В сериале «Великолепный век» мы видим много ярких персонажей. Сегодня предлагаю взглянуть на Махидевран-султан и Хюррем-султан со стороны их материнской роли.
Вначале сериала мы видим противостояние двух женщин: наложницы султана борются за внимание своего мужчины. Несмотря на обычаи, традиции гарема, женщина остается собой и не может делить любимого с другими.
Успех во дворце и устойчивое положение наложницам обеспечивает рождение наследников.
И тогда, с появлением малыша, перед новоиспеченной матерью появляется выбор: использовать дитя в качестве средства утверждения власти, или остаться просто матерью и позволить ребенку идти своей дорогой.
Соблазн весьма велик. И с позиции того, что каждая мать знает лучше, что нужно для ее ребенка. А лучшее, разумеется, получить трон. И с личной позиции: ведь когда твой сын становится правителем, ты станешь при нем валиде-султан, и все будут уважать тебя и считаться с тобой. А оказывая влияние на повелителя, ты косвенно влияешь на всю страну.
Поэтому, со временем, соперничество за сердце султана сменилось борьбой за власть.
Махидевран, проиграв Хюррем как женщина, уезжает в старый дворец. В этот момент мы видим, что происходит перекладывание некоторых функций мужа на сына: Махидевран часто плачет перед своим ребенком, рассказывает ему о том, как ей больно, и маленький Мустафа вынужден поддерживать мать, брать ответственность за ее эмоциональное состояние и даже принимает решает последовать за ней, несмотря на традиции.
Возможно, груз ответственности первенца, а также необходимость стать родителем для собственной матери повлияли на формирование у Мустафы сверх ответственности и чувства справедливости.
Быть родителем для собственной матери – ноша, непосильная для психики ребенка. Так, ребенок видит, что взрослый неустойчив, не может справиться с трудностями мира, а следовательно, не может защитить и его. И тогда, еще в детстве приняв решение защищать старших, вырастая, он берет ответственность за всех вокруг, кроме себя.
Однако по мере взросления Мустафы мы видим и положительные изменения Махидевран в ее отношении к сыну. Так, несмотря на свое страстное желание сделать своего ребенка правителем, и даже строя козни за его спиной, она все же старается прислушиваться к желаниям сына и позволяет ему самому принимать решения, а также поддерживает его в душевных переживаниях.
Ревнуя сына к наложницам (Мустафа был для Махидевран единственной поддержкой, и поэтому сильное увлечение другими женщинами воспринималось ей как угроза одиночества), Махидевран все же была готова помочь сыну спасти любимую беременную девушку, и увезти ее в старый дворец, не допуская аборта, понимая, как это важно для него.
Далее, когда Мустафа принимает решение выйти в море, чтобы спасти сына сановника (рискуя при этом навлечь на себя сильный гнев султана), она только говорит ему о своих опасениях, но не удерживая силой.
И мы видим большую поддержку Мустафы в его отношениях с Мехринисой-хатун. Несмотря на всю опасность положения, Махидевран бережна к сыну, и позволяет ему принимать решения в сердечных делах.
Так, несмотря на то, что в детстве Мустафе пришлось выполнять роль взрослого по отношению к матери, со временем, мы видим, что Махидевран старается стать для сына доброй и поддерживающей матерью.
Обратимся к Хюррем-султан. Женщина весьма амбициозная, с хорошо развитым паранойяльным радикалом (прирожденный лидер, девиз- цель оправдывает средства). Утвердившись как женщина (Хюррем стала законной супругой султана), она захотела пойти дальше и получить власть над всем миром.
Мы видим, как она постепенно вмешивается в дела государства, налаживает связи с чиновниками.
И разумеется, в этом положении ни что лучше не поможет утвердить власть, как дети.
Хюррем выдает свою дочь замуж за своего верного сановника Рустема-пашу, несмотря на то, что этот брак не делает ее дочь счастливой. Хюррем легко отрекается от своего обещания выдать ее за того, от кого у той будет трепетать сердце.
Но увы, Хюррем все знает, как будет лучше для ее детей и уверенно пытается управлять их жизнями, мотивируя это тем, что все только ради них, и что иначе всех убьет Мустафа. (Но даже если бы не было тех обычаев, когда брат, получивший престол, должен убить других братьев, неужели бы тогда она не боролась за власть? Спойлер – нет.)
В отношениях с дочерью мы видим и конкуренцию за женственность и сексуальность. Так, однажды как бы невзначай, она бросает фразу: «Конечно, ты же у нас эксперт в любви», намекая Михримах на то, что она живет с нелюбимым человеком и не может знать, что такое любовь. Создается впечатление, что Хюррем в целом боится, что другая женщина может быть красивее, счастливее ее, и поэтому для полного удержания власти и контроля, ей необходимо подавлять свою дочь.
А что с другими детьми? Как они борются с подавляющей и контролирующей матерью?
Так, у Селима на лицо все признаки зависимой личности. Он не привык принимать самостоятельно решения, не способен переживать негативные эмоции, которые сразу заливает алкоголем. Также Селим имеет нестабильную самооценку, страдает от чувства неполноценности, вследствие чего ему кажется, что все вокруг его презирают. По факту, он не живет своей жизнью, от чего появляется ощущение внутренней пустоты и неудовлетворённости. Он не счастлив, но идеальный ребенок для контролирующей матери.
Шехзаде Баязид рос более независимым, и пытался жить по своей воле, чем был не угоден Хюррем. Можно сравнить поведение Махидевран-султан и Хюррем-султан в ситуациях, когда их сыновья решили совершить тайный никках (заключить брак). Никто из этих матерей не одобрял такого поступка сына, однако Махидевран была способна выслушать сына, а Хюррем даже не было интересно узнать о чувствах ее ребенка. Так как Баязид был неудобным для контроля ребенком, то в качестве наследника она выбирает Селима.
Что же касается младшего сына Джихангир, у которого был горб и которого никак нельзя было использовать для достижения политических амбиций, то он ей был особо не интересен. Джихангир в одиночестве проводил время во дворце, и Хюррем никогда не интересовало, что у него на душе.
Старший сын Мехмед погиб рано, поэтому тема его отношений с матерью в сериале не очень раскрыта. Однако и здесь видно, что первенец был для Хюррем в первую очередь залогом ее власти. Она не очень думала о его переживаниях, решениях, главное, чтобы он выполнил отпущенную ему роль – стать наследником. Но при этом, рискуя потерять свою власть во дворце, Хюррем не поехала с Мехмедом в санджак (хотя согласно традициям, она должна была сопровождать своего старшего сына, помогая ему править и оберегая его).
Так, можно сказать, что в Махидевран-султан была больше матерью для своего сына, в то время как Хюррем-султан являлась повелительницей империи, ее мало заботили переживания и личная жизнь детей, они должны были служить только ее интересам.