Приветствую!
Давайте попробуем разобраться в следующем вопросе:
Гипотетическая возможность продления Московского метрополитена в ближайшие подмосковные города-спутники Москвы.
Для ленивых читателей отвечаю сразу на вопрос в заголовке: Могут, но с натяжкой.
Предыдущие попытки строительства метро в Подмосковье.
Для начала вспомним, что пешая доступность (в пределах ~10-15 минут или до 1-1.5 км пешком от дома) до метро на данный момент есть на территории четырёх Подмосковных городов:
- 1) Красногорск. Станция метро «Мякинино».
- 2) Реутов. Метро «Новокосино».
- 3) Котельники . Метро «Котельники».
- 4) Люберцы. Станции метро: «Котельники», «Жулебино», «Лермонтовский проспект», «Косино», «Лухмановская», «Некрасовка» и «Улица Дмитриевского».
Большинство этих станций находятся на территории Подмосковья лишь частично, от них введут выходы из метро в эти города.
Только станция метро «Мякинино» расположена полностью на территории Московской области. Она до сих пор не передана на баланс метроп
Москва не стремится строить метро в Подмосковье по ряду причин:
- Проблемы земельно-имущественного характера, связанные с изъятием и выкупом недвижимости под метро на территории соседнего региона.
- Оформление разрешений и согласований с органами власти Подмосковья, у которых нулевой опыт работы в метростроительстве.
Это два главных фактора затягивания сроков строительства, а ниже уже последствия для остальных пассажиров и жителей Москвы.
- Риск перегруза линии метро пассажирами Московской области. Так называемый «эффект «Выхина».
- Стимулирование роста численности населения Подмосковья, которые будут работать непосредственно в Москве.
Опустив все эти факторы, допустим, что Москва разрешает Подмосковью (региону и его муниципалитетам) строить метро на своих условиях.
Условия продления.
Не просто так же будем отдавать Мосметро на "растерзание")
- 1) Со стороны Москвы до границы города/области метро строится за московский бюджет, а дальше: "Проектируйте и стройте сами", — что называется. Только электродепо строит Москва.
- 2) После ввод в эксплуатацию станций, линий, включая все технические сооружения, и получения разрешительной документации — все объекты метро передаётся на баланс ГУП «Московский метрополитен».
- 3) Не все поезда будут следовать до конечных (т.е. новых участков в МО), а только каждый второй/третий поезд. Для равномерной нагрузки пассажиропотока линии, чтобы пассажиры в Москве могли зайти в вагоны.
- 4) Московская область может строить торговые центры, жилые комплексы, бизнес-центры и всё что угодно возле будущих станций. Никто этого не запрещает.
- 5) Обязательно перенаправить весь трафик конкретного направления автобусов и маршруток из МО к новой станции метро. Устроить автовокзал заМКАД на территории МО.
Получается так:
- ГУП «Московский метрополитен» не теряет доходов с пассажиров, зашедших в метро на территории МО, а также может сдавать площади под коммерческую деятельность. Те же кофемашины, банкоматы, рекламные стенды.
- Муниципалитеты МО (городские округа, бывшие районы) получают больше денег из земельного налога и налога на имущество физ. лиц (простых граждан) из-за роста кадастровой стоимости объектов.
- Область получает новых налогоплательщиков (жители, работники новых предприятий/организаций возле метро).
- Москва получает на какое-то время меньший трафик личных авто и ОТ на одном направлении. Город в конечном итоге выигрывает от притока новой рабочей силы, которые платят НДФЛ и тратят деньги в самой Москве.
- Граждане ежедневно экономят 15-60 минут времени на поездках агломерации.
Бюджеты городских округов Московской области.
Нужно узнать сколько денег есть у муниципалитетов.
Для этого я беру цифры доходов бюджета конкретного городского округа на основании: "Отчёта об исполнении бюджета *Название_городского округа* за 2019 год".
Например, отчётность Одинцовского городского округа за 2019 год.
2019 год выбран не случайно, т.к. это предыдущий стабильный год, когда не начался нефтекоронокризис и местные бюджеты не были подвержены субсидированию из федерального бюджета, по причине которого практически каждый муниципалитет страны показал более лучшие финансовые показатели чем до кризиса.
Всего рассматриваю бюджеты следующих городских округов: Долгопрудный, Химки, Красногорск, Одинцово, Ленинский городской округ (г. Видное), Котельники, Люберцы, Балашиха, Реутов, Мытищи.
Некоторые из округов считаю совместно, т.к. чисто гипотетически, продление некоторых станций метро могут взаимовыгодны нескольким муниципалитетам. Это: 1) Котельники + Люберцы и 2) Балашиха + Реутов.
