Найти тему

Государственные крестьяне - что это значит?

Оглавление

Добрый день, Друзья и Коллеги,

Нашли, что ваши предки были государственными крестьянами? У меня тот же случай. Что это значит? Откуда взялось слово «государственные»? Сейчас расскажу вам, что нашла я.

«Дай носик» – особый знак материнской нежности. Беломорская Карелия. Фото И. К. Инха, 1894 г. из собрания сайта «Этнография и фольклор Русского Севера»
«Дай носик» – особый знак материнской нежности. Беломорская Карелия. Фото И. К. Инха, 1894 г. из собрания сайта «Этнография и фольклор Русского Севера»

Как понять к каким крестьянам относились Ваши предки?

Смотрим Метрические книги. Обычно, в начале каждой записи священник указывает принадлежность человека к сословию или какие-то дополнительные регалии, например "почетный гражданин". В случае с государственными крестьянами так и написано - "Государственный крестьянин ....". Если вы не встретили такую запись, а встретили просто "Крестьянин", то скорее всего, речь идет о крепостном виде крестьянства.

Данная гипотеза будет требовать проверки. Для этого можно взять Исповедную ведомость или Исповедную роспись за любой период, заглянуть в начало раздела с наименованием населенного пункта (деревни, села, сельца). Там, перед названием населенного пункта, в случае, если он является "владельческим", то есть находится в частной собственности, указывается его владелец, далее перечисляются сначала "дворовые", то есть работающие в имении крепостные крестьяне, а затем - все остальные крепостные.

Впервые я увидела эту формулировку в метрической книге конца 19 в, когда только начинала составлять родословную одной из фамильных ветвей своей семьи. Пришлось лезть в литературу, перерабатывать кучу материала, чтобы разобраться с понятием «государственный крестьянин».

Фото Метрической книги Спасопреображенской Тиксненской Церкви Тотемского уезда за 1880-1882 гг. ГАВО.
Фото Метрической книги Спасопреображенской Тиксненской Церкви Тотемского уезда за 1880-1882 гг. ГАВО.

Почему кучу? Я никак не могла найти четкие формулировки этого понятия, которые бы отвечали на вопросы: что за "статус", как появились, почему назывались именно так, какие у них были права и т.д.
Переработав кучу статей, сформулирую для вас коротко свои выводы:

Крестьянин - это человек, работающий «на земле», занимающийся сельским хозяйством. Думаете сейчас: «Открыла Америку через форточку! Это же - очевидно!». Искренне с вами согласна, и в то же время - это определение будет нашей отправной точкой.

На протяжении практически всей истории России существовали несколько видов крестьянства: государственные (еще из называли "Черносошные") и владельческие.

Есть интересный факт, а может "Историческая байка", за достоверность не ручаюсь, но красиво: понятие "обелить" доходы связано именно с названием "черносошные", от словосочетания "черная соха".

Соха - это мера земельной площади. А почему "черная"? Видимо потому, что границы земель не были точно установлены, территории считались темными. Когда границы фиксировались четкими (на тот момент) измерениями, территории становились светлыми. Отсюда и слово "обелить". Забавно, правда?

Государственных крестьян можно назвать лично свободными.

Эти крестьяне формально принадлежали государству (или царю), работали на государственной земле. Они обладали практически всеми правами: могли покупать-продавать недвижимость, отдавать ее в наследство, заниматься торговлей, открывать производство, нанимать сторонних людей для выполнения работ и т.д. Но, одновременно, сохранялся риск того, что в один прекрасный момент, государь, росчерком пера, подарит земли, на которых ты живешь и работаешь, вместе с тобой и твоей семьей, какому-нибудь дворянину, в виде благодарности за службу (очень любил Павел I такие штуки).

В то же время, до отмены "Крепостного права" в 1861 г., они считались также прикрепленными к земле, то есть передвигаться по стране свободно они не могли, хотя, по моему мнению, все было не так однозначно... В разных губерниях все было по-разному, и потом, что значит свободно? Это тоже отдельный вопрос.

Количество государственных крестьян, относительно общего населения страны, было достаточно велико - в середине XIX века - около 50% .

Но зачем нам все это знать, когда мы составляем родословную своей семьи?

Ответ достаточно прост - Чем больше прав и обязанностей у конкретных людей, тем больше возможностей они, как правило, реализуют, тем больше мы о них можем узнать.

Девушки и парни в будничной одежде. Дер. Княжиха Усть-Печенгской волости Тотемского уезда. Снято М. Б. Едемским. 1924 г. Источник : Русские крестьяне. Жизнь, быт, нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 5, ч. 4. – СПб., 2008.
Девушки и парни в будничной одежде. Дер. Княжиха Усть-Печенгской волости Тотемского уезда. Снято М. Б. Едемским. 1924 г. Источник : Русские крестьяне. Жизнь, быт, нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 5, ч. 4. – СПб., 2008.

У государственных крестьян достаточно рано по сравнению с другими крестьянскими сословиями появляются фамилии.

