Некоторые люди могут подумать, что я сейчас снова заведу свою заунывную шарманку: мол, какие нехорошие, невнимательные родители у деток, с которыми мы с коллегой занимаемся у себя на работе в спецучреждении для детей с особенностями развития.
Но... нет. Я в данной ситуации - не то что на стороне мамы ребенка! Да я бы, как мама, растерялась и испугалась еще больше, чем мама той особенной девочки, о которой сейчас напишу.
Девочка Д.
Очередная воспитанница, недавно проходившая курс у нас в стационаре. Девочке 12 лет, внешне она очень рослая, крупная, с большими руками, но личико при этом - совсем детское, гладкое, с младенческой пухлостью, а взгляд наивный и вопросительный.
У Д. достаточно серьезные ментальные нарушения (точные диагнозы педагогическим работникам теперь не сообщают, а по "догадкам" - не стану говорить, хоть и многое в поведении ребенка выдает именно то, о чем я думаю).
Ребенок нигде толком не "облечивался", т.к. живет в маленьком городишке нашей области, где подобных детских лечебных учреждений нет (зато есть интернат!), а в какие-либо другие места врачи направлений не давали. Да что там, как говорит мама, она и о нашем учреждении узнала случайно, так сказать, "от знакомых свёкра сестры кумы мужа двоюродной сестры". А потом, через полгода разнообразных волокит, они, наконец, попали к нам.
Девочка Д. в учебе и в работе
Так же как и другие дети смены, Д. ходила на занятия ко мне в кружки (и "поделочный", и "музыкально-театрально-игровой").
- Очень исполнительная, старательная. Нервничает, если что-то не получается, но дело не бросает, а начинает работать заново.
- У Д. - очень живая, эмоциональная речь, наполненная интересными эпитетами.
- Да и сама Д. хоть и избирательна в контактах, любит время от времени "поговорить по душам".
- Кстати, Д. учится в 6 классе интерната "для УО детей" (единственное заведение в поселке, близкое им и по профилю, и по расстоянию от дома).
- Конечно, таких предметов, как иностранные языки, информатика и т.п., в этой школе нет. Только русский язык, математика, чтение, музыка, физкультура и… много часов трудовых дисциплин.
Девочка Д. на кружковом занятии
На занятие ко мне Д. пришла… с куклой. Ну да ничего, мы привыкли, что к нам на уроки ребят приводят и с машинками, и с булками, и со включенными мультиками на телефонах (ага, а потом пол-урока нужно отнимать посторонний предмет, или скакать-отвлекать, дабы к теме занятия перейти). Посему, заходи, пожалуйста, только куколку посади вот на этот стульчик. А мы пока займемся другим делом (оригами).
Между прочим, фигурки-оригами Д. складывала замечательно, а в процессе работы - легко и непринужденно вела беседы (даже порой становясь инициатором).
И вот однажды, на одном из занятий…
Во время складывания поделки, Д., ни с того ни с сего, спрашивает меня:
- Извините, пожалуйста. Скажите, а вы любите цветы? А?
А я… ну честно. Не люблю. Не моё! Не вижу в них особой красоты и не понимаю, почему некоторые люди чуть ли не культ из них делают, тратя на них огромные деньги, а потом еще и ухаживая как за детьми.
Вот так и отвечаю Д., только в более мягкой, "детской" форме.
Вижу: Д. обрадовалась и улыбнулась. Говорит:
- Ой, как здорово! Я тоже не люблю. А меня заставляют их любить! Но я не хочу, не хочу! Мама не понимает, ругается. И вообще, меня ТОЛЬКО ДРУЗЬЯ понимают и жалеют. Но мама ненавидит моих друзей и кричит на меня из-за них.
- А кто же тебя тогда заставляет любить цветы? И зачем? - спрашиваю у девочки.
В общем, оказывается, у класса, где она учится, специализация - "цветоводство". А т.к. трудовых часов в школе много, то и цветоводства в повседневной жизни Д. выходит с избытком. Вот и надоели ей эти цветы хуже горькой редьки.
А в другой класс, со "швейной" специализацией, ее не взяли (по причине, опять же, диагноза, о котором умалчивают).
Но!
Раз уж есть у девчонки друзья, то, наверное, все не так уж плохо.
Только вот почему мама их не любит? Ведь, судя по рассказам Д., они - ребята неплохие, раз понимают и поддерживают девочку. Может, просто хулиганят или шумят у Д. в гостях, вот мама и сердится?
- А расскажи, пожалуйста, про своих друзей, - прошу я Д.
Она улыбнулась, засветилась:
- Ой, да, сейчас! Только вы тогда разрешите мне телефон достать? Я покажу вам!
Разумеется, разрешаю. Самой же интересно.
Д. достает из кармана телефон, открывает галерейку с фотоснимками, показывает и рассказывает:
- Вот, смотрите: это - Лера, это - Марьяна, это Алена, а эти - Нюша и Андрюша. А вот эта, в красном платье - Ника, мы с ней познакомились на моем дне рождения!
Смотрю… молчу… Хорошие, четкие снимки. А на них... куклы!
Все - КУКЛЫ!
В разных стилях, с разными прическами, разных фактур, стоячие, сидячие, с пластиковыми или резиновыми лицами. И "групповое фото" с полным диваном кукол!
И все куклы в камеру смотрят искусственными глазами!
Уух, аж не по себе!
- М-м-милые какие, - выдавливаю из себя.
- Да они самые лучшие, - отвечает Д. с улыбкой, - они разговаривают со мной, утешают, дают советы. А я слушаю и делаю так, как они говорят. Я всегда делаю ТАК, как ОНИ мне ГОВОРЯТ!
Шта???
Я - сглотнула. Спрашиваю (неуверенно так):
- А советы, наверное, они же только хорошие и добрые дают, правда?
- Угу, - отвечает Д, - но… мама всё равно их никого не любит!
… В конце занятия, когда Д. выходила из кабинета, не забыв забрать со стульчика свою верную кудрявую пластиковую подружку Наденьку, мама, посмотрев на дочь, устало сказала:
- Ох, как же ты уже достала со своими куклами! Учти, всех выкину! Всееех!
А я стояла и думала: странное это ощущение, когда жалость и страх сливаются вместе. Или я все же "перекручиваю"?
В общем, пожелаю дорогим читателям - всегда и вовремя иметь в голове верные, светлые и полезные СВОИ мысли, а за советами обращаться - лишь в исключительных случаях.
Всем добра и удачи!