Найти в Дзене
Елизарэ-Фильм

Магазинчик-гастроном в гвардейской 103-ей ВДД в Афганистане для прапорщиков и офицеров

Братцы солдаты, скажу сразу, заведение это было для нашего брата, можно сказать запретным плодом. Конечно, мы по этому поводу злились и не понимали, для кого тогда этот магазин был установлен, кстати совсем близко с модулями 350-го гвардейского парашютно-десантного полчка, в солдатском народе именуемого просто "Полтинник". Ходить солдатам в этот магазин было не запрещено, но и не поощрялось, приравнивалось, что солдаты шляются по Дивизии без дела. Желудки жрать хотят. Вообще вспоминая те порядки в дивизии, и вообще в Афганистане, только сейчас начинаешь осознавать в какие жесткие, несправедливые и нелогичные рамки жизни и службы был поставлен рядовой солдат ВДВ в Афганистане. Сразу необходимо оговориться, что солдатики наших обычных войск были поставлены в еще более тяжкие условия службы, во всяком случае судя по их рассказам. Склонен им доверять полностью. Из чего я делаю эти выводы. Сейчас сравню подробно. Воздушно-десантные войска в Афганистане представляли из себя более менее однор

Братцы солдаты, скажу сразу, заведение это было для нашего брата, можно сказать запретным плодом. Конечно, мы по этому поводу злились и не понимали, для кого тогда этот магазин был установлен, кстати совсем близко с модулями 350-го гвардейского парашютно-десантного полчка, в солдатском народе именуемого просто "Полтинник". Ходить солдатам в этот магазин было не запрещено, но и не поощрялось, приравнивалось, что солдаты шляются по Дивизии без дела. Желудки жрать хотят. Вообще вспоминая те порядки в дивизии, и вообще в Афганистане, только сейчас начинаешь осознавать в какие жесткие, несправедливые и нелогичные рамки жизни и службы был поставлен рядовой солдат ВДВ в Афганистане. Сразу необходимо оговориться, что солдатики наших обычных войск были поставлены в еще более тяжкие условия службы, во всяком случае судя по их рассказам. Склонен им доверять полностью. Из чего я делаю эти выводы. Сейчас сравню подробно.

Шурави-мотострелки в Афганистане грузят раненых товарищей в вертолет. Фото из открытых источников.
Шурави-мотострелки в Афганистане грузят раненых товарищей в вертолет. Фото из открытых источников.

Воздушно-десантные войска в Афганистане представляли из себя более менее однородный монолит: солдат, сержантов и прапорщиков. В чем заключался этот более менее монолитный образ. Все просто, в ВДВ подбирались юноши примерно одинакового роста, веса и физической подготовки. Почти все до армии занимались серьезным спортом или парашютными прыжками. Рост от 170 сантиметров до 190, вес от 70 до 90. Кроме этого уже в рядах ВДВ все эти солдаты получили навыки рукопашного боя, каратэ и психологической закалки для смелости. Поэтому из этого числа солдат любой мог стать в будущем, сержантом или прапорщиком. Это была отчаянная ватага. Каждый солдат, имеющий элементарную смелость мог сразиться против наглых дедов или сержантов. Подчеркиваю, все мы обладали навыками, РБ и разведки против противника. Поэтому ярая, страшная дедовщина, порой отсутствовала, так как каждый новый призыв молодых солдат, вполне мог постоять за себя. ВДВ не такие большие войска, поэтому особо глумиться над молодыми никто не хотел. У всех солдат образование десять классов или выше, это также показатель уровня моральной зрелости солдат и сержантов. Постоянные занятия спортом и личный пример прапорщиков и офицеров. Ежедневный час утренней физической зарядки.

Разведывательная рота Шурави на марше в Афганистане. Фото из открытых источников.
Разведывательная рота Шурави на марше в Афганистане. Фото из открытых источников.

А что же происходило в мотострелковых, инженерно саперных, танковых, автомобильных и других подобных частях во время нахождения их в Афганистане. Там все было намного хуже. Личный состав в обычные части набирали совершенно по другому признаку. Двадцать процентов выбирали здоровяков и наглецов, формируя потом из них разведывательные роты и сержантский состав. Этих ребят также натаскивали по РБ. Так вот остальные восемьдесят процентов рот в пехоте были невысокие, неприспособленные, слабые по здоровью и даже по зрению, обычные ребята, попавшие в армию случайно, не говоря уже об отправке в Афган. Если в ВДВ была прямая и мощная мотивация для молодого солдата, получить тельняшку и Берет ВДВ, научиться драться по настоящему и сразу с несколькими противниками, прыгнуть в небо с братом парашютом, то в советской пехоте мотивации не было совсем. Отслужить и выжить, мама встречай доходягу.

Поэтому молодые солдаты мото-стрелки, физически не могли сопротивляться чудовищной дедовщине, земляческим группировкам в ротах и такому же отношению со стороны прапорщиков и офицеров. Знакомая офицерская поговорка: "Как к солдату не подходи, всегда будешь видеть спину (жо..у)", это оттуда из мабуты, в ВДВ такой поговорки не было. Я не раз наблюдал в Афганистане взвода наших пехотинцев в панамах. Идут два амбала старшина-прапорщик и замковзвод старший сержант, а за ними тридцать пацанов с разных республик ростом от 160 до 170 сантиметров. Грибы в шляпах. Какое уж тут сопротивление. Просто солдат с автоматом и деревянным прикладом. Соответственно эти наши солдатики и не знали что такое чайная или гастроном на территории части.

Улицы и рынок Кабула 1979 год. Кого тут спасать от голода и нищеты? Бабрака Кармаля может быть? фото из открытых источников.
Улицы и рынок Кабула 1979 год. Кого тут спасать от голода и нищеты? Бабрака Кармаля может быть? фото из открытых источников.

