Найти тему
Владислав Панкратов

Как хотели Калининскую линию продлить в Некрасовку

Оглавление

Друзья, наткнулся на довольно любопытный исторический проект продления Калининской (желтой) линии в Некрасовку и хочу им поделиться с Вами.

Продление Калининской линии в Некрасовку.
Продление Калининской линии в Некрасовку.

Вернёмся в прошлое, в 2007 год. Мэр города — Лужков Юрий Михайлович. Никакого Собянина на посту градоначальника — нет. Москвы до Калужской области — тоже нет.

Между правительствами Москвы и Московской области ведутся переговоры о передаче в столицу территорий "Люберецких Полей".

Спутниковый снимок Люберецких Полей от 2009 года до включения в состав Москвы. Google Карты.
Спутниковый снимок Люберецких Полей от 2009 года до включения в состав Москвы. Google Карты.

Люберецкие Поля — в тот момент пока ещё не освоенные территории Люберецкого района вблизи Москвы и МКАД. Ранее использовались в качестве полей аэрации до постройки Люберецкий очистных сооружений.

Сегодня Люберецкие Поля — это микрорайон Некрасовки, района Москвы.

Москва хочет застроить пустующие просторы жилыми домами и построить крупную произведственную площадку в Косино-Ухтомском (ныне промзона "Руднёво") для обеспечения горожан рабочим местами.

Будущий район нужно обеспечить транспортом, ведь планируется построить колоссальный по масштабу новый спальный район Москвы (до ~200 тысяч населения).

Забегу вперёд и скажу, что даже сегодня Некрасовка и окрестности до сих пор полностью не застроены.

Москва и Подмосковье заключают соглашение и Москомархитектуре поручают проработать над транспортным обслуживанием Люберецких Полей.

Распоряжение о реализации совместного инвестпроекта на территории Люберецких полей. Скриншот с сайта Мэрии Москвы.
Распоряжение о реализации совместного инвестпроекта на территории Люберецких полей. Скриншот с сайта Мэрии Москвы.

И однажды в Москомархитектуре решают провести внеуличный транспорт к новым территориям через район Косино-Ухтомской, где не так давно построили крупный микрорайон Кожухово в годах 2004-2006.

Таким образом разрабатывается проект продления Калининской линии в Кожухово.

Продление Калининской линии в Кожухово

Существовала два варианта продления.

Первый вариант. От станции метро «Новокосино» до Лухмановской улицы.

Новый участок Калининской линии начинался бы от станции «Новокосино»*, (нынешней конечной Калининской линии) и дальше шёл вдоль Носовихинского шоссе, где линия повернула на юг в сторону Никольско-Архангельского проезда.

* — Саму станцию "Новокосино" только начали строить в 2009 году. Её открыли в 2012 году.

Далее линия пошла бы под Салтыковским лесопарком по прямой от Никольско-Архангельского проезда и вышла бы к Лухмановской улице, где могла быть новая конечная на Калининской линии.

Участок Калининской линии от станции Новокосино в району Кожухово. Схема от nashtransport.ru.
Участок Калининской линии от станции Новокосино в району Кожухово. Схема от nashtransport.ru.

Трассировку отмененного продления Калининской линии предлагаю посмотреть на карте:

https://yandex.ru/maps/-/CDqxVEpu

Теперь давайте разберём ранее планируемое размещение станций метро первого варианта, а ко второму придём чуть позже.

Станция «Никольско-Архангельская»

Могла быть размещена на пересечении Никольско-Архангельского проезда и улицы Галины Вишневской (Проектируемый проезд № 326) на границе Москвы и Московской области.

Станция "Никольско-Архангельская" Калининской линии на карте Москвы.
Станция "Никольско-Архангельская" Калининской линии на карте Москвы.

Вблизи этой станции находятся: Новокосинский автобусный парк, склады, строительный рынок, крематорий и кладбище.

Мягко говоря, для полноценной станции метро трафик здесь не был бы высокий. Даже если перенаправить общественный транспорт из Подмосковья на эту станцию.

Хотя, я и уверен в способности Московской области выдать разрешения на застройку всех доступных клочков земли)

Строительство «Никольско-Архангельской», скорее всего, нужно было в качестве эвакуационного выхода, т.к. перегон от "Новокосино" до Кожухово был бы длиннее 3 километров. По нормативам — требуется построить эвакуационный выход или станцию метро.

Схема станции "Никольско-Архангельской" Калининской линии. Взята с nashtransport.ru.
Схема станции "Никольско-Архангельской" Калининской линии. Взята с nashtransport.ru.

Тем не менее, на «Никольско-Архангельской» планировалась аж два вестибюля (!) — северный и южный.

