14,5K подписчиков

Профанация обучения в ВВПУ СССР

6,3K прочитали

Каждый принимает решение лично. Никто кроме тебя самого не сможет принять единственно правильного решения в жизни. Вспоминаю обучение в высшем военно-политическом училище.

В этой статье я намерено не собираюсь указывать конкретное наименование учебного заведения МО времен СССР. Все мы были курсантами. Сейчас речь пойдет о военно-политическом училище.

Будни молодого солдата и грозный прапор на своем месте. Тут как раз дезориентация молодого запуганного воина. Рисунок из солдатского альбома. Фото из открытых источников.
Будни молодого солдата и грозный прапор на своем месте. Тут как раз дезориентация молодого запуганного воина. Рисунок из солдатского альбома. Фото из открытых источников.

Что ты привязался к этой теме, скажут и говорят мне некоторые пенсионеры. Но здесь я мягко возражу, тема обучения по профессии офицер-политработник наиболее интересна и актуальна. Во-первых еще жива львиная доля курсантов проходивших службу в СССР и СА, поэтому лишний раз не грех и вступить в полемику. Некоторые особи в семейных трусах и носках с дырками на пятках и стаканом пивка на глазу, начинают комментировать меня как личность и критиковать мои статьи сугубо в отрицательном и негативном ключе. Но честного разговора с ними не получается. Ведь все эти пузатые особи привыкли общаться под странными погонялами и никами, которые ничего не значат кроме набора букв, порой и латиницей. Что я привязался? Так не только я, многие бывшие курсанты и офицеры пишут критические статьи, а вы только удивляетесь. Ладно, это просто вступление.

Фантастическая картина времен СССР. Парад Победы видимо в Москве. Блондинки в зеленых беретах. Такого не было никогда, скорее всего художник любитель кордебалета в Париже, вот он и перенес свои фантазии на Советскую действительность. Фото из открытых источников.
Фантастическая картина времен СССР. Парад Победы видимо в Москве. Блондинки в зеленых беретах. Такого не было никогда, скорее всего художник любитель кордебалета в Париже, вот он и перенес свои фантазии на Советскую действительность. Фото из открытых источников.

Статья то о другом, о соответствии предметов обучения в Военно-Политическом вузе, гражданскому университетскому образованию. К сожалению о полном несоответствии такого образования и таких дипломов. А ведь в дипломе выпускника ВВПУ было заявлено, что он самый настоящий историк и имеет право преподавать историю в среднем учебном заведении. Но это ложь, разве что в сельскую школу могли взять физруком, трудовиком или историком, если уж полный недобор штата. Львиную долю занятий по мировой истории, которой кстати вообще не было в программе, и Истории КПСС и истории СССР, занимали бесконечные и бестолковые наряды и караулы, хоть где курсанты, в нарядах, в патруле, в коробке тренируются к очередному прохождению под барабан или парад на Площади 1905 года. Нет курсантов на лекциях по истории КПСС, нет и меня командира отделения. Потому что мы, плавно всем взводом нырнули из наряда по столовой, в маршевую коробку, а через пару суток в караул, охранять склады с амуницией, и если пошлют боевую технику в лагерях в лесу. Все, аут. Идут зачеты, у моих курсантов появляются трояки и двойки, это разве учеба? Это бардак, сразу наказан старший лейтенант, а он наказал нас, сержантов. И пошло поехало. Лично я на курсантах никогда злость не срывал, дабы это бессмысленно и непродуктивно для командира, так можно слететь с должности, а потом стать дневальным и драить все, что прикажут салабоны, случайно поставленные на сержантские должностя. Такое бывало и бывшие сержанты терпели. И это было и горько и смешно. Таковы нравы в армии. Правда могли снять с должности комода или замка, но оставить две лычки. В этом случае хоть иногда могли поставить дежурным по батарее. Честь сержанта соблюдена, более менее.

