Natura Siberica стала первой русской косметической компанией, которая начала поставлять продукцию в Африку. Пока речь идёт о магазинах в Марокко и Тунисе. Кроме того, компания ведёт переговоры с потенциальными партнёрами в Египте и на Мадагаскаре.
Представитель Natura Siberica рассказал "Коммерсанту", что компания поставляет продукцию в новые регионы через местных дистрибьюторов, после чего косметика поступает в торговые сети. Например, в Тунисе продукцию Natura Siberica можно купить в аптеках.
Экперты считают, что на этих рынках компания столкнётся с сильной конкуренцией. Так, финтех-предприниматель из столицы Кении Найроби, основатель сообщества "Министерство Африки", автор телеграм-канала о бизнесе в Африке @mzungugram Михаил Ляпин рассказал Царьграду, что Северная Африка, куда входят Тунис и Марокко, - регион арабской культуры с большим французским влиянием.
По сравнению со странами, расположенными южнее Сахары, здесь более выражена конкуренция, поэтому придётся много внимания уделить рыночным исследованиям, чтобы точно определить позиционирование продукции в регионе,
- считает Ляпин.
Можно предположить, что рынок в Тунисе и Марокко устроен так же, как и в остальном мире. Вряд ли там потребитель выбирает по принципу - из России товар или нет. Покупатель смотрит на цену, качество товара и лишь затем - на его позиционирование.
Судя по тому, что логистика неблизкая, а речь про производство в этих странах не идёт, то товар будет достаточно дорогой, премиальный. Поэтому главный вопрос: как будет проведена работа с консультантами в магазинах?
- цитирует "Коммерсант" вице-президента по стратегии Media Instinct Group Александра Сироватского.
По его мнению, сейчас идёт предварительная фаза, когда в компании через различных поставщиков проверяют, насколько продукт заходит местной аудитории - большому количеству женщин, которые активно заботятся о своем внешнем виде, состоянии кожи. Ведь это солнечные жаркие страны, и потребление тех или иных видов защитной косметики там достаточно высокое.
Вопрос в том, как Natura Siberica сумеет позиционировать своё преимущество, на которое она опирается в России, не имея собственной розницы и рекламной поддержки. Насколько местной аудитории получится объяснить что-то про силу и качество продуктов из Сибири.
Напомним, что после смерти в начале 2021 года основателя компании Андрея Трубникова, Natura Siberica около года была фактически безхозной - решался спор о владении, который шёл больше полутора лет, из-за чего даже было приостановлено производство. Затем весной 2023 года контроль над ней получил холдинг АФК "Система".
Natura Siberica уже поставляет товары не только в страны СНГ. В прошлом году компания вышла на ближневосточный рынок. Продукцию бренда можно купить в Саудовской Аравии, Бахрейне, Иордании и Объединенных Арабских Эмиратах. Помимо этого, косметика русской компании представлена во Вьетнаме, на Тайване, в Гонконге и Малайзии. В 2022 году её объем продаж на мировом рынке превысил 20 млн евро, а в 2023-м выручка от внешней торговли выросла на треть.
Ничего удивительного, что когда многие рынки для отечественных брендов оказались закрыты или ограничены, наступило время выходить на рынки Африки, большая часть стран которой хорошо относится к России.
По наблюдениям сообщества "Министерство Африки", население абсолютного большинства африканских стран лояльно относится к русским торговым маркам. Крупные западные бренды на рынке ещё не успели стать нарицательными для своих продуктовых категорий, население открыто к "слабым", мало известным торговым маркам,
- делится Ляпин c Царьградом.
По его мнению, непростые климатические условия, особенности диеты и физиологии африканцев, начало формирования среднего класса приводят росту рынка товаров для красоты и ухода на 8-10% в год, в то время как остальной мир растёт лишь на 4%. Кроме того, в Африке сейчас бурно развивается рынок электронной коммерции, что напоминает наши 2000-е и 2010-е годы. Онлайн-сбыт косметики в этом регионе растёт в среднем на 16% в год.
Эксперт назвал особенности африканских рынков, которые повлияют на бизнес Natura Siberica в регионе:
- особые потребности африканских клиентов, которые, покупая косметическую продукцию, хотят: увлажнить кожу, кожа африканцев очень сильно сохнет; улучшить качество волос и кожи головы; для городского населения - бороться с лишним весом;
- сложная логистика, судно может идти до порта как 30 дней, так и 60, слабая складская инфраструктура, обыкновенное отсутствие холодильников на складах на всём пути от порта до точек сбыта;
- непростая работа с импортёрами, которые часто не готовы выкупать товар на собственные средства. При этом далеко не всегда возможно получить банковские гарантии для проведения сделок;
- высокая норма прибыли. Ошибочно предполагать, что в Африке всё стоит дёшево. На континент как раз идут с единственной целью, чтобы иметь более высокую норму прибыли и перспективу занять значимую долю растущего рынка. Сейчас в Африке проживает 1,3-1,4 млрд человек, к 2050 году население удвоится до 2,5 млрд человек. И эти люди будут хотеть хорошо выглядеть.
Кстати, для АФК "Система" это не первая попытка выхода в регион. Другие компании холдинга уже делают первые шаги. Так, летом 2023 года Segezha Group заявила, что видит большие перспективы в выходе на рынок Северной Африки с бумагой и пиломатериалами. А осенью этого года гостиничная компания Cosmos Hotel Group анонсировала организацию VIP-туров в ЮАР, Намибию, Марокко и Танзанию.
По мнению некоторых экспертов сообщества "Министерство Африки", другая компания АФК "Система" - Sitronics Group - может быть заинтересована в размещении производства спутников в одной из стран Северной Африки. В целом, все эти разнородные активности холдинга выглядят, как попытки запустить что-то небольшое в регионе, получить опыт работы в не самом простом, но перспективном африканском регионе и затем масштабировать результат.