В наше время это не позволительная роскошь, что даже на довольно важных и нагруженных станциях не строят дополнительные выходы, экономя бюджет.

Станция «Красковская» (Вариант № 1)

Приблизительное местоположение на карте станции "Красковская" Калининской линии из первого варианта продления.
Приблизительное местоположение на карте станции "Красковская" Калининской линии из первого варианта продления.

Планировалась к размещению к западу от Лухмановского сквера вблизи 2-й Красковской улицы в 9-м микрорайоне Кожухово.

У жителей дома по адресу Лухмановская улица, 17 метро могло быть буквально под окнами =)

Станция «Лухмановская» (Вариант № 1)

Местоположение на карте станции "Лухмановская" Калининской линии.
Местоположение на карте станции "Лухмановская" Калининской линии.

Станция «Лухмановская» была бы размещена на одноименной Лухмановской улице между улицей Руднёвка и Святоозёрской улицей.

Новая конечная Калининской линии. Куда бы пошла дальше линия при таком раскладе — история умалчивает)

Второй вариант продления Калининской линии

Следующий вариант продления схож с первым вариантом. Расположение Никольско-Архангельской станции одинаковое, но далее линия пошла бы немного в бок на запад к Салтыковской улице в Кожухово.

Продление Калининской (Желтой) линии в микрорайон Кожухово района Косино-Ухтомский. Схема с форума "Наш Транспорт".
Продление Калининской (Желтой) линии в микрорайон Кожухово района Косино-Ухтомский. Схема с форума "Наш Транспорт".

Вблизи будущего Косинского шоссе (части Северо-Восточной хорды/Московского скоростного диаметра) линия уходила бы на восток и практически повторяла трассировку современной Некрасовской линии вплоть до элетродепо "Руднёво".

Станция «Салтыковская» (Вариант № 2)

Схема станции "Салтыковская" Калининской линии с форума "Наш Транспорт".
Схема станции "Салтыковская" Калининской линии с форума "Наш Транспорт".

Была бы размещена вдоль Салтыковской улицы между улицей Дмитриевского и Святоозёрской улицей.

Станция «Кожухово» (Вариант № 2)

Схема станции "Кожухово" Калининской линии с форума "Наш Транспорт".
Схема станции "Кожухово" Калининской линии с форума "Наш Транспорт".

Конечная станция Калининской линии при втором варианте продления.

Размещение станции «Кожухово» практически полностью соответствует местоположению построенной «Лухмановской» Некрасовской линии.

Для обслуживания линии по второму варианту предполагалось построить отдельное депо в Руднёво, что также произошло в случае с Некрасовской линией.

Дополнительные варианты

В ходе проработки Кожуховской линии (рабочее название Некрасовской линии) была идея продлить Калининскую линию только до "Салтыковской", где была бы организована пересадка на новую линию метро в Люберецкие Поля. Урезанный вариант № 2.

Предпроектные предложения по трассировке новой линии метрополитена из района Косино-Ухтомский (Кожухово) в центральную часть города. Схема с Nashtransport.ru.
Предпроектные предложения по трассировке новой линии метрополитена из района Косино-Ухтомский (Кожухово) в центральную часть города. Схема с Nashtransport.ru.

В утвержденной редакции генерального плана Москвы 2025 год тоже есть продление:

Продление Калининской линии и её соединение с Некрасовской (тогда — Кожуховской) линией. Из Генплана Москвы 2025.
Продление Калининской линии и её соединение с Некрасовской (тогда — Кожуховской) линией. Из Генплана Москвы 2025.

Но Калининскую линию в итоге так и не продлили и Новокосино остаётся конечной по сей день.

Будут ли продлевать Калининскую линию в Некрасовку по старым планам?

Думаю, что нет. Попробую объяснить почему:

  • 1) Высокая стоимость строительства.

Нужно построить ~6 км линии метрополитена через лесопарковую территорию, а также возвести станцию (или эвакуационный выход) у крематория с нулевым пассажиропотоком для метрополитена.

Пока в городе существуют более приоритетные проекты (Рублёво-Архангельская линия, Бирюлёвская линия и т.д.), где "выхлоп" от них будет за куда меньшую стоимость, т.к. проходят по существующей плотной жилой застройки с перспективой застройки бывших промзон.

Для справки. Стоимость продления Арбатско-Покровской линии метро в Гольяново на перегон в ~3 км составляет 26 млрд. рублей.

2) Некрасовская линия не загружена и Калининская линия заберёт у неё пассажиров.

Линия в Некрасовку задумывалась как альтернатива Таганско-Краснопреснеской линии, к тому же её построили только до Большой Кольцевой линии.

По задумкам проектировщиков, Некрасовская линия не пойдёт дальше в центр, а продублирует южный участок МЦК и соединится с Троицкой линией. Это сделано для развития территорий вне центра.

