Киностудия Мосфильм (1957)

Триумф фильма «Летят журавли» за рубежом оказался поистине грандиозным: на Международном Каннском фестивале картина получила «Золотую пальмовую ветвь», призы  на кинофестивалях в Чехословакии, Ванкувере, Мехико и США, а молодая актриса Татьяна Самойлова стала лауреатом Премии жюри XI Каннского фестиваля как «Самая скромная и очаровательная актриса». В СССР о международном признании фильма почти ничего не сообщалось, лишь в маленькой заметке «Известий» вскользь  упомянули, что первый приз фестиваля получил советский фильм. О режиссере Михаиле Калатозове и гениальном операторе Сергее Урусевском не было сказано ни слова.

Знаменитый французский кинорежиссер и актер  Клод Лелуш признавался, что и спустя много лет он постоянно пересматривает шедевр советского кинопроизводства: 

«Он не устарел ни в чём, по-прежнему великолепен. Я не видел более прекрасного фильма из России. Думаю, я в принципе не видел фильма лучше этого. Не кино, а чудо. Хотя в СССР было немало гениев…». 

Картина  «Летят журавли» стала настоящим символом своего времени, эмблемой гражданского и личного мужества, которое нельзя ни подделать, ни сымитировать. Война оказалось проверкой для каждого героя фильма, где вечно живыми стали те, кто не прятался за чужой спиной, вставая навстречу смерти, жертвуя собой ради других.  

Когда Виктора Розова спрашивали, почему именно так назван фильм, снятый по его сценарию, то он всегда признавался:

«Пришло в голову, понравилось, вот и всё. Что-то в поднебесном журавлином полёте есть от вечности».
Кадр из фильма Михаила Калатозова «Летят журавли». Киностудия Мосфильм (1957)
Кадр из фильма Михаила Калатозова «Летят журавли». Киностудия Мосфильм (1957)

Последующие две картины Калатозова и Урусевского — «Неотправленное письмо»  и «Я — Куба» отличались превосходной операторской работой и мастерской режиссурой, но до широкой публики как-то не дошли – их не особенно тиражировали. Наверное, потому, что в «Неотправленном письме», по словам кинокритика Юрия Богомолова, «подвергается деконструкции традиционный лирический герой, соответствовавший прежней политической и социальной, довоенной, повестке: человек лишь часть целого, он — социальная функция, а не его внутренний мир».

Кадр из фильма Михаила Калатозова «Неотправленное письмо». Киностудия Мосфильм (1959)
Кадр из фильма Михаила Калатозова «Неотправленное письмо». Киностудия Мосфильм (1959)

Сценарий для художественного фильма  «Я — Куба» написал Евгений Евтушенко по мотивам собственной одноименной поэмы, в которой заметил, что в кубинской революции «Россия видит молодость свою». Поэтическое осмысление кубинской социальной перестройки, переданное на экране в черно-белом изображении, также не прижилось на широком экране, и возродилось только  в 90-х благодаря стараниям  Мартина Скорсезе и Фрэнсиса Форда Копполы.

Всего за четыре года до смерти Михаил Калатозов снял свой последний фильм «Красная палатка» об экспедиции Умберто Нобиле, спасенной экипажем советского ледокола «Красин» - настоящий международный проект с участием мировых кинозвезд Шона Коннери и Клаудии Кардинале.

Кадр из фильма Михаила Калатозова «Красная палатка». Киностудия Мосфильм (1969)
Кадр из фильма Михаила Калатозова «Красная палатка». Киностудия Мосфильм (1969)

Преодоление. Все фильмы Михаила Калатозова именно об этом – вечная борьба со стихией, с явным и скрытым врагом, с чуждой идеологией, бюрократизмом, с самим собой, наконец. В центре повествования – всегда человек, вынужденный отстаивать своё право на жизнь, на свободу, на творчество. И обязательно побеждающий в этой борьбе. 

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!