Официально, в Долгопрудном, Ленинском горокруге, Котельники и Люберцы пока не планируют строить новые станции метрополитена. Но мы их тоже рассмотрим в рамках этой статьи.
Также, возьмём статистику Росстата по населению муниципалитетов на 1 января 2020 года. Потребуется позже.
Полученные данные вынесу в отдельную таблицу:
Стоимость строительства метрополитена.
Узнаем стоимость строительства 1 км линии метрополитена мелкого заложения в Московском регионе и находим пример:
Стоимость строительства Большой Кольцевой линии Московского метрополитена от м. «Каширская» до м. «Нижегородская» составляет ~58 млрд. рублей за ~11 км путей с возведением станций.
Получается ~5.2 млрд. рублей за 1 км. Это без учёта проектирования, выполнения дополнительных работ (закупка и монтаж эскалаторов) и прочее-прочее.
Уже не мало, но учитывая стоимость работ в Московской области, может выйти немного дешевле чем внутри МКАД.
Как долго строят метро?
Некрасовскую (ранее — Кожуховскую) линию метрополитена строили с 2013 года, проект планировки был готов в 2012 году. Первый участок линии открыли в 2019 году. Т.е. от проекта планировки (проектирования) до открытия станции заняло ~8 лет, включительно.
Но это новая линия. Тем не менее, нам нужен пример насколько продлиться стройка, ведь выплаты из бюджеты будут не единоразовые, а разбиты по годам.
Москва может строить станцию метро за 4 года (открываемая в ближайшие недели станция метро «Карамышевская»), может за 6 лет («ЦСКА»).
Сколько могут тратить города Московской области на стройку метро?
Городские округа могут тратить вплоть до 20% в год своего дохода на инвестиционную программу (строительство детсада, школы, спортивного объекта, благоустройство и т.д.). Пример, презентация "бюджет для граждан г. Химки".
Это конечно применимо не ко всем округам. Все они разные, ситуация у каждого округа индивидуальная.
Строительство метрополитена важное событие для городского округа, которое может затронуть жизнь значительной части жителей муниципалитета. И поэтому такие траты могут быть вполне обоснованы.
Давайте подсчитаем, сколько могут тратить в год бюджеты горокругов, исходя из доходов бюджетов. Подсчитаем по 5%, 10%, 15%, 20%. От умеренных значений до "все силы на стройку метро".
Траты бюджетов городских округов на строительство метро в 5% от доходов:
Даём на строительство метро 10%:
Выдадим 15%, выборы же скоро:
Застройщики нас пинают, подарки не получим, давайте 20%:
Теперь нужно разобрать конкретные примеры с действующими планами по продлению Мосметро на территории Московской области.
Официально планируемые станции метро в МО:
1. Давайте возьмём Мытищи и продление Калужско-Рижской линии на две станции «Челобитьево» и «Борисовская». Длина участка на территории области ~3.3 км, т.е. приблизительная стоимость работ по строительству станции 17 млрд. 160 млн. рублей.
И разобьём работы по годам:
Мытищи может построить эти две станции метро за 8 лет, только если будут тратиться практически 20% всей доходной части бюджета городского округа.
С одной стороны, доходы муниципалитета с каждым годом будут потихоньку расти из-за прироста населения и улучшения экономики в целом.
С другой стороны, один крупный кризис и метростройка превращается в долгострой, ибо в местном бюджете нету денег на строительство метро.
2. «Балашихинская» линия метро. Эту линию ещё только предстоит построить. Давайте представим, что Москва начала вот прямо сейчас строить линию и решается вопрос со строительством её продолжения в Балашихе до железнодорожной платформы «Стройка», где планируется станция метро.
От МКАД до платформы 1.3 км. Стоимость работ 6 760 000 000 рублей.
И вот что получается:
Балашиха могла бы хоть сейчас начать строить целую одну станцию, будь Московское метро рядом.
А что если Балашиха и Реутов полностью построят «Балашихинскую» линию метро от ст. м. «Нижегородская» до платформы «Стройка?» Это 11.2 км путей за 58 млрд. рублей!
Получается:
Даже если Балашиха и Реутов будут тратить 20% своих доходов сейчас (~3.7 млрд рублей) этого бы не хватило. Нужно как минимум в два раза больше денег из бюджета.
Опустим такие вопросы как: Почему эти муниципалитеты строят метро на территории Москвы; Зачем это Реутову.
В принципе, результат не настолько плох, как сам предполагал. Балашиха наращивает численность населения, только ещё вопрос в низкой плотности населения.
До нынешних жилых домов метро далековато вести придётся и скорее всего наличие метро не изменит привычный путь добираться до него на автобусе. Хотя и значительно сократит время в пути.