Какое уж тут посещение чайной или магазина военторг. Но вернемся в нашу 103-ю Воздушно-Десантную. Чтобы меньше думать о тяготах службы и о том, как тебя нагрели по ушам, что ты с радостью и азартом полетел в ДРА на помощь Афганским пионерам и бедному крестьянству, нужно постараться всегда улыбаться. Даже если тебе пробивают "фанеру" или посылают за дорогими сигами, непонятно куда. "Иди рожай", словно ты баба, а не мужик. Безусловно, я как старался шел в отказ, но это был залет и обиженные дедушки поднимали меня ночью для воспитания нерадивого солдата. Поднимали весь призыв, чтобы и твои друзья покрыли тебя ненавистью и презрением. Ведь они родили для дедов разные ништяки, а ты ленивый "дух" опять идешь в отказ. Тут прямо на центральном проходе кубра нас начинали "воспитывать", руками и ногами старшие братья. Когда мне становилось больно, я начинал драку. Нам везло, когда через сутки наша рота уходила на боевые, деды уходили всегда, почти все, оставались парочка контуженных в кочегарке и дед-толстых хлеборез. В расположении второй роты связи, оставались только слоны, духи и черпаки, то есть годки. Они нас трогать не имели права, и мы немного отдыхали. Через дней десять, иногда пятнадцать, дивизия возвращалась в Кабул, а с ней и наши любимые деды необычайно худые и злые. И били нас с еще большей ожесточенностью. В общем вселенский бардак приходил, но обиды на них не было. Чеков у всех очень мало, все злые и голодные. Еще прапорщик подливает масла в огонь, требуя чтобы рота сдала деньги на новую подшиву. Фигу ему деды показали, а он еще больше разозлился. Первый раз мы пошли в гастроном на территории Полтинника или Артполка, сейчас точнее не скажу, сразу после осеннего приказа, когда наши деды стали дембелями, а мы соответственно годками-черпаками. С этого дня нас никто не мог трогать руками, и мы если что, не хило огрызались. Пошли втроем в гастроном, скинулись нашими чеками, нас было четверо в роте вчерашних духов. Получилось у нас чеков тридцать пять не больше. Купили компот, кажется югославский, разного печенья, маленький кусочек колбаски и еще какую-то снедь. Ночью хотел отметить прощание с духовством, сожрать это все лакомство в траншее на колючке. Когда собирались идти в траншею, тут неожиданно появился у модуля наш прапор и папа ротный, шли они из бани автопарка.

Прапор боксер и не брал ни капли в рот, а вот командир набрался уже хорошо. Прапорщик начал издеваться и все что мы купили на все чеки буквально выбросил в поле за колючую проволоку, метал банки и печенье как гранаты. Папа только мурчал и приказывал нам молчать, угрожая арестом и посажением в яму, как плохих мальчиков-залетчиков. Мы так и не поняли в чем был наш залет. Прапор на ходу придумал, что мы все это добро несли дедам на колючку. Прекрасно он знал, что мы уже не слоны и ничего никому не носим. После этой ночи у меня пропало желание вообще ходить в гастроном, все товары были дорогие и нашему брату рядовому да и сержанту кроме печенья и сиси ничего не купить. Я плюнул на это дело. Просто закрыл эту тему, противно и не для меня. Прапора хотелось наказать, но он вскоре улетел в Союз, там заикаться и лупить молодых. О наградах наш призыв более и не мечтал, с папой ротным отношения были не ахти какие, в общем не авторитет.

Кого тут от голода снова спасти? Кому коммунизм построить? Кабул, современный. фото из открытых источников.
Кого тут от голода снова спасти? Кому коммунизм построить? Кабул, современный. фото из открытых источников.

Еще как-то раз пошли в тот гастроном с другом Вовкой, смотрим, а там у входа два десантника тощих после госпиталя, просят чеков, сладкого купить. Я им все и отдал, что в карманах было, может три или пять чеков, больше не ходил в тот гастроном. Нужно было еще отложить чеки, чтобы новый ремень с бляхой купить и знаки. О дипломате я и не мечтал. А тут взводный говорит: Саня, ты поступал в училище до армии? Ну поступал... Иди замполит вызывает, полетишь в Союз. Я прихожу. По вашему приказанию прибыл, товарищ гвардии майор! Он говорит, ну хватит уже! Садись, вот лист бумаги, авторучка, пиши рапорт на поступление в ВУ на имя комдива Павла Грачева. Я сел и написал. Отцу написал в письме, он одобрил мое решение. Через пару тройку недель пошли на личный разговор с замполитом батальона, прямо к комдиву в штаб дивизии. Комдив улыбнулся, пожал мне руку, вперед рядовой. Замполит сказал, если не сдашь экзамены, приедешь обратно, пошлю тебя на заставу, усек? Орден будешь получать. Так точно! Через три дня, прощай Афган, привет Самарканд. Про тот гастроном я и забыл, если бы не ваши комментарии, ребята. Всем здоровья и личного счастья.

© Александр Елизарэ

«Рядовой для Афганистана» – Александр Елизарэ | ЛитРес
«Наемник – мера забвения. Книга 2» – Александр Елизарэ | ЛитРес

Друзья, вам будут интересны следующие рассказы:

Медицинские братья в учебной войсковой части ВДВ в Каунасе
Елизарэ-Фильм18 марта 2021

Благодарю за 👍 ! Подписывайтесь на канал Елизарэ-Фильм

Роман >>> "РЯДОВОЙ для АФГАНИСТАНА"

Все мои книги >>> На Литрес