Курсанты играют в шахматы вместо увольнения в город. Нет они ни в чем не виноваты, просто в городе карантин по гриппу, и командующий Уральским округом приказал пару месяцев никого не выпускать из периметра. Плевать, что у тебя мать, больной отец или невеста. Приказ не выпускать. И все опять сидим ровно. фото из открытых источников.
Курсанты играют в шахматы вместо увольнения в город. Нет они ни в чем не виноваты, просто в городе карантин по гриппу, и командующий Уральским округом приказал пару месяцев никого не выпускать из периметра. Плевать, что у тебя мать, больной отец или невеста. Приказ не выпускать. И все опять сидим ровно. фото из открытых источников.

Это учебный залет, и все отделение или вся группа (взвод), снова лишается увольнения в город до исправления хвостов, а также лишается культурного мероприятия - "Встречи со студентками педагогического института". Такие отмены были вообще как крупные подлянки со стороны офицеров взводного звена. Там уже девочки ждут, пластинки принесли, салаты и тортики наделали и ждут организованную группу курсантов из СВВПТАУ, а они не пришли. То есть мы не пришли, мы плац метем или газеты читаем в ленинской комнате. А это уже девушки семнадцати, восемнадцати лет, а нам уже по девятнадцать, кому уже двадцать, мы эту встречу три недели ждали, а ее отменили без объяснения, за час до выхода на КПП с командиром взвода. Скажите, нужен такой жених девчонке? Я сомневаюсь. Курсанты, пришедшие со школьной скамьи, тихо терпят, кто-то плачет ночью в подушку, сорвалось свидание с любимой девушкой. Но они терпят, потому что они надеются на свет в конце тоннеля. Они получают новую информацию, они еще ничего не знают, им войска мерещатся манной небесной. А мы уже бывшие в солдатских шкурах сидим как в кинозале повторного фильма, тошно и смешно становилось от этих игр. В девятнадцать лет, это вам не шутка юмора, так народившиеся семьи рушились повсеместно.

Я тогда терпеть не стал, зашел к взводному в канцелярию и все высказал четко, с глазу на глаз, кто он есть и как его надо величать теперь. Ему - командиру взвода, этот разговор не понравился, он просто выпал в осадок. За что через пятнадцать минут уже я отдыхал на местной киче в одиночной камере. Арестовывали меня за пререкание офицеру, прямо в расположении батареи перед всем личным составом взвода, да и всей батареи. Это был уже третий курс. Арест происходил без присутствия командира батареи, то есть взводный проявил самоуправство, прямое нарушения устава и не знание порядка ареста. Через сутки меня выпустил лично командир нашей батареи майор Рощин, замечательный офицер и человек, настоящий педагог. А проведывать на кичу меня приходили двое, но в разное время: Начальник училища Генерал-майор Круглов и заместитель по боевой подготовке Полковник Донченко. Им обоим понравилось, что я отжимался от бетонного пола на кулаках и делал приседания. Честь можно не отдавать, арестантам. Я же не дурак и прекрасно слышал, что к двери пришли посетители, посмотреть на борзого сержанта-десантника. Круглов даже рассмеялся. Он ведь тоже был после Афгана. Донченко был в Анголе. Они может думали, что я там вены захочу себе вскрыть, но увидев мой спорт и даже потуги по рукопашному бою в глазок, довольно усмехнулись и к вечеру разрешили меня освободить.

Пять лет в сапогах. Грибок стопы у всех курсантов и офицеров, Вот такая ботаника и за грибами можно не ходить. Фото из открытых источников.
Пять лет в сапогах. Грибок стопы у всех курсантов и офицеров, Вот такая ботаника и за грибами можно не ходить. Фото из открытых источников.

