Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников средней группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Уважаемые коллеги, подписывайтесь на мой канал! Хочу быть вам полезной.
В конце статьи - "волшебная фраза" специально для Тебя на сегодня))
Занятие № 26.
Задачи:
Продолжать формировать представление о (об):
· цифрах как условных знаках, обозначающих числа (уровень узнавания) – цифры «1,2,3,4,5,6,7,8».
Продолжать развивать умение:
· сосчитывать группу предметов количественным и порядковым счетом (1,2,3,4,5,6,7,8);
· устанавливать отношения между группами предметов практическим путём приложения и опосредованно (через число, полученное в результате счета);
· сравнивать предметы по высоте с помощью глазомера и практически;
· строить сериационные (упорядоченные ряды) и словами описывать отношения по высоте между их элементами;
· ориентироваться в окружающей обстановке в направлении от себя.
Воспитывать:
· культуру познания, интеллектуальные чувства;
· чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.
Демонстрационный материал: изображения зверей (8 шт.) на магнитной основе; цифры от «1» до «8».
Раздаточный материал: изображения зайчиков и капусты (по 9-10 шт. на каждого ребёнка); набор цифр от «1» до «8»;
наглядное пособие
и материал к нему: по шесть полосок разного цвета и высоты.
Ход занятия.
1. - Ребята, на улице тепло, солнышко светит, птицы возвращаются из тёплых краёв, начинают вить гнёзда. Люди готовят грядки и клумбы для посадки овощей и цветов.
- Как называется это время года?
- Вы знаете, что в лесу весной тоже происходят изменения. Проснулся медведь после зимней спячки, вылез из норки ёж. Все лесные звери пришли на полянку встречать их.
- Первым прибежал заяц.
Выставляется изображение зайца.
- Второй прискакала…. белочка.
- Потом пришёл.. олень. Каким по счёту был олень? (третьим).
- За ним прибежала …лиса.
- За лисой …волк. Которым по счёту был волк? (пятым).
…И.т. д.
В один ряд выставляются 8 изображений зверей. Последними выставляются ёж и медведь.
- Посчитайте глазами и скажите, сколько всего зверей на поляне (восемь).
- Давайте проверим. Ваня, сосчитай всех зверей.
Ребёнок считает у доски. Обратить внимание на соблюдение правил счёта, следить за тем, чтобы ребёнок не перекрывал собой изображение.
- Сколько всего зверей? (8).
- Выбери и поставь на доску цифру «8», которая обозначает число «восемь».
- Но вдруг заревел медведь: «Не хочу быть последним, хочу быть первым!». Все звери начали его успокаивать. Олень говорит: «Медведь, а ведь ты не последний, а первый».
- Как вы думаете, прав здесь олень или нет?
Высказывания детей.
Если считать слева направо, то первым по счёту будет заяц.
- А если считать справа налево, то первым по счёту будет медведь.
- Очень важно знать направление, в котором надо считать по порядку.
- Если считать слева направо, какой по счёту будет лиса?
- Если считать справа налево, который по счёту будет ёж?
- Кто стоит четвёртым по счёту, если считать справа налево? (слева направо?)
4-5 аналогичных вопросов с обязательным указанием направления счёта.
2. – Ребята, к вам в гости прибежали зайчата.
- Выложите на столе 7 зайчат.
- Сколько зайчат? (7).
- Давайте угостим зайчат капустой.
- Сколько головок капусты нужно выложить, чтобы хватило всем зайчатам? (7, потому что 7 зайчат).
Дети выкладывают 7 изображений капусты под изображениями зайчат.
- Что можно сказать о количестве зайчат и капусты? (Их поровну; зайчат столько, сколько капусты; их по семь).
- Обозначьте количество морковок. Какой цифрой будете обозначать? («7»).
- Прибежал ещё один зайчик. Сколько их стало? (8).
- Найдите цифру, которая обозначает число «восемь». Какую цифру ты выставляешь?
- А теперь, что можно сказать о количестве зайчат и капусты? (зайчат больше, чем капусты).
- Значит число «восемь» больше, чем число «семь».
- Как сделать, чтобы всем зайчатам хватило капусты, чтобы их стало поровну? (добавить ещё одну капусту).
- Возьмите ещё одну головку капусты и угостите зайчонка.
- Теперь зайчиков и капусты …поровну. По сколько? (по восемь).
3. Физминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели-встали, сели – встали,
И на месте побежали.
4. – У нас ещё есть одно задание. Нужно белочке помочь добраться до угощения.
- Как с помощью этих полосок можно достать грибок? (построить лесенку).
- По сколько у вас полосок? (по шесть).
- Полоски одинаковые или разные?
- Чем они отличаются друг от друга? (цветом; размером, высотой).
- Может быть, кто-то знает, как построить лесенку? Как?
Высказывания детей.
При необходимости воспитатель напоминает детям алгоритм построения сериационного ряда по высоте:
- Я вам немного помогу. Сначала нужно найти самую высокую полоску и поставить её под грибочком. Какого цвета самая высокая полоска? (жёлтого).
- Из оставшихся полосок надо выбрать самую высокую и плотно приставить её к первой полоске. И т.д.
Дети самостоятельно выбирают полоски, сравнивая их с помощью глазомера; строят лесенку.
- Белочка запрыгнула на оранжевую ступеньку и задумалась: это самая низкая или самая высокая ступенька? (самая низкая).
- Следующая зелёная ступенька выше или ниже оранжевой? (выше)
- Фиолетовая ступенька выше или ниже зелёной?
- Красная выше или ниже фиолетовой?
И.т.д.
- Так белочка добралась до грибочка. Она поблагодарила вас за помощь.
- Вы, ребята, молодцы!
5. - У меня есть ещё одно интересное задание для вас.
Воспитатель приглашает к доске 4-5 детей.
- Ребята, постройтесь по росту. Вот здесь будет стоять самый высокий, лицом к детям, а дальше, слева направо, - пониже. А Аня поможет вам построиться.
- Кто из этих детей самый высокий?
- Кто самый низкий?
- Кто выше Вани, но ниже Тани?
- Кто стоит между Сашей и Машей?
- Ваня, кто стоит справа от тебя?
- Лена, кто стоит слева от тебя?
- Антон, дотронься правой рукой до носа.
- Маша, дотронься левой рукой до правого колена.
Вопросы и задания предлагаются всем детям.
6. Рефлексия.