Что характерно, пассажиры такую задумку проектировщиков не оценили и фиолетовая линия продолжает быть самой загруженной линией Московского метрополитена.

А если продлить Калининскую линию в Некрасовку, то скорее всего, какая-то часть пассажиров пересядет на неё, что больше уменьшит значимость Некрасовской линии до более низких показателей.

  • 3) Калининская линия и так загружена.

В наши дни, восточный участок жёлтой линии крайне загружен, как и фиолетовая линия. Открытый в сентябре 2023 года четвертый диаметр (МЦД-4) должен помочь несколько разгрузить Калининскую линию, но пока статистика по пассажиропотоку в абсолютных цифрах только набирается.

Если в случае с продлением метро в Гольяново поможет разгрузить "Щёлковскую", т.к. это существующие пассажиры, которые просто будут заходить в метро на станцию раньше.

То с продлением Калининской линией, это добавит новых пассажиров на и так загруженную линию, т.к. условный житель Некрасовки или мкр. Красная Горка в Люберцах сможет воспользоваться Калининской линией.

Тем не менее, в Московском метрополитене есть успешные примеры продления линий метро через природные комплексы со строительством промежуточной станции или эвакуационного выхода:

  • Продление Бутовской линии до станции «Новоясеневская» Калужско-Рижской линии со строительством станции «Лесопарковая» у МКАД.
  • Продление Арбатско-Покровской линии в Строгино со строительством эвакуационного выхода «Троице-Лыково».

Продление Калининской линии в сторону мкр. Железнодорожный (г. Балашиха)

В одной из предварительных редакций Генплана Москвы 2025 было предложение продлить Калининскую линию от "Новокосино" на один перегон ~1.3 км и разместить новую станцию вдоль Носовихинского шоссе между ул. Академика Челомея (г. Реутов) и Никольско-Архангельским проездом ближе к ТЦ "Реутов-Парк".

Планируемая станция Калининской линии вдоль Носовихинского шоссе из предварительной редакции Генплана Москвы 2025 года. Взято с retromap.
Планируемая станция Калининской линии вдоль Носовихинского шоссе из предварительной редакции Генплана Москвы 2025 года. Взято с retromap.

Эта безымянная станция могла бы забрать на себя трафик с "Новокосино". И на ней можно организовать транспортно-пересадочный узел (ТПУ) для автобусов и маршруток Подмосковья, чтобы общественный транспорт не шёл дальше в центр района Новокосино.

В последующих планах её уже никогда не рисовали, но техническая возможность продлить линию осталась.

О возможном продлении жёлтой линии дальше в Железнодорожный (бывший город, в наше время — микрорайон Балашихи) в официальных документах, как Москвы, так и Подмосковья, также не находил информацию.

Но здесь есть дополнительный фактор выступающий против продления линии в Подмосковье — это другой субъект Федерации.

Москва может строить метро или дороги на территории Подмосковья, когда это нужно городу или это взаимовыгодно.

К примеру, часть Арбатско-Покровской (синий) линии проходит по территории Подмосковья, это нужно было для продления линии в Митино. Станции "Котельники" или то же "Новокосино" построены частично на территории Московской области.

Но здесь же всецело придётся строить линию метро самой Московской области. Её муниципалитеты (городские округа) частично могут себе позволить строить метро, без учёта помощи самого региона. Муниципалитеты этого не делают по ряду причин (это уже отдельная тема для разговора), как и слабо развивают транспорт в целом.

Да и нужно ли продлить линию классического метрополитена?

В микрорайоне Железнодорожный построили отдельную станцию МЦД-4 — "Железнодорожная". Вместе с "Ольгино" в пешей и транспортной доступности для почти всего города есть линия наземного метро — МЦД-4.

Для автомобильного и наземного общественного транспорта планируют реконструировать Носовихинское шоссе, что тоже поможет добираться жителям до жёлтой линии.

В перспективе, Московская область когда-нибудь построит скоростной трамвай (ЛРТ) в Подмосковье, в том числе и Железнодорожном.

Схема планируемого Подмосковного ЛРТ в Некрасовке, Железнодорожном и Балашихе.
Схема планируемого Подмосковного ЛРТ в Некрасовке, Железнодорожном и Балашихе.

На этом всё, вот так вот познакомил Вас со старыми планами продления Мосметро)

Спасибо за прочтение статьи! =)

Приглашаю подписаться на мой канал и буду рад, если поставите оценку статье. Это поможет выходу новых материалов :)

Нужно ли продлять Калининскую линию сегодня по старым планам? Или следует проложить продление по другому? Или вообще ничего не делать? Пишите в комментариях =)