3. «Молжаниновская» линия метро. В сторону Зеленограда через Химки планируется провести метро в отдалённой перспективе. Представим, что линию уже начали строить.
Вопрос в проведении её по территории г. Химки. Либо Химки строят на своей территории самостоятельно, либо Москва проводит линию в обход техзону продления Арбатско-Покровской линии в Куркино.
Возьмём округлённую длину в 4.7 км на территории области, получается ~24.440 млрд. рублей и получаем:
Пока у Химок не хватит денег на самостоятельную стройку линии метро в таком объёме на своей территории. (Максимум 20% бюджета выходит только 2.349 млр. рублей в год).
Ещё ожно рассчитывать на помощь инвесторов. (ТРЦ "МЕГА")
4. Продление Филёвской линии в Одинцово от Сколково. Москва так или иначе планирует провести метро в Сколково, но вот сможет ли Одинцово построить две станции метро у себя?
Округлим длину участка до 5.6 км, т.е. получается ~29.120 млрд. рублей за этот участок линии.
Одинцово тоже не сможет потянуть эту метростройку, однако здесь нет нужды сразу строить станцию метро до центра города.
Поэтому будь сейчас Филёвская линия подведена к Сколково, то городской округ мог бы построить станцию метро на пересечении Можайского шоссе и ул. Говорова.
Помощь регионального бюджета.
Допустим ещё более фантастический сценарий.
Вместо условно-бедных муниципалитетов, метрополитен на территории Московской области будут строится за региональные деньги + муниципальные деньги.
Московская область (регион) будет тратить определённую часть своего бюджета на метрополитен в том или ином муниципалитете, исходя из его численности населения.
Эта методика подсчёта не совсем верная, т.к. условному жителю бывшего г. Железнодорожный (ныне мкрн. г.о. Балашиха) не будет заметен эффект от метро, которое будет в 5 км от него.
Но что есть, то есть.
У Московской области за 2019 год доходная часть бюджета была 572 336 560 000 рублей. Из них область потратила на развитие транспортного комплекса 74 млрд. рублей.
Из этой цифры будет считать проценты сколько можно ежегодно дать денег тому или иному муниципалитету на строительство метро. Получается так:
По такой методике подсчёта вполне реально построить 1 км линии метро и более ежегодно практически везде, кроме Котельников.
Несмотря на высокую плотность населения, по численности населения Котельники выбывает из подсчёта.
Общее сравнение.
Напоследок предлагаю сравнить стоимость строительства условного 1 км линии метро со сроком строительства и городскими бюджетами.
Для строительства 1 км линии метро за 4 года требуется в год 1 300 000 000 рублей.
1 км линии слишком мало для проведения метро от Москвы в жилые массивы Московской области. Сравним участок посерьёзнее.
Для строительства 3 км линии метро за 4 года требуется в год 3 900 000 000 рублей. Сейчас ни один муниципалитет не сможет такую стройку. Поднимем срок строительства.
----
Для строительства 3 км линии метро за 6 лет требуется в год 2 600 000 000 рублей.
С натяжкой (20% бюджета) смогут построить метро только Красногорск, Одинцово и Балашиха.
Балашиха и Реутов смогут построить метро при совместных тратах 15% своего бюджета. Это тоже достаточно много.
---
Сравним с 8 летним сроком строительства 3 км линии метро. В реальности такие сроки закладывать никто не будет, т.к. это вызовет ещё больший срыв графиков. Для такого режима в год потребуется 1 950 000 000 рублей.
С тратами 15% доходов бюджета 3 км метро смогут построить в Красногорске, Одинцово, Балашихе и Балашихе + Реутов.
С 20% тратами можно уже строить в Химках, Люберцах, Люберцы + Котельники и Мытищи.
Итого
Мы выяснили, что некоторые города Московской области могут уже сейчас позволить себе строительство метро, если бюджет будет свёрстан под максимальное использование всей инвестиционной части бюджета на строительство метрополитена.
Но этого делать никто не будет, т.к. город фактически на десятилетие прекратит себе строить детсады, школы, спортивные объекты, поликлиники, благоустраивать территории и т.д. Лишь сможет обслуживать существующие объекты.
Московская область может помочь своим городам построить метро, но по какой-то причине этого не делает. Возможно, нынешние власти Москвы не разрешают этого делать из-за риска перегруза продлеваемых линий метро в Подмосковье.
На мой взгляд дело в МЦД. Уникальный случай, когда федеральные власти фактически дают деньги на развитие «наземного метро» в Подмосковье и Москве, при этом Московская область не тратит ни одного рубля.
P.S. Спасибо за прочтение статьи! Буду рад если Вам понравилась статья. Не забудьте поставить оценку статье и подписаться на мой канал. Любая реакция подписчиков мотивирует делать новый контент.