Например, в одной из ветвей государственных крестьян в моей родословной, устойчивая фамилия появилась еще в конце 17 века.

А другая ветвь, связанная с крепостными крестьянами, получила фамилию только в середине 19 века, что значительно усложняет поиск источников, связанных с моей семьей.

Вполне вероятно, что ваши предки, будучи государственными крестьянами, вели достаточно активную жизнь, как сейчас говорят - занимались частным бизнесом, то самое малое предпринимательство, это значит - они составляли договора, выписывали доверенности, готовили завещание и т.д.

Фото из линого архива. Доверенность на продажу соли 1787 г. Копия. ГААО.
Фото из линого архива. Доверенность на продажу соли 1787 г. Копия. ГААО.

А еще, возможно, что они были активными "общественниками". Государственные крестьяне составляли "Общину", объединялись в так называемое на официальном языке "Сельское общество", именно эта формулировка часто фигурирует в государственных документах: например, если у вас не получается найти что-то в архивах прямым поиском храма или волости, то можно попробовать поискать через название сельского общества. В моем случае, хозяйство предков входило в "Погореловское сельское общество", потом оно сменило название на "Угрюмовское сельское общество". Упоминания могут проходить и так и так за один и тот же период времени, вот такая путаница.

Моя рекомендация - запишите на лист все возможные варианты поиска, и в каждой поисковой системе, будь то различные архивы, библиотеки, поисковики Яндекса и Гугла, используйте их по очереди.

Я использовала фамилию, название деревни, название волости, название сельского общества в обоих найденных вариантах. Что-то полезное, но находится.

Простым поиском на сайте электронной библиотеки я нашла переведенный (а это ценно) исторический источник - Доверенность на представление интересов по торговле солью, подписанный одним из моих предков.

Как обычно, даю очень полезную ссылку на Сайт Вологодской областной библиотеки: www.booksite.ru

Отдельно, надо пояснить, что такое "Сельское общество". Очень характерно, на мой взгляд, что крестьяне называли свое объединение "Миръ". А также говорили, что "Миръ" живет "по завету отцов". Самый ближайший смысл, аналогичный нашему времени, приходит в голову "жить по понятиям", уж простите за такую вольность сравнения.

А что это были за "заветы отцов" или "понятия"?

Миръ отвечал:

  • за справедливое распределение земель, пропорционально количеству человек в семьях. Земли распределялись через жеребьевку. Период, когда необходимо проводить жеребьевку определялся общим собранием.
  • за предоставление рекрутов в армию, также через жеребьевку. Интересно, что выбрав чьего-то сына на жеребьевке, в будущем, если изменились условия в семье рекрута - умер отец, "миръ" мог заменить его на другого кандидата.
  • за содержание малоимущих членов крестьянского общества.
  • за своевременную выплату налогов (как мы бы сейчас сказали - был налоговым агентом), кстати, и предоставлял отсрочки по налогам, если у кого-то возникали трудности с выплатами, то есть, члены общества брали на себя (добровольно или нет - это отдельный вопрос) выплату налога.
  • за содержание общественных мест - церкви, школы, мельницы и т.д.
  • за приглашение пастуха. Это интересный момент. В Вологодской губернии сами крестьяне не пасли свой скот. Почему? Видимо, не хотели отвлекать силы от обработки земель. Они приглашли "чужого" пастуха. Были профессиональные пастухи, которые нанимались на работу в общество. Процедура была такой: ранней весной пастухи приходили в деревню, предлагали свои услуги на весь сезон. Общее собрание решало, стоит ли его брать. Если решение по кандидатуре было положительным - давали ему задаток, пастух уходил. Когда снег начинал таять, пастух возвращался в деревню, принимал "под отчет" стадо. Но, бывали случаи, когда потенциальный пастух просто пропадал с задатком. Оплата его услуг в течение всего сезона до глубокой осени распределялась между крестьянскими дворами частично деньгами, частично просто едой. Пастух по графику питался в каждом дворе.
  • за проведение общественных работ. Например, построить избу, поправить забор, и т.д.
  • за принятие и за выход из членов общества. Например, если крестьянин хочет выйти из состава сельского общества, он должен уплатить обществу потенциальный убыток, ведь норма налога уже расчитана по мужским душам. Выход из сельского общества и выход из "Мира" - это разные понятия.

В заключении, хочу сказать, что все вышесказанное рисуется очень красивой картинкой - мечта социалистов. Конечно же, люди всегда остаются просто людьми, со всеми своими достоинствами и недостатками. В сельских обществах было и неравенство, взятки, сплетни, наговоры, жалобы, драки и т.д. Куда же без этого?

Ну вот и все на сегодня.

Если Вам понравилась моя статья - подписывайтесь на каналы, ставьте лайки.

Дзен: Родословная - это легко

Телеграмм: Родословная - это легко

Была рада вновь повидаться с Вами, друзья и Коллеги.

Искренне ваша...