Выпустили меня примерно в одиннадцать часов вечера или даже позже, а мое отделение в казарме меня встречало тортом и соком, за то, что я отказался вести отделение подметать после отбоя плацот снегя, старыми палками-метелками, вместо встречи со студентками в Свердловске в зимний романтический вечер. В общем веселился я на грани фола. Я прекрасно понимал, что мной и сотнями верных пацанов, просто манипулируют, играют как деревянными человечками, тупо, бестолково но регулярно. Уровень образования меня сильно уже не устраивал, я понимал, что диплом будет очень слабый и если искать работу достойную на гражданке, то придётся переучиваться заново. Все это были игры в прекрасное образование. Но прежде всего это была дрессировка и приручение подчиняться казарменной жизни, жизни вне общества, вне культуры и науки. Жизнь сапога, ать, два, левой! Нале-на-пра-во! Кругом, шагом марш! Я был разочарован, а если я разочарован, то принимаю решение не думая над ним год. Максимум полгода я еще думал. Некоторые сержанты уже написали рапорта и ушли, а я все думал, взвешивал за и против. Отсутствие денежного довольствия и полное отсутствие перспективы попасть в престижный округ делали свое дело, и еще ряд факторов. Хотя об одном я упомяну. На третьем курсе я стал замечать, что курсанты поступившие в училище со школы начали просто откровенно цинично относится к нам, к тем кто поступил учиться с войск. Им было глубоко и далеко плевать, откуда ты пришел и какой боевой опыт ты имеешь, они просто были молодыми циниками. Им было плевать, что был у тебя когда то Афган, Алжир, Эфиопия, Корея, Берлин, это было давно и неправда. Им просто не прививали уважения к молодым ветеранам, это было у них в крови. С каждого учебного взвода в 60 курсантов, было дай то Бог десяток патриотов, остальные те еще замаскированные хитреци и карьеристы. Я подумал, а чему могут научить солдат такие замполиты, чему они могут научить, когда абсолютное незнание и неуважение к афганскому опыту. Да мы ничего не изучали, ни опыт Афганга, Вьетнама, Анголы, Корее, очень мало ВОВ, это были холодные и безразличные люди. Тупые и самодовольные, молодые львы. Даже сейчас некоторые особи комментируют, че ты прикрываешься Афганом, и все в таком же ключе. Нет ребята, что-то здесь не так. Пора было уходить. Я не хочу служить с таким контингентом. Пришло осознание и не нужно плыть по течению. По течению плывут трупы. И я принял решение и подал рапорт, конечно начались угрозы стройбатом, дисбатом и так дальше.

Курсантские рисунки это просто шедевры. Я так не умел. Комиксы отдыхают. Фото из открытых источников.
Курсантские рисунки это просто шедевры. Я так не умел. Комиксы отдыхают. Фото из открытых источников.

Или вот так, вдруг заболеют здоровые мужики. Курсанты играют в шахматы вместо увольнения в город. Нет, они ни в чем не виноваты, просто в городе карантин по гриппу, и командующий Уральским округом приказал пару месяцев никого не выпускать из периметра всех частей в том числе и нашего брата. Плевать, что у тебя мать, больной отец или невеста появилась пылкая. Приказ не выпускать. И все опять сидим ровно. Кого вообще волнует, что тебя кто-то ждет? Пусть подождут, теперь ты в армии. Хорошо, но может отгулы накопятся? Тоже нет, ничего нет. Наконец-то курсант выпущен на волю, часов на восемь, десять. За это время как гончий пес или оборотень он летит к подруге скидывает шинель, штаны и рубашку вместе с погонами и переодевается во все цивильное и штатское. Глоток свободы получен. Теперь в кино и чтобы время осталось для вечернего поцелуя и так далее. Счастью нет предела, быть в училище в десять нуль нуль вечера, не успел, марш на губу и лишение прогулки в город на месяц.

И вот наконец-то воля. Получил я академическую справку за три полных курса СВВПТАУ и бегом восстанавливаться в Педагогический университет. А на меня ректор посмотрел как на нового барана и говорит. Только на первый курс, ладно с учетом Афганистана, вне конкурса. Я говорю, ну может хотя бы на второй? Он говорит, справку можешь эту свою выбросить и начать учиться заново. Ваши предметы в СВВПТАУ не соответствуют ни одному гражданскому вузу. Ни часы, ни сами предметы. Так и сказал, ковыляй потихонечку, вот я и поковылял. В то время снова на первый курс мене не хотелось, устал, решил отдышаться. Не до учебы было, честно сказать. Дом я начал строить. Но это уже другой, почти детективный рассказ.

© Александр Елизарэ

Роман >>> "РЯДОВОЙ для АФГАНИСТАНА"

Благодарю за 👍 ! Подписывайтесь на канал